Новые образовательные стандарты школьного обучения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание образования и его образовательный результат.
В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. Одно из них личностные достижения ребёнка.
Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
Возникает закономерный вопрос: можно ли отследить и измерить привычными способами контроля и оценки личностные образовательные достижения учащихся? Между тем именно они связаны с уровнем развития универсальных учебных действий, которые отражают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения опыта.
Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
- смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. “значения для себя”) учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, “что я знаю”, и того, “что я не знаю”, “незнания”, и стремления к преодолению этого разрыва; в том числе готовность к выбору направления профильного образования
- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг, который в образовании определяется как “постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям”. Согласно требованиям ФГОС личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Вывести учащихся на высокий личностный результат можно только в результате систематической, постоянной работы над формированием УУД в течение всего периода обучения детей в школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг. Проводится 1 раз в год.
Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Из личного опыта учителя начального звена Виноградовой Н.В.
Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:
Уроки нравственности раз в месяц: 1.Активность и пассивность 2.Ответственность и безответственность 3.“Тление и горение” 4.Поступок и проступок 5.Разумная и неразумная любовь 6.Красивое и безобразное 7.Зло и добро 8.Творчество – способ преобразования мира 9.Ученик Школы Мира Миров (образ) |
Уроки толерантности: 1 раз в месяц 1.Кто я? Мои силы, мои возможности. 2.Что такое идеальное “Я” 3.Расскажи мне о себе 4.Я изменяюсь 5.Смысл жизни 6.Имею право 7.Талант и упорство 8.Где прячется счастье? 9.Мое будущее |
Экскурсии и выставки (1 раз в месяц) 1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного города, края.” (октябрь) 2.Презентация выставки собственных рисунков 3.Посещение городской Картинной галереи |
Творческий отчет класса |
Классные собрания: I четверть: ПП в школе. II четверть: Каждой вещи свое место. III четверть: Трудовые обязанности ребенка в семье. VI четверть: О чем может рассказать дневник школьника. |
Родительские собрания (1 раз в
четверть): 1.Значение творчества в жизни человека 2.О культуре речи 3.Преобразование пространства средствами искусства 4.“Посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер-пожнешь судьбу” |
Методики отслеживания формирования ЛУУД
Рекомендации по проведению диагностических исследований были взяты из методического пособия под редакцией А.Г. Асмолова “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе”.
Диагностика действия самоопределения была использована методика “Лесенка”.
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.
Критерии оценивания
- 1-3 ступени – низкая самооценка – у 4 учащегося класса
- 4-7 ступени – адекватная самооценка – у 15 учащихся класса
- 8-10 ступени – завышенная самооценка – у 4 учащихся
Оценка действия смыслообразования использовалась
“Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета с выбором ответа.
Результаты показали: высокий уровень школьной мотивации имеют 9 человек (из 25), хорошая школьная мотивация у 4 человек, 6 учащихся школа привлекает внеурочной деятельностью и 5 учеников имеют низкую школьную мотивацию.
Диагностика нравственно-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники? | А Нравится Б Не очень нравится В Не нравится |
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет? | А Сделаю замечание и помогу убрать Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать |
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь? | А Отремонтирую книгу или попрошу своих
родителей купить новую Б Не знаю В Тихонько отдам, чтобы не заметили |
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе. | А Извинюсь и уберу за собой Б Не знаю В Ничего делать не буду, есть же уборщица |
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде? | А. Нет Б. Иногда В. Да |
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее? | А Помогу другу извиниться перед
учителем и признаться в поступке Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам В Сделаю вид, что не заметил |
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине? | А Часто Б Иногда В Почти никогда |
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса? | А Часто Б Иногда В Почти никогда |
Обработка данных:
- За первый ответ (А) – 2 балла,
- За второй ответ (Б) – 1 балл,
- За третий ответ (В) – 0 баллов
Портрет Выпускника начальной школы:
- осознавать смысл учения и поймет личную ответственность за будущий результат;
- будет сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания;
- сформирована адекватная самооценка;
- будет видеть свои сильные и слабые стороны, будет понимать, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься;
- будет знать основные моральные нормы;
- уметь делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям;
- у него будет сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.
Методики отслеживания формирования ЛУУД
- Психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа.
Анкета для учащихся
“Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)
Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.
Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь - это _________________________________________________
Счастливый человек - это тот, кто...____________________________________
Больше всего я ценю в людях...________________________________________
Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________
2. Назови самые большие твои желания:
Первое желание_____________________________________________________
Второе желание______________________________________________________
Третье желание ______________________________________________________
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
- на уроке;
- в общественных делах;
- на занятиях кружка, клуба, секции;
- при проведении досуга;
- нигде;
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
- дома;
- в классе;
- в кружке, клубе, секции;
- в компании друзей;
- нигде;
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежание и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установок обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ “О персональных данных”.
В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Вывод: Создание комплексной системы мониторинга может стать одним из механизмов реализации Концепции модернизации российского образования на уровне общеобразовательного учреждения, обеспечить необходимый для развития региона и личности уровень образования и адекватную целям образования оценку его качества с учетом потребностей и интересов всех субъектов образовательного процесса.