Творчество детей в музыкальной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы в полной мере ощутить и познать музыку, как и любое другое искусство, недостаточно наблюдать со стороны, слушать и даже исполнять чужие произведения (петь, танцевать, музицировать), необходимо быть творцом, создателем, сочинять самому. Это касается и детей младшего дошкольного возраста.

Представленная методическая разработка адресована воспитателям детских садов для развития детей от 2 до 7 лет.

Чтобы обеспечить каждому ребёнку группы возможность приобретения собственного музыкально- творческого опыта, представленный материал разделён по возрастным группам. На каждый месяц предлагаются темы и игровые образы для песенной, танцевальной, инструментальной импровизации.

Задача воспитателя - проявлять интерес, слушать, наблюдать и поощрять, хвалить даже робкие попытки детей к импровизации.

Цель музыкального творчества – познание мира музыки через творческое самовыражение и самопознание.

Задачи:

  • удовлетворение потребности каждого ребенка получать удовольствие от самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • познание музыки через активную самостоятельную музыкально-творческую деятельность (пение, пластику, музицирование);
  • формирование и развитие мышления, продолжительности концентрации слухового внимания;
  • развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии;
  • развитие музыкальных способностей: координации голоса и слуха, освоение звуковысотного и ритмического пространства;
  • обогащение двигательного опыта, умение самостоятельно находить выразительные движения в соответствии с игровым образом;
  • развитие гибкости, пластичности движений, мимики и пантомимики;
  • приобретение начальных исполнительских навыков музицирования на ксилофоне, ложках, бубенчиках, колокольчиках, бубне, погремушках;
  • развитие эмоциональной сферы;

Первая младшая группа

Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
Сентябрь “Кап-кап” Танец с листочками, прыгает зайчик; Хлопаем;
Октябрь “ко-ко-ко” идет курочка с цыплятами; играем на погремушках;
Ноябрь “цок-цок” лошадка; идёт лошадка (хлопаем ритмо-слоги);
Декабрь “мяу- мяу” танец снежинок, умывается кошка; бубенчики;
Январь “тук-тук”, “топ-топ”; идет медведь, крадется лиса, убегает мышка; на бубне (ритмо-слоги);
Февраль “ту-ту” едет паровоз, идут солдаты; на ложках (ритмо-слоги);
Март “баю-бай”; укачиваем куклу, игрушку; колокольчики;
Апрель “ку-ку”, птички прилетают, клюют зернышки; на ксилофоне “ку-ку” (1-2 зв);
Май “жу-жу-жу”

“песенка пчелки”;

цветочки просыпаются, “трудолюбивые пчелки”; на ксилофоне “жу-жу-жу” (1-2 зв);

Вторая младшая группа

Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Озвучивание имен; Импровизация с листочками; Прохлопать свое имя (ритмо-слоги);
октябрь “топ-топ”, цоканье лошадки “цок-цок”, “цоки-цок”; идет медведь, лошадка; на бубне шаги зверей, бег лошадки (ритмо-слоги);
ноябрь часы “тик-так”, “тики-так”; как гудит самолет; изобразить часы, самолет, вертолет; простучать ход часов на ложках (ритмо-слоги);
декабрь “ мяу-мяу”, “пи-пи-пи”; крадется кошка, убегает мышка; на ксилофоне “мяу-мяу”, “пи-пи-пи” (1-2 зв);
январь завершение мелодии “баю-бай”, “баиньки”; импровизирповать движения снежинок; укачивание куклы, медвежонка; на ксилофоне повторение мелодии “баю-бай”, “баиньки” (1-2 зв);
февраль вопрос-ответ “Зайка, где ты?” зайчики скачут, едят морковку, прячутся; вопрос-ответ на ксилофоне (1-2 зв);
март “кап-кап”, “ди-ли-ди-ли”; импровизировать весёлый танец капелек; колокольчик, ксилофон - капель (1-2 зв);
апрель “ку-ку”, “ко-ко-ко” птички прилетают, клюют зернышки; на ксилофоне “ку-ку”, “ко-ко-ко”;
май “песенка пчелки” “жу-жу-жу”; цветочки просыпаются;

трудолюбивые пчелки;

на ксилофоне “жу-жу-жу” (1-2 зв).

Средняя группа

Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Простучать свое имя; Импровизировать движения листиков; На бубне и ложках простучать свое имя;
октябрь “Как тебя зовут?”

