Роль педагогических исследований, мониторинг достижений личностных результатов школьников

Разделы: Классное руководство


Новые образовательные стандарты школьного обучения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание образования и его образовательный результат.

В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. Одно из них личностные достижения ребёнка.

Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.

Возникает закономерный вопрос: можно ли отследить и измерить привычными способами контроля и оценки личностные образовательные достижения учащихся? Между тем именно они связаны с уровнем развития универсальных учебных действий, которые отражают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения опыта.

Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. “значения для себя”) учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, “что я знаю”, и того, “что я не знаю”, “незнания”, и стремления к преодолению этого разрыва; в том числе готовность к выбору направления профильного образования
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг, который в образовании определяется как “постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям”. Согласно требованиям ФГОС личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Вывести учащихся на высокий личностный результат можно только в результате систематической, постоянной работы над формированием УУД в течение всего периода обучения детей в школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг. Проводится 1 раз в год.

Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Из личного опыта учителя начального звена Виноградовой Н.В.

Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:

Уроки нравственности раз в месяц:

1.Активность и пассивность

2.Ответственность и безответственность

3.“Тление и горение”

4.Поступок и проступок

5.Разумная и неразумная любовь

6.Красивое и безобразное

7.Зло и добро

8.Творчество – способ преобразования мира

9.Ученик Школы Мира Миров (образ)

Уроки толерантности: 1 раз в месяц

1.Кто я? Мои силы, мои возможности.

2.Что такое идеальное “Я”

3.Расскажи мне о себе

4.Я изменяюсь

5.Смысл жизни

6.Имею право

7.Талант и упорство

8.Где прячется счастье?

9.Мое будущее

Экскурсии и выставки (1 раз в месяц)

1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного города, края.” (октябрь)

2.Презентация выставки собственных рисунков

3.Посещение городской Картинной галереи

Творческий отчет класса
Классные собрания:

I четверть: ПП в школе.

II четверть: Каждой вещи свое место.

III четверть: Трудовые обязанности ребенка в семье.

VI четверть: О чем может рассказать дневник школьника.

Родительские собрания (1 раз в четверть):

1.Значение творчества в жизни человека

2.О культуре речи

3.Преобразование пространства средствами искусства

4.“Посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер-пожнешь судьбу”

Методики отслеживания формирования ЛУУД

Рекомендации по проведению диагностических исследований были взяты из методического пособия под редакцией А.Г. Асмолова “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе”.

Диагностика действия самоопределения была использована методика “Лесенка”.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.

Критерии оценивания

  • 1-3 ступени – низкая самооценка – у 4 учащегося класса
  • 4-7 ступени – адекватная самооценка – у 15 учащихся класса
  • 8-10 ступени – завышенная самооценка – у 4 учащихся

Оценка действия смыслообразования использовалась

“Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета с выбором ответа.

Результаты показали: высокий уровень школьной мотивации имеют 9 человек (из 25), хорошая школьная мотивация у 4 человек, 6 учащихся школа привлекает внеурочной деятельностью и 5 учеников имеют низкую школьную мотивацию.

Диагностика нравственно-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники? А Нравится

Б Не очень нравится

В Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет? А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь? А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе. А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде? А. Нет

Б. Иногда

В. Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее? А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине? А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса? А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

  • За первый ответ (А) – 2 балла,
  • За второй ответ (Б) – 1 балл,
  • За третий ответ (В) – 0 баллов

Портрет Выпускника начальной школы:

  • осознавать смысл учения и поймет личную ответственность за будущий результат;
  • будет сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания;
  • сформирована адекватная самооценка;
  • будет видеть свои сильные и слабые стороны, будет понимать, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься;
  • будет знать основные моральные нормы;
  • уметь делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям;
  • у него будет сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.

Методики отслеживания формирования ЛУУД

  • Психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа.

Анкета для учащихся

“Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)

Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.

Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

Хорошая жизнь - это _________________________________________________

Счастливый человек - это тот, кто...____________________________________

Больше всего я ценю в людях...________________________________________

Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________

2. Назови самые большие твои желания:

Первое желание_____________________________________________________

Второе желание______________________________________________________

Третье желание ______________________________________________________

3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

- на уроке;

- в общественных делах;

- на занятиях кружка, клуба, секции;

- при проведении досуга;

- нигде;

4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

- дома;

- в классе;

- в кружке, клубе, секции;

- в компании друзей;

- нигде;

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

3) прилежание и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

5) ценностно-смысловых установок обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ “О персональных данных”.

В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

Вывод: Создание комплексной системы мониторинга может стать одним из механизмов реализации Концепции модернизации российского образования на уровне общеобразовательного учреждения, обеспечить необходимый для развития региона и личности уровень образования и адекватную целям образования оценку его качества с учетом потребностей и интересов всех субъектов образовательного процесса.