Использование метода сжатого кадра в процессе психологического консультирования взрослых

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


В практике консультирования родителей и педагогов в дошкольном учреждении мы, психологи, часто сталкиваемся с проблемой определения первой причины трудностей возникающих у человека во взаимоотношениях со своим ребенком, близкими и коллегами по работе. Для того, чтобы помочь человеку начать высказываться, искать причины недопонимания с окружающими людьми, мы предлагаем начать работу по разработанному нами методу.

Итак, начинается наша беседа с описания, эмоционально и физически уставшего человека.

Мысли спутанные, свинцовая голова, и вот еще одно утро и твое существо тянет тебя на работу. Память диктует тебя твои действия, и комок поднимается по стенке живота, по груди и подкатывает к горлу. “Не могу! Это скоро закончится, еще немного”. Ты делаешь вдох, выжимаешь себя, пленка закончилась. Взгляд опущен в пол, что дальше – еще одно утро, еще один день. Ты открываешь дверь, садишься в кресло, закрываешь глаза. Твоя жизнь, как отснятое кино: цветные, черно-белые картинки выстраиваются в очередь в твоем подсознании. Эмоции скользят по твоему лицу – счастье, недоумение, радость, разочарование. Слезы проступили сквозь закрытые глаза как бы тебе не хотелось удержать их в себе одна слеза покатилась по щеке, открыв глаза, смахнув ее ты, смущаясь как будто в комнате находится еще люди и ты боишься их осуждения. Но оглядевшись, ты принимаешь прежнее положение и, делая выдох, пытаешься сконцентрироваться и начинаешь тонуть, тонуть ……. И вот опять картинки, картинки, картинки и темнота. Ты пытаешься рассмотреть, вглядываешься, и вот начинает проглядываться сюжет, лицо резко меняется в чертах - ты пытаешься сильнее закрыть глаза, чтобы разглядеть детали, но не можешь. Пальцы вжимаются в кресло, ты делаешь попытку перехватить воздух, и картинка исчезает.

Кто-то из нас когда – то был в состоянии “на грани”. Кому - то со временем удавалось справиться, а вернее привести себя в состояние ремиссии. Мы не ошибочно применили местоимение себя, так как наше психологическое состояние определяет функциональность нашего тела. Современный человек живет по своему внутреннему расписанию, которое часто не включает в себя регулярное посещение психолога. И в связи с этим мы разработали экспресс метод снятия стрессовых состояний и назвали его “Метод сжатого кадра”.

Суть метода заключается в том, что человеку предлагают воспроизвести свои воспоминания в виде ленты отснятого кино. Для этого индивиду предоставляется время для переосмысления. После чего среди длинной цепочки воспоминаний выделяется главный кадр. Таким образом, человеку предлагают сжать накопившиеся проблемы до одного главного кадра. После обработки информации полученной в процессе беседы с человеком начинается непосредственная работа над выделенной проблемой.

Практическая часть нашей работы состоит из ряда упражнений, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, обретение себя, осознание своих проблем.

Вначале совместно с человеком психолог выстраивает индивидуальный маршрут работы. В него можно включить:

Выявление и озвучивание проблем;

Нахождение среди спектра проблем, главную которую предстоит решить.

Это можно сделать с помощью различных методов и приемов: на листе бумаги, разделенной по - полам написать “+” и “ - ” рассматриваемой ситуации.

Очень важно в начале работы определить: цель деятельности (что сделать), программа деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение видеть и исправлять свои ошибки.

Содержание возможной индивидуальной работы:

