Чтобы в полной мере ощутить и познать музыку, как и любое другое искусство, недостаточно наблюдать со стороны, слушать и даже исполнять чужие произведения (петь, танцевать, музицировать), необходимо быть творцом, создателем, сочинять самому. Это касается и детей младшего дошкольного возраста.
Представленная методическая разработка адресована воспитателям детских садов для развития детей от 2 до 7 лет.
Чтобы обеспечить каждому ребёнку группы возможность приобретения собственного музыкально- творческого опыта, представленный материал разделён по возрастным группам. На каждый месяц предлагаются темы и игровые образы для песенной, танцевальной, инструментальной импровизации.
Задача воспитателя - проявлять интерес, слушать, наблюдать и поощрять, хвалить даже робкие попытки детей к импровизации.
Цель музыкального творчества – познание мира музыки через творческое самовыражение и самопознание.
Задачи:
- удовлетворение потребности каждого ребенка получать удовольствие от самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- познание музыки через активную самостоятельную музыкально-творческую деятельность (пение, пластику, музицирование);
- формирование и развитие мышления, продолжительности концентрации слухового внимания;
- развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии;
- развитие музыкальных способностей: координации голоса и слуха, освоение звуковысотного и ритмического пространства;
- обогащение двигательного опыта, умение самостоятельно находить выразительные движения в соответствии с игровым образом;
- развитие гибкости, пластичности движений, мимики и пантомимики;
- приобретение начальных исполнительских навыков музицирования на ксилофоне, ложках, бубенчиках, колокольчиках, бубне, погремушках;
- развитие эмоциональной сферы;
Первая младшая группа
Месяц | Песенное творчество | Танцевальное творчество | Инструментальная импровизация |
Сентябрь | “Кап-кап” | Танец с листочками, прыгает зайчик; | Хлопаем; |
Октябрь | “ко-ко-ко” | идет курочка с цыплятами; | играем на погремушках; |
Ноябрь | “цок-цок” | лошадка; | идёт лошадка (хлопаем ритмо-слоги); |
Декабрь | “мяу- мяу” | танец снежинок, умывается кошка; | бубенчики; |
Январь | “тук-тук”, “топ-топ”; | идет медведь, крадется лиса, убегает мышка; | на бубне (ритмо-слоги); |
Февраль | “ту-ту” | едет паровоз, идут солдаты; | на ложках (ритмо-слоги); |
Март | “баю-бай”; | укачиваем куклу, игрушку; | колокольчики; |
Апрель | “ку-ку”, | птички прилетают, клюют зернышки; | на ксилофоне “ку-ку” (1-2 зв); |
Май | “жу-жу-жу” “песенка пчелки”; |
цветочки просыпаются, “трудолюбивые пчелки”; | на ксилофоне “жу-жу-жу” (1-2 зв); |
Вторая младшая группа
Месяц | Песенное творчество | Танцевальное творчество | Инструментальная импровизация |
сентябрь | Озвучивание имен; | Импровизация с листочками; | Прохлопать свое имя (ритмо-слоги); |
октябрь | “топ-топ”, цоканье лошадки “цок-цок”, “цоки-цок”; | идет медведь, лошадка; | на бубне шаги зверей, бег лошадки (ритмо-слоги); |
ноябрь | часы “тик-так”, “тики-так”; как гудит самолет; | изобразить часы, самолет, вертолет; | простучать ход часов на ложках (ритмо-слоги); |
декабрь | “ мяу-мяу”, “пи-пи-пи”; | крадется кошка, убегает мышка; | на ксилофоне “мяу-мяу”, “пи-пи-пи” (1-2 зв); |
январь | завершение мелодии “баю-бай”, “баиньки”; | импровизирповать движения снежинок; укачивание куклы, медвежонка; | на ксилофоне повторение мелодии “баю-бай”, “баиньки” (1-2 зв); |
февраль | вопрос-ответ “Зайка, где ты?” | зайчики скачут, едят морковку, прячутся; | вопрос-ответ на ксилофоне (1-2 зв); |
март | “кап-кап”, “ди-ли-ди-ли”; | импровизировать весёлый танец капелек; | колокольчик, ксилофон - капель (1-2 зв); |
апрель | “ку-ку”, “ко-ко-ко” | птички прилетают, клюют зернышки; | на ксилофоне “ку-ку”, “ко-ко-ко”; |
май | “песенка пчелки” “жу-жу-жу”; | цветочки просыпаются; трудолюбивые пчелки; |
на ксилофоне “жу-жу-жу” (1-2 зв). |
Средняя группа
Месяц | Песенное творчество | Танцевальное творчество | Инструментальная импровизация |
сентябрь | Простучать свое имя; | Импровизировать движения листиков; | На бубне и ложках простучать свое имя; |
октябрь | “Как тебя зовут?” пропеть свое имя; |
импровизировать танцевальные движения (народная муз.) | на ксилофоне подобрать свое имя (1-3 зв.); |
ноябрь | “чух-чух”, “ту-ту”, часы “тик-так”, “тики-так”. | образ паровоза, часов замедляя и ускоряя движение; | на ложках простучать ход часов “тик-так”, “тики-так” (ритмо-слоги); |
декабрь | прохлопать знакомую считалку; | речевая игра – считалка (пантомима); | озвучить предметами-заместителями считалку; |
январь | грустный петушок, веселый петушок | важный петушок, заботливая курочка; | на ксилофоне “ко-ко-ко”, “ку-ка-ре-ку” (1, 2, 3 зв.) |
февраль | пропеть знакомую считалку ; | речевая игра – считалка (пантомима); | прохлопать считалку, озвучить предметами-заместителями считалку; |
март | сочинить песенку-попевку про маму; | импровизировать танцевальные движения под аудиозапись песенки про маму; | на ксилофоне подобрать песенку-попевку про маму (1, 2, 3 зв,); |
апрель | песенка ручейка, дождика; | импровизировать танцевальные движения (классическая муз.) | на ксилофоне изобразить ручеек, дождик (1, 2, 3 зв.); |
май | сочинить колыбельную для куклы; | импровизировать танцевальные движения под аудиозапись песенки; | на ксилофоне музыку колыбельной (1, 2, 3 зв.). |
Смотреть приложение 1.
