Тип, вид и форма урока: урок анализа и синтеза; фронтальная и групповая деятельность; практическое занятие (работа с текстами, диаграммами и картами).
Планируемые результаты:
- предметные: получат представление об особенностях развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российской модернизации, о современной исторической науке, ее специфике и методах исторического познания;
- метапредметные: умеют: анализировать исторические документы, делать вывод, работать с картой как с источником наглядной, предельно сжатой “целостной” информации; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения поставленных целей и решения учебных задач; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
- личностные: осознанно принимают традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; имеют положительную мотивацию саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества.
Содержание видов УУД:
- познавательные:
- общеучебные - осуществление поисков необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- логические - анализ текста учебной задачи; выделение и осмысление существенной информации из исторических текстов, документов; установление отношений между данными условиями и требованиями (вопроса, задачи, проблемы); определение способа и путей решения поставленной учебной задачи;
- регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка правильности выполнения действий и заданий, полноты и обоснованности ответов и высказываний участников мастерской; выявление линий сравнения описываемых явлений и позиции автора исторического источника;
коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания; составление (постановка) таких вопрос и выстраивание их логической цепи, которые помогут решить поставленную задачу конструктивно; адекватное использование речевых средств для регуляции своих действий и решения коммуникативных задач; осуществление совместной деятельности в творческой групповой работе - конструктивное общение взаимопонимание, убеждение, планирование общих способов работы (кооперация); осознанная передача информации другим, отображающая существо содержания исследуемой проблемы (интериоризация).
Образовательные ресурсы:
- Данилов, А.А. История России. ХХ – начало XXI века (Текст) / А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В.Пыжиков. – М.: Просвещение, 2010.
- История России . XX век (Электронный ресурс): компьютерный (мультимедия) учебник для 9 класса: в 4 ч .Ч.1/Т.С.Антонова (и др.). – М. : Клио Софт, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom)
Сценарий урока
1. Опережающее задание
Учитель. Какие успехи были достигнуты Россией в начале 20 века в развитии промышленности и сельского хозяйства?
- В чем Россия отставала от развитых стран?
2. Индукция.
Учащимся предлагается посмотреть свои записи о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию и “проголосовать”, как проходила российская модернизация:
- “успешно”;
- “неуспешно”;
- “не проходила совсем”;
- “была не завершена”.
3. Создание творческого продукта.
Творческое задание 1-й группе: сопоставляя историко-экономические карты “Экономическая карта России к 1861 году” и “Экономическая карта России в начале XX века”, проанализировать изменения, произошедшие в экономике России с 1861 г. До начала XX в.
Учитель напоминает, что преимущество работы с картой по сравнению с учебным текстом состоит в том, что она отражает ту же информацию, но наглядно, предельно сжато, целостно.
Вопросы к заданию по картам:
- Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале XX в?
- Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?
- Какие города были центрами развития пищевой промышленности?
- Какие города были центрами развития текстильной промышленности ?
- Какие полезные ископаемые добывались в России ?
- О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты ?
Творческое задание 2-й группе:
На основе анализа учебного материала, рисунков, схем выяснить, в чем особенности происходившего вначале XX в. процесса монополизации в России.
План деятельности по выполнению задания:
1. Объяснения значения и определения термина “ монополизация”.
3. Ознакомление с историческим текстом.
Первые монополистические объединения, в основном легкое промышленности, сложились в России в 1880-1890-е гг.
В 1890-м г. Примерно 70% всего капитала, вложенного в промышленность, было акционировано и принадлежало различным монополистическим объединениям, в основном в формате картелей. В начале XXвека возникла новая форма монополистический объединений - синдикаты. Он развивались в капиталоемких отраслях промышленности, которые успешно начали осваиваться российскими предпринимателями: “Продвагон”, “Гвоздь”, “Продуголь”, “Продамет”. Развивался процесс концентрации банковского капитала. В 1905 г. 10 петербургских коммерческих банков контролировали 64,4% всех частных вкладов. Банки скупали акции промышленных предприятий, вывозили капиталы в менее развитые страны (Китай, Монголию, Персию).
Анализ рисунков, схем “Российский монополистический капитализм”, “Виды монополистических союзов”, расширяющих представление о процессе монополизации в России.
РОССИЙСКИЙ МОНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ
Ответы на вопросы к заданию.
- Что такое монополистические объединения (монополии)?
- Каковы причины образования монополий?
- Какие виды монополий характерны для России? Чем различаются эти виды монополий?
- Что означает на практике концентрация банковского капитала и слияние банковского и промышленного капитала?
