Формирование основ правовых знаний учащихся начинается уже в начальной школе. Ученики с самого первого дня пребывания в школе должны быть знакомы со своими правами и обязанностями, а также знать, какие последствия могут иметь их поступки. Знакомство с основным законом нашей страны – Конституцией РФ, с документами, защищающими права и свободы человека – Декларация прав человека, Декларация прав ребенка, а также с правами и обязанностями школьника и выдержками из Уголовного кодекса РФ о последствиях мелкого хулиганства происходит в ходе классных часов, тематических бесед и уроков "Окружающего мира". Предлагаемый конспект урока предполагает выход за рамки учебника по окружающему миру и привлечение других ресурсов для создания целостного представления у учащихся о правах детей.
Учебно-методическое обеспечение: УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: формирование правовой культуры учащихся, создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности.
Задачи:
- Образовательные: заложить основы представлений о правах и обязанностях детей, познакомить учащихся с международным законом – конвенцией о правах ребенка, с ее главной идеей.
- Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения).
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к окружающим; воспитывать любовь и уважение в семье.
Оборудование:
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010. – с. 160-163.
- Очерк Ю.Я. Яковлева "Право на жизнь" (Л. А. Ефросинина. Литературное слушание: учебник для 4 класса в 2-х частях. Ч.2. – М.: Вентана-Граф, 2010. – с. 128-129.)
- Толковый словарь
- Конвенция о правах ребенка
- Мультимедийная презентация (приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Целеполагание, мотивация
- Слышали ли вы когда-нибудь фразы "вы не имеете права", "я свои права знаю"? В каких ситуациях? (...)
- А есть ли у вас какие-нибудь права? (...)
Составим таблицу "До и после", внесем предполагаемый список прав детей в таблицу в графу "до".
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о правах детей) (слайд 1)
3. Актуализация опорных знаний
- Как вы понимаете слово "права"? У кого есть права? Одинаковые ли они? (...) (слайд 2)
Давайте посмотрим, как объясняется значение слова "право" в толковых словарях.
Право (в толковом словаре С.И. Ожегова):
1. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-либо делать, осуществлять.
3. Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.
Все люди наделены одинаковыми правами от рождения, и никто не может их отнять.
- В каком документе говорится о правах человека? (в Конституции РФ и в Декларации прав человека) (слайд 3)
Декларация прав человека – документ, принятый ООН в 1948 году. В Декларации говорится, что у каждого есть права, которые никто не может отнять. (слайд 4)
Какие права есть у каждого человека? (на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на достойную жизнь, на образование, здравоохранение, на труд и отдых)
Конституция – основной закон страны. В нашей Конституции написано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". А что это означает? (...) (слайд 5)
4. Изучение нового материала
- А как вы думаете, какое право самое главное? (...)
Давайте с вами прочитаем очерк Юрия Яковлева и подумаем, что нам хотел сказать автор. (чтение текста, дети получают текст без его названия) (слайд 6)
Беседа по прочитанному:
Взрослый человек знает свои права, ему легче постоять за себя.
- Почему ребёнку, как и взрослому, нужны права? (...)
- А знает ли свои права ребёнок? Какой документ защищает права ребёнка? С какого момента он начинает действовать? Какое главное право ребенка? Всегда ли так было? (с самого рождения ребёнок попадает под защиту Конвенции о правах ребенка; главное право – право на жизнь; в истории были случаи, когда ребёнка лишали права жить)
- О каком документе вы узнали из текста? (О Конвенции о правах ребёнка) (слайд 7)
Давайте познакомимся с ним подробнее и подумаем, какова основная мысль Конвенции и какие права есть у ребёнка. (чтение текста учебника с. 160-162)
Главная мысль – дети имеют право на особую заботу и помощь. Почему на особую? (...)
Права ребёнка: на жизнь, имя, заботу родителей, здравоохранение, образование, занятия по интересам, отдых.
- А всегда ли соблюдается право на заботу родителей? Почему? Как бы вы поступили в такой ситуации? (...)
5. Закрепление изученного материала (работа в группах).
Подготовьте выступление об основных положениях Конвенции о правах ребёнка. (...) (слайд 8). Выступление групп. Обсуждение.
6. Рефлексия
- Продолжите фразы: (слайд 9)
- Я веду себя с ..., чтобы не нарушить их право на...
- Знание прав ребёнка поможет мне ...
7. Подведение итогов урока
- О каких правах детей вы сегодня узнали? В каком документе они прописаны? (...)
Давайте вернёмся к нашей таблице "До и после", внесем список прав детей, о которых вы сегодня узнали, в графу "После". Сравним графы, сделаем вывод. (...)
8. Домашнее задание:
- Составить опорную схему (кластер, интеллект-карту) "Мои права".
- Привести пример сказок, где нарушены права литературных героев.