Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч; содействовать развитию моторики, фонематического слуха.
Планируемые результаты (предметные): сравнивают строчную и заглавную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ч]; звуко-буквенный разбор слов (устный); обводят элементы буквы Ч безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой, правильно пишут имена собственные; списывают без ошибок с печатного шрифта; прописывают предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов, звуко-буквенный разбор слов (устный).
Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: Пропись часть 3, В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, Москва «Просвещение» 2015; компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Организация начала урока |
Фронтальная, индивидуальная |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Внимательно слушают учителя. |
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку. |
|||
II. Постановка учебной задачи
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
2. Правила посадки за столом во время письма. |
Фронтальная.
Фронтальная. Словесный.
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики.
Индивидуальная. |
– Ребята, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?
– А как вы думаете, с какой буквой мы познакомимся сегодня? – Для чего нам нужна заглавная буква?
– Какую букву вам напоминает заглавная буква Ч? – В чём их отличие и сходство?
– А в чём их главное отличие?
– Приведите примеры имён собственных, – К нам на урок пришли Чиполлино и Чебурашка и принесли вам задания. – Какой слог ударный? – Что представляет собой первый слог? – Четвёртый слог? Второе задание Чиполлино: дать характеристику каждому звуку в отдельности.
– Почему в слове букв 9, а звуков 8? – А Чебурашка предлагает нам выполнить пальчиковую гимнастику «Солнышко».
– Чебурашка предлагает нам сесть правильно и вспомнить правила обращения с ручкой. |
Отвечают на вопросы учителя.
– Обозначает согласный звук [ч], непарный глухой, непарный мягкий.
– С заглавной буквой Ч. – Для написания имён собственных, для правильного оформления предложения на письме, если оно начинается со слова на букву Ч Отвечают на вопросы учителя.
– Второй элемент, длинная наклонная прямая, закругляется внизу вправо. – Буква Ч обозначает согласный звук [ч], а буква У – гласный звук [у]. – Чиполлино, Чебурашка, город Чехов, писатели Чехов, Чарушин, Чуковский.
– Чи/по/лли/но.
Ч [ч] – согласный, непарный глухой, непарный мягкий. Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту. Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. |
Принимают учебную задачу
Воспроизводят информацию, полученную ранее. Высказывают своё мнение.
Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя.
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой |
Устные ответы.
Фронтальный. Устные ответы.
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.
Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой. |
|||
3. Работа в «Прописи 3» (с. 29) |
Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо. |
– Чебурашка предлагает нам открыть пропись на странице 29.
Рассмотрите схему слова.
– Сколько слогов в слове?
– Сколько букв в слове? – Напишите имя собственное Чук. |
Рассматривают букву, обводят по контуру элементы буквы, прописывают элементы буквы, букву Ч и слова, проводят слого–звуковой анализ и звуко-буквенный анализ слова.
– Слоги.
–Ча, чу.
–Это имя собственное.
Сочетание чу, которое пишется с буквой у, заглавная буква в именах собственных.
1 ученик составляет схему у доски. – Один слог.
– 3 буквы. |
Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Ч в соответствии с образцом. |
Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и заглавной буквы Ч. |
|||
Физкультминутка |
Коллективная, индивидуальная. |
– А сейчас с Чиполлино мы немного отдохнём. |
Гладят руки одну о другую, раскрывая кулачки. Трут ладошки или пальчики друг о друга. Трясут руками или гладят одной рукой другую. Хлопают в ладоши. |
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке. |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений. |
|||
V. Закрепление знаний и способов деятельности.
2. Самостоятельная работа.
|
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо. |
– Мы отдохнули с Чиполлино, а теперь Чебурашка предлагает нам вернуться к работе. – Прочитайте, что написано на четвёртой рабочей строке.
– А сколько всего слов в предложении написано с заглавной буквы? Почему?
– Прочитаем предложение хором.
– Какое это предложение по цели высказывания?
– Какое это предложение по интонации?
– Какой шрифт использован?
|
Читают, отвечают на вопросы, пишут.
– Предложение. – Первое слово написано с заглавной буквы, а в конце стоит точка. Выражает законченную мысль. – Три слова. Первое слово написано с заглавной буквы, т.к. стоит в начале предложения.
– Предложение. – Начинается с заглавной буквы. В конце стоит знак препинания. – Повествовательное, т. к. в нём содержится сообщение. – Печатный.
– Да, в слове пчела. [ч]– согласный, непарный глухой, непарный мягкий. |
Выполняют письмо по образцу. |
Индивидуальный. |
|||
VI. Рефлексивно–оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа. |
– Какую букву вы учились сегодня писать? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Оценивают свою работу на уроке. |
Фронтальный. Устные ответы. |