Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


«Человеку важно знать свои корни – отдельному  человеку, семье, народу — тогда  и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Василий Песков

Пояснительная записка

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой  родовой герб.
На уроке окружающего мира, изучая тему « Живая связь времен», столкнулась с социальной проблемой, что учащиеся  не знают  родословной своей семьи. С учетом этого и была выбрана тема проекта «Моя родословная».
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для  родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях учащихся будут родители, дедушки и бабушки.
Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Учащиеся   узнают  о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают  семейный  герб, придумают девиз.
Проект предусматривает занятия с учителем один раз в неделю в виде  1 часа  внеурочной деятельности. Остальное время вместе с родителями будут заниматься  поисковой работой и оформлением презентации «Моя родословная».

Проблема:  Откуда мои родовые корни?

Цель проекта:

  • Выявление неизвестных фактов биографии моей семьи.
  • Создание генеалогического дерева.
  • Распространение известных фактов среди родственников.

Задачи проекта:

1. Научиться  самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.
2. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению  духовных ценностей семьи.
3. Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
4. Срок проведения проекта: ноябрь – декабрь.

Гипотеза: в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

План проведения проекта

I. Организационный этап

1. Выявление интереса учащихся к данной теме с помощью анкеты.
2. Формулировка проблемы с использованием стартовой презентации учителя.

II. Подготовительный этап

1.  Обсуждение темы, проблемы  проекта
2.Выявление основных путей решения проблемного вопроса, обсуждение предварительных способов решения.
3. Проект « Моя родословная» выполняется индивидуально каждым участником проекта.
4. Установление предварительных сроков  выполнения заданий.
5. Определение  основных источников информации.

III.  Реализация проекта

1. Сбор информации ( Работа в библиотеке, расспросы родных и близких, поиск в интернете).
2. Систематизация собранного материала.
3.Подготовка и оформление результатов.
4. Отчет о проделанной работе.

IV. Заключительный

1. Оформление в виде статьи, плаката, презентации.
2. Защита проекта.

Работа над проектом

Чтобы заинтересовать учащихся  и родителей данным проектом,  была показана стартовая презентация по теме: «Моя родословная», затем представлен план работы над проектом. На занятиях  учащиеся получали задания поэтапно:
– вспомнить всех своих родственников, их имена и фамилии, их даты рождения.
– спросить у мам и пап, бабушек и дедушек об их предках, записать полученную информацию.
– выйти в Интернет с целью расширения знаний о своей семье.
– классифицировать весь собранный материал.
– расспросить родителей о самой дорогой вещи (реликвии) вашей семьи.
– рассказать о семейных традициях, передающихся из поколения в поколение.
– написать сочинения на тему  "Что значат наши имена ".

В течение работы над проектом учащиеся и родители получали консультации. Результаты проекта «Моя родословная» были  оформлены  в виде статьи (Приложение 1), плаката (Приложение 2), презентации (Приложение 3).
 Обобщение итогов работы над своей родословной, защита проектов были представлены на родительской конференции по теме: «"Хорошо что есть семья, которая от бед хранит меня".

Заключение

В результате работы над проектом учащиеся лучше узнали  историю своей семьи,  создали герб и генеалогические древо семьи. Учащиеся научились оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. Работа над проектом способствовала  развитию у учащихся  творчества и любознательности, критического и системного мышления,     межличностного  взаимодействия  и сотрудничества, социальной ответственности.

Литература

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Учебник. Окружающий мир. Моё Отечество.3 класс. – М. : Баласс: Школьный дом. – 2013.
2. Соболева О.Л. Универсальный словарь русского языка: начальная школа/Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2008г.
3. Яндекс  «Википедия»