Развитие нравственно свободной личности подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


В настоящее время проблема нравственности стоит очень остро. В современном мире человек живет и развивается, окруженный различными источниками сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Эти факторы влияют на интеллект и чувства ребенка, на еще формирующуюся сферу нравственности. Подростковый возраст является тем периодом, когда происходит становление самосознания, интенсивно формируются качества свободной личности, складывается система ценностных ориентаций, идеалов, убеждений. Центральным в процессе личностного становления в этом возрасте является нравственное развитие. Развитие нравственно свободной личности подростка зависит от той среды, в которой растет и воспитывается ребенок, от того воздействия, которое эта среда оказывает на него. В статье мы рассмотрим три среды жизни подростка: полная семья, неполная семья, детский дом.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила, определяемые этими качествами [4]. Процесс взросления включает в себя самоопределение молодежи во всех жизненно важных сферах, формирование устойчивой направленности интересов и мировоззрения. Подростковый и юношеский возраст является периодом, когда развиваются психологические структуры, обеспечивающие становление самосознания, эмоционально-волевых качеств, системы ценностных ориентаций, идеалов. Центром в процессе личностного становления является нравственное развитие. По мнению В.В. Столина “нравственное сознание выполняет функцию формирования структуры бытия, оформляя жизнь в устойчивую и целостную систему” [5]. Общетеоретические вопросы о значении, роли и сущности нравственного развития изучали Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Зеньковский В.В. и другие психологи. Многие из них считали, что содержание нравственно свободной личности заключается в отношении к родине; отношении к труду; отношении к обществу; отношении к себе; в человеколюбии или гуманности [6]. Ценностные ориентации – “это тот компонент структуры сознания личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы” [2]. Т.И. Пороховская замечает “ценностные ориентации – это элементы структуры сознания личности, характеризующие содержательную сторону ее направленности” [3].

Семья – традиционно главный институт воспитания. Приобретенное в семье, сохраняется в течение всей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы свободной личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме членов семьи не относится к ребенку лучше, добрее. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда, сколько может сделать семья. [9]

Семья выполняет следующие функции: воспитательная функция; экономическая; эмоциональная; духовная; функция первичного социального контроля [8]. Как отмечают исследователи, в последнее время в силу ряда социальных факторов сократились взаимоконтакты родителей и детей. Многие говорят о кризисе семьи, как института: семья все хуже реализует свою основную функцию – воспитание. Возрастает число внебрачных рождений детей, увеличивается количество разводов. Это приводит к формированию новых семейных структур – неполная семья.[1] Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок. В моно родительской семье (семья с одним родителем) многие функции семьи не могут реализоваться в полном объеме. Даже самый заботливый родитель в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка [8].

Есть еще один факт, заслуживающий внимания: дети – сироты. В стране ежегодно выявляется более 100 тысяч детей-сирот. В основном из-за роста числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют свои психологические особенности, отличающие их от детей, выросших в полных семьях. У детей-сирот бедна эмоциональная сфера. Такие дети чаще замкнуты, не уверены в себе, несамостоятельны [7].

Было проведено исследование, набрали три группы испытуемых: подростки из детского дома, из полной семьи и из неполной семьи. Провели анкетирование, беседы с классными руководителями и тестирование с помощью методик: Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. “Личностный рост”, “Диагностика отношения к жизненным ценностям”, “Диагностика нравственной самооценки”, разработанные лабораторией культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Результаты методики “Личностный рост” показывают, что:

  • У группы подростков из детского дома средний балл почти по всем шкалам превышает средний балл остальных двух групп;
  • Средний балл у группы подростков из неполных семей почти по всем шкалам ниже, чем у подростков из детского дома и полных семей; (Приложение 1)

Результаты методики “Нравственная самооценка” показывают, что нравственная самооценка у большинства испытуемых из детского дома имеет высокий уровень (60%), у подростков из полных семей в равной степени высокий и средний уровень нравственной самооценки (50%), среди подростков из неполных семей лишь 20% имеют высокий уровень нравственной самооценки. (Приложение 2)

Результаты методики “Отношение к жизненным ценностям” показывают, что большинство испытуемых из детского дома имеют высокий уровень отношения к нравственным жизненным ценностям – 90%, в то время как большинство подростков из полных семей имеют средний уровень – 80%, среди подростков из неполных семей большинство также имеют средний уровень отношения к нравственным жизненным ценностям – 60%, кроме того подростки из третьей группы имеют уровень отношения к нравственным ценностям ниже среднего – 20% и низкий – 10%. (Приложение 3)

В результате были сделаны выводы, что существуют различия между уровнем нравственного сознания у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье, в детском доме. Уровень нравственного сознания воспитанников детских домов (большинство показателей личностного роста, нравственная самооценка, отношение к нравственным жизненным ценностям) выше, чем у подростков из семей. У детей из неполных семей – почти все показатели ниже, чем у испытуемых из детского дома и полных семей. Данные результаты получены потому, что в большинстве детских домов достаточно обширно выстроена работа по нравственному воспитанию детей. Принципы деятельности детских домов следующие: семейственность, традиционность семейного воспитания, комплексность и индивидуализация, взаимосвязь с социумом, ориентация на практическую адаптацию и социализацию, нравственность и духовность. Методы реализации воспитания: воспитывающие ситуации (успеха, творчества, свободного выбора), метод сотворчества педагога и ребенка, в котором педагог выступает не столько в роли организатора мероприятия, сколько его участником, методы самоопределения личности (самоанализ, самооценка, самоконтроль, самовоспитание), моделирование проблемных ситуаций, ознакомление с духовно-нравственными традициями семьи. Формы работы: проекты, конкурсы, викторины, акции, тренинги, лектории, экскурсии, круглые столы, диспуты, дискуссии, практикумы, игры, встречи, совместная деятельность, сказкотерапия, чтение художественной литературы. Особенно ценны интерактивные методы (проигрывание ситуаций, дискуссии и т.д.).

Дети из неполных семей получили баллы ниже, чем во всех остальных группах испытуемых скорее всего потому. Что одному родителю просто невозможно выполнить в полном объеме главную функцию – воспитание. Часто даже самые любящие родители не имеют возможности проводить достаточно времени с ребенком в силу своей загруженности, занятости. Это большая проблема.

Для воспитания нравственно свободной личности подростка требуется целенаправленная работа по воспитанию данных качеств со стороны семьи и школы. В образовательных учреждениях следует учитывать особенности подростков в практике учебно-воспитательного процесса. Следует расширять представления о психологических особенностях формирования ценностных ориентаций и нравственного сознания современных подростков, позволяя совершенствовать методы и приемы индивидуального подхода к подросткам в процессе их обучения и нравственного воспитания.

Литература.

  1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу “Педагогическая психология”. Самара: Изд-во “Универс-групп”, 2003. – 52 с.
  2. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Социология в СССР. Т.2., М., 1965. – 205 с.
  3. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
  5. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореф. докт. псих. н. М., 1985. 13 с.
  6. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей. М., Просвещение, 1983.
  7. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121814.html
  8. http://vilena-sher.livejournal.com/50561.html
  9. http://www.neuch.ru/referat/41239.html