Непроизносимые согласные в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Предметная программа и её автор: Русский язык, Канакина В.П.

Цели урока: Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия “Непроизносимые согласные в корне слова” для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

  • Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
  • Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме “Непроизносимые согласные в корне”, самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. Пожмите друг другу руку. Пожелайте удачи и вспомним наш девиз “У нас всё получится!”

- Урок русского языка. Он посвящён открытию нового знания.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока) Запись числа и классной работы в тетради

Словарная работа: помидор, морковь, картофель, огурец, яблоко, капуста. Назовите лишнее слово. Почему?

Составить семейку однокоренных слов с последним словом. Какие слова называем однокоренными?

Капуста, капустный, капустница.

- Охарактеризуйте 6 звук первого слова, 6 звук второго слова и 6 звук третьего слова.

Что вас удивило, что интересного заметили?

- Сформулируйте тему урока.

Иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся в тетрадке... Из всего выше сказанного возникает вопрос (какой?) Как не ошибаться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Какова цель нашего урока?

 

 

Видят слова: капуста, капустный, капустница

Читают.

Характеризуют, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Везде “Т” пишется, но не везде произносится (осознание противоречия)

- Тема урока: “Непроизносимые согласные”.

-  Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения, совместное открытие знаний

(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

Но я предлагаю, сначала узнать: в какой ситуации возникает опасность правописания?

Для этого сделаем следующую работу. Запишите ещё одну семью слов:

Вести, известие, вестник, известный, известно.

- Попробуем ответить на вопрос: “Почему в некоторых словах “Т” не произносится?”

Какие есть гипотезы? Предположения?

- А где же стоит непроизносимый “Т”?

- К какому же выводу вы пришли?

- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 117, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?

- Между согласными. (Решающая гипотеза)

- Можно подчеркнуть буквы, между которыми стоит “Т” (план проверки).

- “Т” не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях “Т” произносится (аргумент).

“Т” не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).

Читают вывод в учебнике, стр. 117

- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Физминутка.
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в группах).

Какой возникает следующий вопрос?

Цель: Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? И как?
Для этого выполним задание в группах. (Раздаю листы с заданиями) Звуковую схему переведите в буквенную, подбирая несколько проверочных слов. Вывод делает один из группы.

1 группа: [грусный],

2 группа: [чесный],

3 группа [свиснут],

4 группа [звозный],

5 группа [позний].

Выводы детей. Каким способом вы подбирали проверочное слово? (Однокоренное слово, где непроизносимый звук слышен чётко, или после него стоит гласный) Сверка с учебником, стр. 118

Итак: Если в слове непроизносимый согласный звук, то Необходимо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.
Помогите мне подобрать проверочные слова к этим словам:

Праз?ник, лес?ница,чу?ство. ( Невозможность выполнения задания и вывод ЗАПОМНИТЬ!!!)

Развитие речи: У лодыря всегда праздник. Когда так говорят? Как понимаете эту поговорку. Найдите синонимы к слову лодырь (лентяй, лоботряс, бездельник). Дайте определение понятия “синоним”. (Синоним - слово, отличающееся от другого по звучанию или написанию, но совпадающее или близкое ему по значению)

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

Творческое задание (парная работа: дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

- А сейчас, творческое задание. У каждой пары на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Определите тему текста. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Позади веселое лето.
Прошла красивая золотая осень.
Стоят дождливые дни глухой осени. 

радостное
чудесная
ненастные
поздней

Проверка на слайдах (приложение 1)
- Какое синоним, на Ваш взгляд здесь лишний? (Чудесная) Почему? (Нет непроизносимого согласного) Стр. 119 “Обратите внимание!!!”
Рефлексия учебной деятельности, самооценка.

- Назовите ключевые слова урока. (Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило.....) Что нового узнали на уроке? Какую цель мы ставили на уроке? Оцените свою деятельность на уроке.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми... (Кол-во рук) Я могу проверить написание непроизносимой согласной... (Кол-во рук)

Дополнительно, если останется время. Любящий повелевать; приветствие при встрече; окружающее пространство, имеющее отношение к звездам; печальный рассказ; шумное торжество; хмурые дни; яркое светило; центральный орган кровообращения; приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

(Властный, здравствуй, звёздный, грустный, праздник, ненастные дни, солнце, сердце, лестница)

Объяснение домашнего задания: Стр. 119, упр. 228