Старшая группа
Месяц | Песенное творчество | Танцевальное творчество | Инструментальная импровизация |
сентябрь | Пропеть считалку, скороговорку; | Изобразить в пластике считалку, скороговорку (пантомима); | Подобрать хлопками ритм к считалке, скороговорке; |
октябрь | выразительно пропеть “мяу – мяу” с образной интонацией: котик жалуется, просит, сердится, требует ; | пластическое изображение игрового образа: котик жалуется, котик просит, котик сердится, котик требует; | сочинить историю про котика (шумовые инструменты); |
ноябрь | выразительно пропеть “гав- гав – гав” с образной интонацией: щенок радуется, удивляется, спорит; | пластическое изображение игрового образа: щенок радуется, щенок удивляется, щенок спорит; | сочинить историю про щенка (шумовые инструменты); |
декабрь | импровизации простейших мотивов на слоги: “та-ра-ра”, “динь-дон”, “ку-ку”; | импровизировать танцевальные движения (народная муз.); | подбор на ксилофоне мелодии (1-5 зв.); |
январь | сочинить песенку на считалку, скороговорку; | изобразить в пластике стихотворение (пантомима); | подобрать на ксилофоне сочинённую песенку (1-5 зв.); |
февраль | сочинить песенку на считалку, скороговорку; | изобразить в пластике стихотворение (пантомима); | подобрать на ксилофоне сочинённую песенку (1-5 зв.); |
март | сочинить колыбельную с опорой на заданный мотив, интонацию; | импровизировать танцевальные движения под песенку про маму; | подобрать на ксилофоне сочинённую колыбельную (1-5 зв.); |
апрель | сочинить песенку капели; | импровизировать танец капели (классическая музыка); | графическое изображение сочинения; |
май | сочинить и пропеть вальс на “ля-ля-ля”, марш на “трам-пам-пам-парам-пам”; | самостоятельные импровизации в свободных плясках; | подобрать на ксилофоне сочинённый марш, вальс. |
Смотреть приложение 2.
Подготовительная группа
Месяц | Песенное творчество | Танцевальное творчество | Инструментальная импровизация |
сентябрь | Пропеть считалку “Едет Федя” ; | Пластическое исполнение считалки (пантомима); | подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.); |
октябрь | “Аты-баты” сочинить мелодию; | пластическое исполнение считалки (пантомима); | подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.); |
ноябрь | пропеть считалку “Мы сидели на печи”; | пластическое исполнение считалки (пантомима); | сочинение ритма к считалке, поговорке; |
декабрь | сочинить мелодию на стихотворение “Вышла модница-лисица”; | пластическое исполнение стихотворения (пантомима); | озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Вышла модница-лисица”; |
январь | “Вот король идет в поход” сочинить мелодию; | пластическое исполнение стихотворения (пантомима); | подбор на ксилофоне мелодии (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями стихотворения; |
февраль | пропеть считалку “Раз у нашего Степана”; | пластическое исполнение стихотворения (пантомима); | подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями считалку; |
март | сочинить песенку о маме; | Импровизировать танцевальные движения (песни про маму) | подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Чисто в домике у белки”; |
апрель | сочинить песенку про папу; | импровизировать танцевальные движения (народная муз.); | подбор мелодии на ксилофоне (1-7 зв.); озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Кот Архипка”; |
май | сочинить песенку про свою мечту; | импровизировать танцевальные движения (современная муз.); | подбор мелодии на ксилофоне, свирели (1-7 зв.), озвучивание предметами-заместителями стихотворения “Сколько знаю я дождей”. |
Смотреть приложение 3.
Литература.
1. Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет/ М.: Айрис-пресс, 2009 г.
2. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти :программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / СПб.: РЖ “Музыкальная палитра”, 2012 г.
3. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем, поём. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет/ М.: “Издательство “Скрипторий 2003”, 2009 г.
4. Скопивцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий / Волгоград, 2009 г.