В Концепции модернизации Российского образования приоритетом обозначен переход к новым образовательным стандартам. Стандарты второго поколения подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации.
Детчинская средняя общеобразовательная школа стала одной из “пилотных” школ по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Заполнив карту сформированности универсальных учебных действий пятиклассников, было установлено, что большинство учащихся испытывали серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях, т.е. имели недостаточный уровень сформированности УУД.
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов, проводимый в школе, также показал необходимость использовать иной подход к обучению, позволяющий перевести количество предлагаемой или получаемой учеником информации в качество подготовки школьника, уверенно применяющего свои умения в разных ситуациях и способного достигнуть результатов в направлении личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях. Неудовлетворенность результатами учащихся, понимание того, что реализация ФГОС требует новых подходов к проектированию урока, привело к идее использовать на уроке математики “кейс-метод”, о котором я впервые услышала на курсах повышения квалификации. Прежде всего, я получила теоретическую базу, став участником проекта “Современный урок: кейс-метод” на сайте Педагогическая планета Томского ГПУ. Только пройдя обучение, я стала внедрять данный метод в свою практику. Тем более, что оборудование кабинета позволило мне это сделать.
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного обучения. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить “кейс” с различными информационными материалами Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы.
Применение кейс-метода на занятиях внеурочной деятельности и при проведении воспитательных мероприятий позволило мне познакомить учащихся с данной методикой и самой приобрести практические навыки.
Так, по технологии кейс-метода было проведено воспитательное мероприятие с учащимися 7 класса, которые не обучались по ФГОС, на тему: “Экологическая безопасность”
Примененная технология: “Перспектива” для организации занятия на основе кейс-метода, позволяет продумать совместно с учащимися систему оценивания решений.
Каждая из групп, поочередно работала в определенной ролевой позиции:
Новаторы – предлагали решение задачи остальным членам рабочей группы;
Пессимисты - выделяли все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи;
Оптимисты - выделяли все положительные, позитивные моменты презентуемой идеи;
Эксперты - обобщали и анализировали полученную информацию, оценивали работу каждой творческой группы по 10-бальной шкале, обосновывали свое мнение.
Изучив по алгебре тему “Статистические характеристики” в 7 классе, на внеурочном занятии учащимся было предложено задание:
“В школе в конце учебного года среди классных коллективов 7-9 классов проводится конкурс: “Самый классный класс”. Определены следующие номинации:
1. Самый интеллектуальный класс.
2. Самый здоровый и спортивный класс.
3. Самый творческий класс.
4. Самый организованный класс.
В какой из представленных номинаций классный коллектив вашего класса может проявить себя лучшим образом? Создайте среднестатистический портрет ученика 7класса”.
Изучив данную методику учащиеся стали более организованы, что позволило успешнее решать поставленную перед ними проблему.
При изучении темы “Площадь круга” шестиклассникам можно предложить следующее задание: “Администрация школы выделила каждому классу участок на пришкольной территории для оформления клумб-цветников. Классу необходимо рассчитать, как, максимально используя размеры участка, сделать клумбу формы круга и посадить цветы не менее трёх разных видов с минимальными материальными затратами”.
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о размерах участка, о видах цветов, стоимости их приобретения. Учащиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, выбрать наиболее оптимальный вариант (с наименьшими затратами) и обосновать свой выбор.
Задание группам. Используя текст “кейса” проведите расчеты, чтобы узнать стоимость покупки цветов, если:
1. Круглую клумбу разделить на три одинаковых сектора.
2. Круглую клумбу разделить на четыре равных сектора.
3. Круглую клумбу разделить на два полукруга.
4. Круглую клумбу разделить на центральный круг и два кольца.
Вопросы для обсуждения по материалам кейсов.
- Обсудите в группах результаты исследования.
- Опираясь на материалы кейса и результаты исследования, сравните стоимость в каждой группе.
- В итоге каждая группа выступает с предложениями по решению задачи.
- Обсуждение результатов исследования работы в группах.
- Выработка рекомендаций по результатам работы.
Сравнив результаты итоговых тестов за 5 и 6 класс по внеурочной деятельности “Развитие познавательных способностей учащихся” можно отметить, что у школьников отмечается положительная динамика в сформированности универсальных учебных действий. Учащиеся приобрели навыки проектной и исследовательской деятельности. Это можно было наблюдать при защите шестиклассниками выпускных групповых проектов, при анализе срезов, проводимых в конце года.
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Кейс-метод формирует у школьника нестандартный подход к жизненным явлениям: выявление проблемы, пути её решения, сбор нужной информации, выход из сложной ситуации. Изучив материалы кейс-метода, и желая практиковать его, я бы определила следующие преимущества:
формирование у учащихся ключевых компетентностей, что очень важно при переходе на ФГОСы нового поколения;
- использование принципов проблемного обучения;
- учащиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил и терминов;
- школьники учатся работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение;
- ученик имеет возможность видеть весь объем материала по данной теме, может планировать время работы, самостоятельно изучив материалы.
В то же время могут возникнуть следующие проблемы:
- необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку, подбора реального материала с проблемной ситуацией и несколькими способами её решения;
- наличие тем урока, где не всегда можно найти несколько способов решения проблемы;
- неподготовленность учеников, отсутствие навыков самостоятельной работы, с нарушением интеллекта, отсутствием коммуникативных навыков.
- вовлечение всех учащихся группы в процесс работы, с учетом различных типов мышления у них.
На мой взгляд, использование кейс-метода предъявляет к учителю высокие профессиональные требования, поэтому мне еще есть чему поучиться. Как руководитель Методического совета школы, я рекомендовала изучить кейс-метод своим коллегам.