пропеть свое имя;

импровизировать танцевальные движения (народная муз.) на ксилофоне подобрать свое имя (1-3 зв.);
ноябрь “чух-чух”, “ту-ту”, часы “тик-так”, “тики-так”. образ паровоза, часов замедляя и ускоряя движение; на ложках простучать ход часов “тик-так”, “тики-так” (ритмо-слоги);
декабрь прохлопать знакомую считалку; речевая игра – считалка (пантомима); озвучить предметами-заместителями считалку;
январь грустный петушок, веселый петушок важный петушок, заботливая курочка; на ксилофоне “ко-ко-ко”, “ку-ка-ре-ку” (1, 2, 3 зв.)
февраль пропеть знакомую считалку ; речевая игра – считалка (пантомима); прохлопать считалку, озвучить предметами-заместителями считалку;
март сочинить песенку-попевку про маму; импровизировать танцевальные движения под аудиозапись песенки про маму; на ксилофоне подобрать песенку-попевку про маму (1, 2, 3 зв,);
апрель песенка ручейка, дождика; импровизировать танцевальные движения (классическая муз.) на ксилофоне изобразить ручеек, дождик (1, 2, 3 зв.);
май сочинить колыбельную для куклы; импровизировать танцевальные движения под аудиозапись песенки; на ксилофоне музыку колыбельной (1, 2, 3 зв.).

Смотреть приложение 1.

Старшая группа

Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Пропеть считалку, скороговорку; Изобразить в пластике считалку, скороговорку (пантомима); Подобрать хлопками ритм к считалке, скороговорке;
октябрь выразительно пропеть “мяу – мяу” с образной интонацией: котик жалуется, просит, сердится, требует ; пластическое изображение игрового образа: котик жалуется, котик просит, котик сердится, котик требует; сочинить историю про котика (шумовые инструменты);
ноябрь выразительно пропеть “гав- гав – гав” с образной интонацией: щенок радуется, удивляется, спорит; пластическое изображение игрового образа: щенок радуется, щенок удивляется, щенок спорит; сочинить историю про щенка (шумовые инструменты);
декабрь импровизации простейших мотивов на слоги: “та-ра-ра”, “динь-дон”, “ку-ку”; импровизировать танцевальные движения (народная муз.); подбор на ксилофоне мелодии (1-5 зв.);
январь сочинить песенку на считалку, скороговорку; изобразить в пластике стихотворение (пантомима); подобрать на ксилофоне сочинённую песенку (1-5 зв.);
февраль сочинить песенку на считалку, скороговорку; изобразить в пластике стихотворение (пантомима); подобрать на ксилофоне сочинённую песенку (1-5 зв.);
март сочинить колыбельную с опорой на заданный мотив, интонацию; импровизировать танцевальные движения под песенку про маму; подобрать на ксилофоне сочинённую колыбельную (1-5 зв.);
апрель сочинить песенку капели; импровизировать танец капели (классическая музыка); графическое изображение сочинения;
май сочинить и пропеть вальс на “ля-ля-ля”, марш на “трам-пам-пам-парам-пам”; самостоятельные импровизации в свободных плясках; подобрать на ксилофоне сочинённый марш, вальс.

Смотреть приложение 2.

Подготовительная группа

Месяц Песенное творчество Танцевальное творчество Инструментальная импровизация
сентябрь Пропеть считалку “Едет Федя” ; Пластическое исполнение считалки (пантомима); подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.);
октябрь “Аты-баты” сочинить мелодию; пластическое исполнение считалки (пантомима); подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.);
ноябрь пропеть считалку “Мы сидели на печи”; пластическое исполнение считалки (пантомима); сочинение ритма к считалке, поговорке;
декабрь сочинить мелодию на стихотворение “Вышла модница-лисица”; пластическое исполнение стихотворения (пантомима); озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Вышла модница-лисица”;
январь “Вот король идет в поход” сочинить мелодию; пластическое исполнение стихотворения (пантомима); подбор на ксилофоне мелодии (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями стихотворения;
февраль пропеть считалку “Раз у нашего Степана”; пластическое исполнение стихотворения (пантомима); подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями считалку;
март сочинить песенку о маме; Импровизировать танцевальные движения (песни про маму) подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Чисто в домике у белки”;
апрель сочинить песенку про папу; импровизировать танцевальные движения (народная муз.); подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.);

озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Кот Архипка”;

май сочинить песенку про свою мечту; импровизировать танцевальные движения (современная муз.); подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.), озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Сколько знаю я дождей”.

Смотреть приложение 3.

Литература.

1. Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет/ М.: Айрис-пресс, 2009 г.

2. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти :программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / СПб.: РЖ “Музыкальная палитра”, 2012 г.

3. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем, поём. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет/ М.: “Издательство “Скрипторий 2003”, 2009 г.

4. Скопивцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий / Волгоград, 2009 г.