Игровое занятие по коррекции звукопроизношения "Гуси-лебеди"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • формирование двигательных навыков;
  • дифференциация на слух и в речи свистящих и шипящих звуков [с] и [ш] в слогах, в словах и предложениях;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие связной речи;
  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;

Развитие двигательного и артикуляционного праксиса.

  • Оборудование: карточки с символами звуков С и Ш, картинки на дифференцируемые звуки, мячики массажные, деревце с “яблочками”, 2 корзины, пирожки из ткани (мячик), синяя лента, дощечки с изображением слов паронимов, указка, проектор презентация (приложение 1).

Ход занятия

Дети заходят в зал, встают рядом со стульчиками.

Приветствие.

(самостоятельное хоровое проговаривание детьми):

Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Объявление цели занятия.

Логопед.

Сегодня мы будем учиться различать на слух слоги и слова со звуками [с] и [ш] и правильно произносить слоги и слова с ними.

Характеристика звуков [с] и [ш].

Каккачает воздух насос? (показывает картинку – символ насос)

Дети:

С-С-С....

Логопед: Как мы произносим этот звук? Что делают губы? (улыбаются) Где находится язычок? (прячется за нижними зубами, делает “горку”, между зубами “дорожка”) Где проходит “ветерок”? Куда дуем? Ветерок теплый или холодный?узкий или широкий? (воздушная струя проходит по середине языка, узкая и холодная).

Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш...), логопед показывает картинку-символ “змея”. Что делают губы вовремя произнесения этого звука? Где находится язычок? Какой ветерок? (язычок поднят за верхние зубы, воздушная струя широкая и теплая).

Сейчас я приглашаю вас в сказку. В какую сказку мы попадем?

(Слайд №1)

Прочитайте название по первым звукам. На проекторе картинки : гриб, улитка, синичка, иглы – лебеди (гуси-лебеди).

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять – вот и в сказке мы опять!

(слайд №2 – начало сказки)

Логопед:

Что было дальше? Послушалась Маша родителей? (нет, ушла со двора)

(Слайд №3)

Маша идет играть с подружками, и мы пойдем играть на полянку.

Дети встают в круг.

Игра “Кукушка”

Водящий поворачивается спиной к детям, дети водят хоровод:

К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты, дружок, не зевай,
Кто кукует угадай.

Логопед показывает на одного из детей, указанный ребенок говорит: “Ку-ку”, водящий должен угадать, кто “куковал”.

(игра повторяется 2–3 раза)

Дети садятся на стульчики.

Логопед:

Давайте посмотрим, что произошло, пока мы играли.
(Слайд №4 – гуси-лебеди похищают Ваню)
Придется выручать Ваню из беды. Поможете, ребята?
А отправимся мы вслед за гусями по лесной тропинке, под веселую музыку.

Упражнение на координацию движений с речью.

Ты шагай, ты шагай.
Ноги выше поднимай.
Дети ходят, высоко поднимая колени,
руки разведены в стороны
Топай, топай по дорожке.
Веселей стучите ножки
Шагают на всей ступне, руки на поясе.
Ты беги, ты беги.
на носочках ты беги
Бегут на носках, руки согнуты перед грудью.
И на пяточках пойдем.
Топать громко мы начнем
Ходят на пятках руки за спиной.
Ты скачи, ты скачи,
на лошадке ты скачи.
Скачут руки на поясе.
Маршируй веселее.
Ножки топают дружнее.
Маршируют.

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Мы пришли на полянку.

(Слайд №5 – печка)

Игра “Горячие пирожки”

Вынула Маша пирожки из печки. Пирожки горячие. Ловите пирожок со звуком [с], а возвращайте со звуком [ш]:

СА- ША
СО-ШО
СЫ-ШИ
СЭ-ШЕ
СУ-ШУ

А теперь повторите за мной чистоговорки:

Ша-ша-са, ша-ша-са – на пеньке сидит оса.
Ша-ша-са, ша-ша-са - села на нос мне оса.
Ша-ша-са, ша-ша-са – укусила в нос оса.
Шо-шо-со, шо-шо-со – стал мой нос, как колесо.
Иска-иска- ишка, иска-иска-ишка - стал мой нос как шишка.
Шу-шу-су, шу-шу-су – лапкой я гоню осу.
Ша-ша-са, ша-ша-са – улетела в лес оса.

Слайд №6 – яблонька

Игра “Собери урожай”

Логопед выносит деревце с яблочками. Снимите яблочки, назовите картинки на них. Если в названии картинки слышен звук (с), положи яблочко в корзинку с символом звука (с)(насос), если слышится ш – в корзинку с символом звука ш (змея).

Слайд №7 – речка.

Игра “Помоги речке”

На синей ленточке “камни” с картинками. Дети выбирают картинку, называют ее и находят камешек, на котором картинка с названием близким по звучанию к выбранной, откладывают камень в сторону.

Слайд №8 – ежик.

Ежиковый массаж.

Ежик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки, еж.
Ты колючий, ну и что ж!
Мы хотим с тобой поладить,
Мы хотим тебя погладить.
Дети проводят массажными мячиками вперед-назад. Вращают мячик между ладонями.
Еж иголки отряхнул.
Еж свернулся и заснул.
Прячут мячик в ладошках.

Слайд № 9- дом

Песенка – упражнение “В лесу”

Есть в лесу из бревен дом,
Есть окошко в доме том
(пальцы в замок, большие пальцы соединены и направлены вверх)
Посмотрите в то окно, в нем и тихо и темно.
(заглядываем в окошко между большими и указательными пальцами).
Мы тихонько кулачком постучимся в этот дом
(стучим кулаком одной руки по ладони другой).
Выглянул какой-то зверь
(рука , по которой стучали изображает собачку),
“Гав!”- сказал и запер дверь (возвращаем руку (дверь) в исходное положение).
Мы погромче кулачком постучимся в этот дом (стучим).
Выглянул какой-то зверь (показываем козу ).
“Бе!” - сказал и запер дверь (пальцы в замок).
Громко, громко кулачком постучимся в этот дом (стучим).
Выглянул какой-то зверь (показываем корову – большой и мизинец вытянуты, остальные поджаты),
“Му!” - сказал и запер дверь (пальцы в замок).
Киска из окна глядит, “Мяу! Мяу!” - говорит (указательные пальцы – усы)
Хватит в домик наш стучать (грозим пальцем),
Дайте хоть чуть-чуть поспать” - (руки под щеку)

Слайд №10- избушка поворачивается.

Слайд №11 Баба Яга.

Логопед: Надо помочь Маше забрать Ваню из дома Бабы Яги. Давайте отвлечем Бабу Ягу. Дети произносят дразнилку хором.

Дразнилка.

Бабка Ежка,
Костяная ножка,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
- У меня нога болит!

Слайд №12 - Маша забирает братца.

Дети садятся на стульчики.

Слайд 13 – Маша и Ваня возвращаются в родную деревню.

Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наша сказка.

  • Как мы помогли Маше?
  • Что мы учились делать?
  • Какие звуки мы учились различать?

Ритуал прощания:

А еще давайте скажем:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу.

Слайд №14 – возвращение родителей. Конец.

Логопед раздает детям леденцы на палочке.