Связь изменений в живой природе с музыкой

Разделы: Музыка, Начальная школа


1 Тема урока надо чуть изменить название Связь изменений в живой природе с музыкой. (Интегрированный урок окружающего мира и музыки во 2 классе)
2 Место урока в системе курса 2 урок по теме “Весенние изменения в природе”.
3 Тип урока Комбинированный.
4 Материально-техническое оснащение урока Интерактивная доска, проектор, компьютер, фортепиано,

музыкальный центр, раздаточный материал.

5 Цель урока Расширение кругозора учащихся о весенних изменениях в природе и формирование основ духовно-нравственного воспитания путем приобщения к музыкальной культуре.
6 Стратегия взаимодействия Интерактивная. Технология педагогических мастерских.

I. Индукция. (Уч. муз.)

- Вход под музыку: П.И.Чайковского Вальс цветов из балета “Щелкунчик”

- Ребята, сегодня у нас необычный урок: Музыка и природа объединятся

Природа всегда дарила музыке разные звуки и краски, поэтому музыка всегда вызывает у нас определенные чувства и настроение.

Давайте послушаем музыку, и вы скажите, какие чувства, настроение вызвала у вас эта музыка, о чем она расскажет?

(Звучит музыка, передающая звуки природы и весеннее солнечное, светлое, радостное настроение).

Дети отвечают на вопросы.

- Ребята, вы сказали, что услышали пение птиц, журчание ручья, капель

- А в какое время года мы слышим эти звуки в природе? (Весной)

Включить презентацию Слайд 1

Да, сегодня мы продолжим наш разговор о весне.

II. Тема урока. Актуализация знаний.

- Давайте исполним песню “Долгожданная весна” - исполнение.

- О каких изменениях в природе мы сейчас спели?

(Уч. нач. кл.)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О музыке в природе, и об изменениях в живой природе).

ТЕМА: - Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить О взаимосвязи музыки и природы, об изменениях в живой природе). Слайд 2

Далее свернуть презентацию и открыть файл “Соответствие”

III. Деконструкция.

- У Вас на парте лежит листок с заданием. Посмотрите задание, обсудите и выполните его. (Работа в группе, подписать картинки с птицами, цветами, бабочками (по 2).

IV. Афиширование.

- А теперь представитель от группы озвучит результат.

- Кто готов показать результаты вашей группы? (Вызываем к доске 1 представителя от одной группы, которая первая справилась с заданием. Ученик выполняет тест на соответствие)

- Ребята, у всех получилось также, все согласны? или у кого-то есть другие варианты?

(Вызываем к доске 1 представителя от другой группы. Ученик изменяет то, что в их группе не совпало).

- А сейчас у всех также? Или есть другие варианты?

(Вызываем к доске еще 1 представителя от другой группы. Ученик изменяет то, что в их группе не совпало).

- Оказывается, мы не все с вами знаем. Ваши мнения разделились.

Свернуть файл на соответствие и развернуть презентацию (продолжение).

V. Реконструкция.

- Давайте просмотрим презентацию. Слайд 3 (Просмотр презентации – подряд все слайды).

Далее презентацию остановить на Слайде 8 “Первоцветы”:

(Уч. муз.)

- Ребята, какие первоцветы вы знаете? (подснежники).

Сейчас вы услышите прекрасную музыку П.И.Чайковского из фп. цикла “Времена года” (Апрель. Подснежник) фрагмент.

- В году сколько месяцев? И у П.И.Чайковского 12 пьес в цикле “Времена года”, и у каждого месяца свое название.

Далее включается Слайд 9 “Белые подснежники” одновременно с музыкой.

- Ребята, вы сейчас не только увидели прекрасные подснежники, но и услышали музыку.

- Какая прозвучала музыка? Кто сочинил ее?

- Какое здесь главное средство выразительности? (мелодия нежная, красивая)

- Давайте исполним песню “Беленький подснежник”. Слайд 10

(видео “Подснежники”)

(Уч. нач. кл.)

Далее продолжение презентации Слайд 11

После Слайда 13 Слайд-видео 14 Голоса птиц.

Далее продолжить презентацию до конца.

Закрыть презентацию. Открыть файл “Соответствие”

- А теперь вернемся к нашему заданию и правильно подпишем картинки.

(Дети работают на компьютерах, учитель ходит и смотрит)

Давайте покажем, что у вас получилось.

Открыть Файл “Соответствие” и повторно идет этап Афиширование (от каждой группы по 1 человеку и он двигает по 1 слову, чтобы все 6 групп участвовали в афишировании)

- Ребята, вы верно выполнили задание.

- Молодцы! Сейчас вы выполнили работу верно

VI. Разрыв. (Уч. муз.)

- Вы поняли, что весна - это время года, когда в природе все оживает. И многие композиторы посвятили свои произведения этому времени года.

- Давайте послушаем новое музыкальное произведение.

(Я не говорю П.И. Чайковский “Песня жаворонка”).

- Что вы услышали в музыке?

- Что изображала музыка? (пение птиц)

- Какое настроение передает музыка? Какие средства выразительности использовал композитор? (красивая мелодия, чуть изменялся, замедлялся темп, менялись лады: мажор и минор и др. изображалось пение птички...)

- Как вы думаете, пение какой птицы изобразил композитор?

(Если дети не догадаются, то я загадываю загадку:

- Возможно загадка поможет узнать название этой птицы.

Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют? (жаворонок)

- Эту музыку сочинил П.И. Чайковский. Она называется “Песня жаворонка” из Детского альбома.

- Ребята, в презентации вы сегодня слышали как поет жаворонок.

- Как вы думаете, получилось ли у П.И. Чайковского передать пение жаворонка?

Молодцы!

- Подведем итог того, что нового вы узнали на уроке. Откройте вторую страницу в альбоме. Вставьте кластер: Изменения в живой природе. Дети выполняют задание на Макбуках)

- Ребята, надеюсь, вы поняли, что музыка и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа дарила музыке свои звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, журчании ручьев, в шуме дождя, грозы. И эти звуки можно найти в музыке многих композиторов.

Песни к уроку.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали? А с какой музыкой сегодня познакомились?

- Что особенно понравилось на уроке?

На доске висят 3 картинки.

Оцените свою работу на уроке и поднимите картинку.

VIII. Выход под песню из м/ф “Маша и медведь” (“Солнечные зайчики”)

1. Коммуникативные: сотрудничество; обсуждение; умение договориться, общаться в паре, в группе и согласование общего решения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

2. Познавательные: активность; инициатива в оказании помощи товарищам; умения проводить сравнения, анализ, классификацию; строить логическую цепь рассуждений; использовать информацию различными способами, представленную в разных формах; определение основной и второстепенной информации.

3. Регулятивные: отработка навыков контролировать свою деятельность; понимать; вносить коррективы; оценка своей деятельности и деятельности других.

4. Личностные: стремление выразить свое отношение к происходящему; осознание ответственности за общее дело; самооценка на основе критерия успешности.

5. УУД:

Личностные:

  • Самоопределение.
  • Смыслообразование.
  • Нравственно-этическая ориентация.
  • Мотивация учебной деятельности.

Регулятивные:

  • Целеполагание.
  • Планирование.
  • Контроль внимания.
  • Оценка учебной деятельности.
  • Коррекция.

Познавательные:

  • Анализ содержания.
  • Установление отношений между данными и вопросом.
  • Составление плана решения.
  • Осуществление плана решения.
  • Проверка и оценка решения задачи.

Коммуникативные:

  • Взаимодействие.
  • Кооперация.