1 | Тема урока надо чуть изменить название | Связь изменений в живой природе с музыкой. (Интегрированный урок окружающего мира и музыки во 2 классе) |
2 | Место урока в системе курса | 2 урок по теме “Весенние изменения в природе”. |
3 | Тип урока | Комбинированный. |
4 | Материально-техническое оснащение урока | Интерактивная доска, проектор,
компьютер, фортепиано, музыкальный центр, раздаточный материал. |
5 | Цель урока | Расширение кругозора учащихся о весенних изменениях в природе и формирование основ духовно-нравственного воспитания путем приобщения к музыкальной культуре. |
6 | Стратегия взаимодействия | Интерактивная. Технология педагогических мастерских. |
I. Индукция. (Уч. муз.)
- Вход под музыку: П.И.Чайковского Вальс цветов из балета “Щелкунчик”
- Ребята, сегодня у нас необычный урок: Музыка и природа объединятся
Природа всегда дарила музыке разные звуки и краски, поэтому музыка всегда вызывает у нас определенные чувства и настроение.
Давайте послушаем музыку, и вы скажите, какие чувства, настроение вызвала у вас эта музыка, о чем она расскажет?
(Звучит музыка, передающая звуки природы и весеннее солнечное, светлое, радостное настроение).
Дети отвечают на вопросы.
- Ребята, вы сказали, что услышали пение птиц, журчание ручья, капель
- А в какое время года мы слышим эти звуки в природе? (Весной)
Включить презентацию Слайд 1
Да, сегодня мы продолжим наш разговор о весне.
II. Тема урока. Актуализация знаний.
- Давайте исполним песню “Долгожданная весна” - исполнение.
- О каких изменениях в природе мы сейчас спели?
(Уч. нач. кл.)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О музыке в природе, и об изменениях в живой природе).
ТЕМА: - Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить О взаимосвязи музыки и природы, об изменениях в живой природе). Слайд 2
Далее свернуть презентацию и открыть файл “Соответствие”
III. Деконструкция.
- У Вас на парте лежит листок с заданием. Посмотрите задание, обсудите и выполните его. (Работа в группе, подписать картинки с птицами, цветами, бабочками (по 2).
IV. Афиширование.
- А теперь представитель от группы озвучит результат.
- Кто готов показать результаты вашей группы? (Вызываем к доске 1 представителя от одной группы, которая первая справилась с заданием. Ученик выполняет тест на соответствие)
- Ребята, у всех получилось также, все согласны? или у кого-то есть другие варианты?
(Вызываем к доске 1 представителя от другой группы. Ученик изменяет то, что в их группе не совпало).
- А сейчас у всех также? Или есть другие варианты?
(Вызываем к доске еще 1 представителя от другой группы. Ученик изменяет то, что в их группе не совпало).
- Оказывается, мы не все с вами знаем. Ваши мнения разделились.
Свернуть файл на соответствие и развернуть презентацию (продолжение).
V. Реконструкция.
- Давайте просмотрим презентацию. Слайд 3 (Просмотр презентации – подряд все слайды).
Далее презентацию остановить на Слайде 8 “Первоцветы”:
(Уч. муз.)
- Ребята, какие первоцветы вы знаете? (подснежники).
Сейчас вы услышите прекрасную музыку П.И.Чайковского из фп. цикла “Времена года” (Апрель. Подснежник) фрагмент.
- В году сколько месяцев? И у П.И.Чайковского 12 пьес в цикле “Времена года”, и у каждого месяца свое название.
Далее включается Слайд 9 “Белые подснежники” одновременно с музыкой.
- Ребята, вы сейчас не только увидели прекрасные подснежники, но и услышали музыку.
- Какая прозвучала музыка? Кто сочинил ее?
- Какое здесь главное средство выразительности? (мелодия нежная, красивая)
- Давайте исполним песню “Беленький подснежник”. Слайд 10
(видео “Подснежники”)
(Уч. нач. кл.)
Далее продолжение презентации Слайд 11
После Слайда 13 Слайд-видео 14 Голоса птиц.
Далее продолжить презентацию до конца.
Закрыть презентацию. Открыть файл “Соответствие”
- А теперь вернемся к нашему заданию и правильно подпишем картинки.
(Дети работают на компьютерах, учитель ходит и смотрит)
Давайте покажем, что у вас получилось.
Открыть Файл “Соответствие” и повторно идет этап Афиширование (от каждой группы по 1 человеку и он двигает по 1 слову, чтобы все 6 групп участвовали в афишировании)
- Ребята, вы верно выполнили задание.
- Молодцы! Сейчас вы выполнили работу верно
VI. Разрыв. (Уч. муз.)
- Вы поняли, что весна - это время года, когда в природе все оживает. И многие композиторы посвятили свои произведения этому времени года.
- Давайте послушаем новое музыкальное произведение.
(Я не говорю П.И. Чайковский “Песня жаворонка”).
- Что вы услышали в музыке?
- Что изображала музыка? (пение птиц)
- Какое настроение передает музыка? Какие средства выразительности использовал композитор? (красивая мелодия, чуть изменялся, замедлялся темп, менялись лады: мажор и минор и др. изображалось пение птички...)
- Как вы думаете, пение какой птицы изобразил композитор?
(Если дети не догадаются, то я загадываю загадку:
- Возможно загадка поможет узнать название этой птицы.
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют? (жаворонок)
- Эту музыку сочинил П.И. Чайковский. Она называется “Песня жаворонка” из Детского альбома.
- Ребята, в презентации вы сегодня слышали как поет жаворонок.
- Как вы думаете, получилось ли у П.И. Чайковского передать пение жаворонка?
Молодцы!
- Подведем итог того, что нового вы узнали на уроке. Откройте вторую страницу в альбоме. Вставьте кластер: Изменения в живой природе. Дети выполняют задание на Макбуках)
- Ребята, надеюсь, вы поняли, что музыка и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа дарила музыке свои звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, журчании ручьев, в шуме дождя, грозы. И эти звуки можно найти в музыке многих композиторов.
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали? А с какой музыкой сегодня познакомились?
- Что особенно понравилось на уроке?
На доске висят 3 картинки.
Оцените свою работу на уроке и поднимите картинку.
VIII. Выход под песню из м/ф “Маша и медведь” (“Солнечные зайчики”)
1. Коммуникативные: сотрудничество; обсуждение; умение договориться, общаться в паре, в группе и согласование общего решения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
2. Познавательные: активность; инициатива в оказании помощи товарищам; умения проводить сравнения, анализ, классификацию; строить логическую цепь рассуждений; использовать информацию различными способами, представленную в разных формах; определение основной и второстепенной информации.
3. Регулятивные: отработка навыков контролировать свою деятельность; понимать; вносить коррективы; оценка своей деятельности и деятельности других.
4. Личностные: стремление выразить свое отношение к происходящему; осознание ответственности за общее дело; самооценка на основе критерия успешности.
5. УУД:
Личностные:
- Самоопределение.
- Смыслообразование.
- Нравственно-этическая ориентация.
- Мотивация учебной деятельности.
Регулятивные:
- Целеполагание.
- Планирование.
- Контроль внимания.
- Оценка учебной деятельности.
- Коррекция.
Познавательные:
- Анализ содержания.
- Установление отношений между данными и вопросом.
- Составление плана решения.
- Осуществление плана решения.
- Проверка и оценка решения задачи.
Коммуникативные:
- Взаимодействие.
- Кооперация.