Дидактический театр "Броуновское движение"

Разделы: Физика


Внеклассное мероприятие “Броуновское движение” для 8 класса проводится в форме дидактического театра. Театрализованная постановка была показана в “День физики” во время проведения традиционного школьного предметного декадника “Парад наук”. В процессе подготовки учащиеся изучают историю физики, знакомятся с биографией ученых-физиков, пробуют себя в роли сценариста, режиссера, костюмера, художника, звукорежиссера, демонстратора презентации и т.д. Форма дидактического театра является активным ресурсом формирования универсальных учебных действий. Дидактический театр развивает навыки сотрудничества, позволяет проявлять и развивать свои творческие способности всем учащимся, эмоционально воздействует и развивает познавательный интерес, формирует положительное отношение к изучению физики.

Сценарий

Действующие лица:

  • Учитель,
  • Ведущий 1 (В1),
  • Ведущий 2 (В2),
  • Р.Броун,
  • Ч.Дарвин,
  • Джейн - горничная,
  • Генри - помощник Броуна.

СЦЕНА 1

Ширма в центре сцены. Перед ширмой стоят ведущие. Звенит звонок. На сцену выходит Учитель, обращается в зал.

Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь. Запишите в тетради тему урока: “Броуновское движение”. Сегодня мы узнаем о физическом открытии, которое было сделано, вы не поверите, ботаником. (Приложение, слайд 1)

Ведущий 1: Началась эта история в 1827 году.

Ведущий 2: Почтенный хранитель ботанического отделения Британского музея мистер Роберт Броун изучал пыльцу растений под микроскопом.

(Учитель уходит со сцены. Ведущие раздвигают ширмы и встают за ними.)

СЦЕНА 2

Раздвигается ширма. Декорации кабинета ученого. На столе микроскоп, колбы, пробирки и т.д. За микроскопом сидит Броун, рассматривает препараты. Входит горничная Джейн, вносит поднос с едой, убирает комнату.

Горничная: Мистер Броун, такое раннее утро, а вы уже за работой. Вот ваш завтрак.

Броун: Спасибо, Джейн. Ступай. А Генри пришел?

Горничная: Да, мистер Броун.

Броун: Позови его. Мне потребуется помощь.

Горничная: Генри-и-и... (Уходя.)

Броун: (С досадой.) Опять то же самое! (Задумчиво.) Но почему? Всего час назад я собрал пыльцу со своих цветов, размешал в воде, капнул капельку на предметное стекло микроскопа. Но час – 60 минут, 3600 секунд. Это время вполне достаточное, чтобы частицы успокоились. (Смотрит в микроскоп) А они движутся!

СЦЕНА 3

Входит помощник Броуна Генри.

Генри: Доброе утро, мистер Броун. Как Ваши дела?

Броун: Генри, это удивительно, но они движутся! Частички пыльцы, взвешенные в воде, движутся! Посмотри. (Генри подходит к микроскопу, смотрит. Броун взволнованно ходит взад-вперед.)

Броун: Почему? Почему они движутся? А вдруг?.. А вдруг они живые? (Броун и Генри изумленно смотрят друг на друга.)

Броун: Генри, принеси немного глины. Она во дворе.

Генри: Сейчас, мистер Броун. Я быстро. (Убегает.)

Броун: (Ходит взад – вперед, рассуждает.) Глина мертва! Мертва! В этом не усомнится никто. Значит ее частицы, размешанные в воде, тоже будут мертвыми частицами. И они останутся неподвижными под микроскопом.

Генри: (Вбегает, говорит запыхавшись.) Вот глина, мистер Броун. А что вы задумали?

Броун: Давай ее сюда. (Готовит препарат.) Мы посмотрим глину под микроскопом.

Генри: Ну, что там? (Заглядывает через плечо, выражает любопытство, суетится.)

(Ведущие выходят из-за ширмы).

Ведущий 1: В ярко освещенном поле зрения прибора взад и вперед сновали темные точки. Те, что покрупнее, двигались медленнее, не спеша меняли направление.

Ведущий 2 : Более мелкие прыгали беспорядочно, случайно, бросаясь из стороны в сторону. (Ведущие уходят за ширму).

Генри: Мистер Броун, что вы видите?

Броун: (Встает. Уступает место Генри. Говорит в зал.) Все точно также как и в прошлый раз. (С усмешкой) Частицы мертвой глины не уступают в резвости цветочной пыльце. Но, почему? Почему они движутся? (Обращается к Генри.) Генри, сходи в библиотеку за сборником трудов Антони Ван Левенгука “Тайны природы добытые с помощью микроскопа”.

