Цель:
- Познакомиться с понятием «задача».
- Научиться выделять части задачи.
Задачи:
- Предметные:
- Знать структуру текстовой задачи.
- Уметь различать условие задачи, вопрос.
- Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.
- Метапредметные:
- Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- формировать представление о значении математики в жизни человека;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебных задач.
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- высказывать свое предположение.
- Познавательные УУД:
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
- строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
- давать характеристики изучаемым математический объектам на основе их анализа;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
- выражать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
- Личностные УУД:
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; карточки с названиями составных частей задачи; тексты задач; учебник «Математика» 1класс (2часть) под редакцией И.И.Аргинской.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель этапа: Создание условий для восприятия учебного материала.
– Улыбнулись друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение вам понадобится сегодня для работы.
II. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
Цель этапа: создание условий для активизации опорных знаний, подведения к целеполаганию.
– Откройте учебник на стр.34, № 84. Составьте математический рассказ по рисункам. (На кормушке сидело 5 воробьев, к ним прилетели еще 3. Стало 8 воробьев.)
– Рассмотрите рисунки ниже. Чем они отличаются от верхних? (Цветом кормушек; на первом рисунке – воробьи, на втором – снегири. На верхнем рисунке нарисовано общее количество воробьев, а на нижнем – вместо общего числа снегирей нарисован вопросительный знак.)
– Составьте математический рассказ по нижнему рисунку. (Было 5 снегирей в кормушке, прилетело 3 снегиря. Сколько стало снегирей в кормушке?)
– Прочитайте в учебнике математический рассказ Лизы и сравните со своим. В чем отличие рассказа Лизы и вашего, от рассказа, составленного по верхним рисункам? (Есть вопрос.)
– Ребята, как вы думаете, в математике как называется рассказ, составленный по нижнему рисунку? (Задача)
– Обратимся к учебнику и проверим наше предположение (стр. 34)
III. Формирование темы и цели урока
Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока.
– Кто догадался, над какой темой сегодня будем работать на уроке? (На доске карточка со словом «задача»)
– Какую главную цель ставите на уроке? (Почему не все математические рассказы могут быть задачами)
IV. Открытие нового знания
Цель этапа: создание условия для открытия детьми положений нового учебного материала по теме урока.
– Как вы думаете, из чего состоит задача?
– Еще раз прочитайте в учебнике задачу о снегирях.
– Что известно в задаче?
– Как называется в математическом рассказе такая часть? (Условие).
– В задаче тоже есть условие (Вывешивается карточка на доску со словом «условие»).
– Прочитайте то, что нужно узнать в задаче.
– Кто догадался, как называется эта часть? (Задача). (Карточка на доске).
– В математическом рассказе о воробьях эта часть есть? (Нет).
ВЫВОД: Из чего состоит задача?
– Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос задачи? (Решить).
– У задачи есть решение. (Вывешивается на доску карточка «решение»).
– Запишите решение задачи в тетрадь (5 + 3 = 8(с)).
– При решении задачи результат действия пишут с наименованием.
– Что предполагает вопрос ? (Ответ).
– С записью ответа к задаче познакомимся на следующих уроках.
V. Первичное закрепление
Цель этапа: Создание условий для применения на практике новых знаний.
– Составьте сами задачу по рисунку, не забывая, из чего состоит задача. (Было 3 снеговика, один растаял. Сколько осталось снеговиков?)
– Назвать условие задачи. Вопрос задачи.
– Решить устно задачу.
– Оцените свою работу по линеечке.
Физминутка
Цель этапа: создание условий для здоровья учеников.
VI. Закрепление изученного материала.
Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.
– Те знания, которые вы получили, вам помогут выполнить следующее задание.
Работа в парах
– Прочитайте текст, (учебник №100). (На тарелке лежало три персика. Положили еще два помидора. Сколько фруктов теперь на тарелке?)
– Можно ли этот текст назвать задачей? (Можно).
– Решить можно эту задачу? (Нет; вопрос не соответствует условию).
– Измените текст так, чтобы получилась задача, решить которую можно с помощью выражения 3 + 2.
Оцените свою работу в паре по шкале.
Дети рассказывают свою задачу; на доске записывают решение к задаче .
3 + 2 = 5 (фруктов) – 1 пара.
3 + 2 = 5 (овощей) – 2 пара.
3 + 2 = 5 (плодов) – 3 пара.
– Для чего мы выполняли это задание? (Не все задачи можно решить. Условие и вопрос должны соответствовать друг другу).
Работа в группах
– Применим наши знания. Научились ли распознавать задачи?
– Прочитайте задание №88 в учебнике (Выбрать из трех текстов задачи).
– Какую цель вы ставите при выполнении этого задания? (Найти задачу и решить ее.)
– Создайте группы и выполните задание.
Проверка: Каждая группа на доске пишет решение задачи. («в» 4 + 2 = 6 (снеж.))
– Под «в» почему задача? (Есть условие, вопрос; соответствует вопрос условию).
– Под «а» почему не является текст задачей? (Не соответствует вопрос условию; нет числовых данных).
– Под «б» почему не задача? (Нет вопроса).
– Оцените работу своей группы.
ВЫВОД:
– Что вы, помнили, выбирая задачу из трех текстов?
VII. Включение в систему знаний и повторений
Цель этапа: Проверка уровня полученных знаний. Индивидуальная работа (карточка с текстом и заданием у каждого ученика).
– Те знания, которые вы получили и закрепили, еще раз отработаете индивидуально.
– Прочитайте внимательно задание и выполните его.
Карточка: Прочитайте тексты, найдите задачу. Решите её.
a) У Пети было 7 шариков. Он 2 шарика подарил. Сколько осталось шариков у Пети?
b) Карлсон съел 6 банок варенья, а Мальвина 3 банки. Вместе съели 9 банок варенья.
c) На площадке в мяч играли 6 мальчиков и 3 девочки.
Самопроверка. Самооценка по шкале.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Цель этапа: Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации.
– Вспомните, какая цель стояла перед вами на уроке?
– Достигли ли этой цели?
– Какие математические термины вы сегодня узнали? (Задача, условие, вопрос, решение)
– Где в жизни мы можем встретиться с решением задач?
– Оцените свою деятельность на уроке, по волшебной линеечке.