  1. Арттерапия – прорисовывание обозначенной проблемы, отражение эмоций в цветовой гамме, происходит гармонизация внутреннего состояния человека.
  2. Сочинение авторских сказок, прочтение терапевтических сказок.
  3. Использование песка для выстраивания и рассматривание проблемы со стороны (моделирование выявленной проблемы с помощью объемных фигур). При взаимодействии с песком и небольшими фигурами мы приближаем к себе наш внутренний мир, начинаем понимать свои желания, можем разобраться с воспоминаниями, открыть источники своей внутренней силы, увидеть лучшее решение сложной ситуации.
  4. Релаксационные упражнения. Релаксация может проводиться как в начале встречи – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе встречи опыта, знаний.
  5. Дыхательные упражнения – повышают энергетическое обеспечение мозга, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать свое дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями, способствует снятию эмоционального напряжения, уменьшение чувства тревоги и общей релаксации. Для выполнения дыхательных упражнений рекомендуется соблюдать три основных правила: во время упражнений необходимо дышать животом, чтобы задействовать диафрагму; дыхательные упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 секунд - вдох животом – пауза 2-3 секунд; дыхательными упражнениями следует заниматься не более 2-3 минут за один прием. Эффективен прием включения музыки, “вдыхать” солнечный свет и т.д.
  6. Упражнения для развития рефлексии: придумать и исполнить танец под названием “Мой самый тяжелый день”, “Я и моя работа” и т.д.; нарисовать картину своей недели или дня; вспомнить один из своих снов и нарисовать его (можно слепить, сделать аппликацию).
  7. Использование музыки. При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства нервной системы. По мнению Е.И. Рогова, “чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой”.
  8. Интересен и очень продуктивен цикл упражнений по интегративной кинесиологии – приобретение и интеграция знаний о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе об ощущениях положения собственного тела в пространстве, общего ощущения уверенности.

Для начала надо просто спокойно выпить простой воды, затем помассировать специальные точки (положите большой палец руки на затылок в ямку у основания черепа, указательный и средний палец положите в углубление за ухом, вторую руку разместите на пупке, и мягко массируйте точки 30 секунд). “Кнопки земли” - пальцами одной руки прикоснитесь к точке, находящейся под нижней губой. Пальцы второй руки расположены чуть ниже пупка – затем нужно представить, что в вас вместе с воздухом вливается энергия земли. “Кнопки космоса” - пальцами одной руки прикоснитесь к точке, находящейся над верхней губой; пальцы второй руки расположены сзади на крестце, необходимо сделать 4-6 циклов дыхания. “Кнопки мозга” - положите одну руку ладошкой на пупок, вторую руку разместите под ключицами (слева и справа от грудины под ключицами между первым и вторым ребром находятся кнопки мозга). Массируйте кнопки мозга правой и левой рукой по - очереди.

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное и вербальное выражение состояний и отношений к окружающей действительности.

Упражнения

“Мой портрет в лучах солнца”

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем нарисуйте лучи и вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.

“Антистрессовое дыхание”

Нужно закрыть глаза, положить левую руку на пупок, а правую руку сверху так, как удобно. Вообразить внутри себя надувной резиновый шарик. На вдохе представить, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает “шарик”. По мере заполнения шарика воздухом руки будут подниматься вверх. Продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды.

“Послушать тишину”

Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, услышать свое дыхание, биение сердца.

“Ковер-самолет”

Вы ложитесь на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает усталое тело. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся. При желании после этого упражнения можно нарисовать на листе бумаги страны, над которыми вы пролетали.

“Чаша доброты”

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще.…Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: “Это я! У меня есть такая чашка доброты!” При желании после этого упражнения можно нарисовать на листе бумаги свою чашу доброты.

В конце статьи хотелось бы обобщить ожидаемый результат работы педагога-психолога и взрослого с применением “метода сжатого кадра”:

- в процессе совместной деятельности возрастает внимание человека к собственным переживаниям, чувствам и мыслям;

- развивается способность к самопознанию;

- возникает потребность заботиться о себе;

- появляется возможность увидеть проблему со стороны. Таким образом, человек применивший “метод сжатого кадра” сможет по-новому посмотреть на сложную ситуацию и, при желании, изменить свое отношение к возникающим трудностям.

Хватит, замедли шаг, расслабь руки в локтях, сделай глубокий вдох и подними глаза. Небо, лучи солнца скользят по желтым листьям, освещая все вокруг золотым светом. Звон колоколов, растекаясь, заполняет пространство. И вот свинцовые шаги становятся легче, в теле появляется легкость, и ты опять можешь взглянуть на мир по-новому!

Список литературы

  1. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. “Росток”. Условия и методика развития ребенка – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании – СПб.: Речь, 2014.
  3. Смирнова С.С., Цыплёнкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений образовательной кинесиологии – М.: Центр развития межличностных коммуникаций, 2011.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии – СПб.: Речь, 2015.