Генри: Да, мистер Броун. Сейчас. (Генри уходит.)

СЦЕНА 4

Звонят.

Горничная: (Выходит на сцену и торжественно объявляет) Мистер Чарльз Дарвин! (Входит Дарвин. Джейн забирает у него перчатки, трость, цилиндр. Уходит.)

Дарвин: Здравствуйте, мистер Роберт.

Броун: Здравствуй, мой юный друг.

Дарвин: Вы чем так озадачены?

Броун: Чарльз, посмотри-ка в микроскоп и опиши то, что увидишь.

Дарвин: (Садится за микроскоп) О! Какое оживленное движение. Поразительно! Что это?

Броун: (Многозначительно.) М-м-м... Это мой маленький секрет.

Дарвин: (Иронично.) Который никак не оставляет Вас в покое, мистер Броун?

(Как бы между прочим) Да-а. Чуть не забыл. Я принес Вам кусочек камня от египетских пирамид. (Протягивает Броуну.)

Броун: Спасибо. Я и с ним проведу эксперимент.

Дарвин: Извините, но мне нужно срочно уйти, чтобы успеть на занятия в Университетском музее.

Броун: Всего доброго, Чарльз. (Дарвин уходит. Броун садится за микроскоп. Ведущие закрывают ширму. Выходят вперед.)

Ведущий 1: Броун был настоящим ученым. Столкнувшись с непонятным, он добросовестно исследовал открытое явление. Броун наблюдал под микроскопом пыльцу растений, споры плауна, частички глины и частички камня египетских пирамид, взвешенные в воде.

Ведущий 2: Он наблюдал движение частичек в холодной и горячей воде, в более вязкой жидкости. Он дробил частицы на более мелкие. И всегда наблюдал их движение, которое не прекращалось.

Ведущий 1: Он сделал все, что мог. Но так и не нашел ответа на вопрос: “Почему частицы движутся?” Закончив эту работу, Броун снова принялся за исследование клеток растений.

СЦЕНА 5

На сцену выходит учитель.

Учитель: Вы узнали историю открытия, которое было сделано случайно. С тех пор непрерывное и беспорядочное движение частиц вещества, взвешенных в жидкости или газе, называют броуновским движением. Оно так названо в честь Роберта Броуна – первооткрывателя. (Приложение, слайд 2)

Ведущий 1: Броуновским движением заинтересовались физики. В 1829 году лекцию об открытии броуновского движения прочитал Майкл Фарадей. Активное изучение броуновского движения началось только в шестидесятых годах 19 века, спустя 30 с лишним лет после его открытия. (Приложение, слайд 3)

Ведущий 2: Было установлено, что интенсивность броуновского движения:

  • увеличивается с ростом температуры среды,
  • увеличивается при уменьшении размеров броуновских частиц,
  • не зависит от материала броуновской частицы,
  • уменьшается в более вязкой жидкости. (Приложение, слайд 4)

Учитель: Долгое время это явление не находило объяснения. Лишь в 1874 году бельгийским священником Карбонеллем была выдвинута гипотеза, что движение броуновских частиц обусловлено ударами об их поверхность молекул жидкости. (Приложение, слайд 5)

Ведущий 1: Именно эта идея позволила Альберту Эйнштейну создать количественную теорию броуновского движения, которую он опубликовал в том же номере физического журнала, в котором появилась его первая статья по теории относительности. (Приложение, слайд 6)

Ведущий 2: В 1906 году французский физик Жан Перрен экспериментально подтвердил теорию Эйнштейна, что послужило окончательным признанием атомно-молекулярной теории. (Приложение, слайд 7)

Учитель: Всю свою жизнь Роберт Броун был уверен, что его след останется в истории благодаря заслугам в изучении ботаники. Но... едва ли это не единственный ботаник, прочно вошедший в историю физики. (Приложение, слайд 8)

Урок окончен. Звенит звонок.

Список литературы.

  1. Книга для чтения по физике. Москва, “Просвещение”, 1986 г.
  2. Образовательный мультимедийный комплекс по физике 1С: Школа. Физика 7 класс. Под редакцией Н.К.Ханнанова.
  3. Ч.Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. (Автобиография, часть шестая) http://vivovoco.astronet.ru
  4. Учебник физики, 10 класс. Москва, “Просвещение”, 2009 г.