Творческое задание 3-й группе: выяснить роль государства в экономике России на основе изучения текста учебника и рисунков “Государственный сектор в экономике”, “Вмешательство государства в экономику”, позволяющих представить механизмы влияния государства на экономику.
Ознакомление с историческим текстом.
Развивая индустриализацию, правительство Витте руководствовалось прежде всего стратегическим интересами государства: ликвидировать разрыв между Россией и индустриально развитыми странами, укрепить обороноспособность и целостность страны. В основу экономической политики было положено преимущественное развитие государственные, кабинетские и удельные земли, составлявшие более трети земельного фонда страны, железные дороги, Государственный банк, военные заводы, винная монополия. Делом огромной важности Витте считал строительство Транссибирской железной дороги. Государство являлось главным заказчиком продукции металлургических и машиностроительных заводов, планируя её количество, качество и стоимость. Ни государственные, ни частные предприятия, связанные с госзаказами, не были подвержены рыночной стихии, так как имели гарантированный сбыт продукции.
3. Ответы на вопросы к заданию.
- Чем отличались государственные предприятия от частных?
- Какие предприятия находились в собственности государства?
- Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?
- Какова роль государства в экономике России начала ХХ в.?
Творческое задание 4-й группе: объяснить, какова была роль иностранного капитала в экономике России на основе работы с текстом “Из доклада министра финансов Витте” и анализа рисунка “Иностранный капитал в России”, позволяющих выяснить причины привлечения иностранного капитала в Россию и сферы его приложения.
1. Ознакомление с историческим текстом.
“...В последнее время раздаются голоса против прилива капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской промышленности, что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных богатств. Машина, привезённая в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет всё-таки в русской среде. И работать она будет не одна. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, она потребует на помощь себе человеческого труда, и всё это владелец должен будет купить в России. Из рубля, уплачиваемого за изделия предприятия, учреждённого хотя бы при посредстве иностранного капитала, приблизительно от 25 до 40 копеек должны достаться русскому рабочему, затем значительная часть пойдёт на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 копеек придутся на прибыль самого предпринимателя”.
Анализ схемы
2. Ответы на вопросы к заданию.
Чем обосновывает С.Ю.Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?
В какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал?
Почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей было в России выгоднее, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде ?
Творческое задание 5-й группе: Представить целостную картину того, как развивалось сельское хозяйство в России в начале XXв. На основе работы с текстом учебника и анализа таблицы “Валовые сборы хлебов в 1909-1913 гг.” и диаграмм “Экономическое обоснование крестьянского требования передачи им части помещичьей земли”,” Положительные и отрицательные стороны общинного пользования землей”
1. Ознакомление с историческим текстом
К началу XX века Россия занимала первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции. На её долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 20% - пшеницы и 25% морового экспорта зерна. Весь прирост приходился на незначительную часть крестьянских хозяйств. Помещичьи хозяйства давали 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба. Зажиточные хозяйства давали 30-40% валового зерна и 50% товарной продукции. В центральных районах таких хозяйств насчитывалось 20% , остальные были полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Всего насчитывалось 20 млн крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем 6 десятин земли, на помещичье – 370. При этом обрабатывалось 10 % помещичьих земель. В деревне сохранялась крестьянская община. Община производила регулярный передел земли между своими членами, чтобы всем досталось поровну. Так как население России увеличивалось ежегодно на 2,5 млн человек, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось всё меньше.
Анализ таблицы и диаграмм.
ВАЛОВЫЕ СБОРЫ ХЛЕБОВ В 1909-1913 ГОДАХ
Социальные группы | Валовые сборы ,% | Товарный хлеб,% | Процент товарности,% |
Помещики | 12,0 | 22,0 | 47,0 |
Зажиточные крестьяне | 38,0 | 50,0 | 34,0 |
Середняки и бедняки | 50,0 | 28,0 | 14,7 |
Экономическое обоснование крестьянского требования передачи им части помещичьей земли
130 000 помещичьих имений по 370 десятин земли на каждое
20 000 000 крестьянских хозяйств по 6 десятин земли на каждое
Нужно для нормального существования по 10,5 десятин земли на каждое
2.Ответы на вопросы к заданию.
- Какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Предположите, почему?- Какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельского хозяйства.- Назовите причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства России в начале ХХ века.
2.Социализация.
Каждая группа устно представляет результаты творческой работы по поставленным заданиям. Параллельно остальные учащиеся письменно отвечают на опережающие вопросы
Рефлексия.
Проведение повторного голосования о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию.
- Изменились ли итоги “голосования”?
- Почему изменилась (осталась прежней) точка зрения о проведении Модернизации в России?
- Есть ли общие черты в проведении экономических преобразований в России на рубеже XIX-XX вв. и XX-XXI вв.?