Цели:
- Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;
- Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;
- Воспитательная: привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
- Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой.
– Какие мы должны быть на уроке? (Мы – талантливые, мы – умные, мы – грамотные, мы – внимательные, мы – старательные, мы – сообразительные, мы – мыслящие, мы – рассуждающие…)
II. Сообщение темы урока
1. Отгадайте загадку: Какие два местоимения мешают автотранспорту?
Я–МЫ. Сколько букв и звуков в этом слове? (3 б, 4 зв)
Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его)
Откройте тетради и запишите число.
2. Выпишите личные местоимения. Определите число и лицо местоимений.
Да, она, ну, он, но, вы , со, ух, я, ты, при, оно, обо, они, без, мы.
3. Посмотрите внимательно на таблицу. Что заметили? (Есть ошибки)
Исправьте их.
Сегодня мы продолжим работу над местоимения. Будем совершенствовать наши знания по теме «Склонение личных местоимений»
Как вы понимаете слово «склонение»? (Изменение по падежам)
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельная работа (2 чел. у доски)
Просклоняйте по падежам местоимения
1 вариант – местоим-я ед .ч – ты он
2 вариант – местоим-я мн .ч – мы вы
2. Записать словосочетания (в скобках написать начальную форму), указать число, лицо, падеж местоимений (работа по цепочке).
Играю с ним – … (она, 3л, ед.ч, Т.п.)
думаю о ней – … ;(она, 3л, ед.ч, П.п)
приходил к нему – … ;(он,3л, ед.ч., Д.п.)
встречался у них – … ;(они,3л, мн.ч., Р.п.)
споём с ней – … . (она, 3л, ед.ч., Т.п.)
– местоимения в начальной форме, которые записали в скобках, начинаются с какой буквы? (Гласной)
– Что произошло, когда эти личные местоимения употребили с предлогами? (При произношении добавился звук ( н ), писать стали с буквы Н.)
Физминутка
3. – Для чего в речи употребляют местоимения? (Они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.)
– На столе лежат распечатанные карточки с текстом жёлтого цвета. (Чтение учителем)
Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая. А на стенах были изображены картинки мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь?
– Скажите, пожалуйста, а где у нас в Кузбассе можно побывать на подобной экскурсии?
(Открытый заповедник «Томская Писаница», «Азасская пещера»)
– Вам предстоит поработать редакторами. Чтобы слова не повторялись, замените их местоимениями. Запишите слова прямо в тексте над повторяющимися словами.
– Что получилось? (Проверка по слайду)
4) Игра «Четвёртое лишнее»
Даны группы слов, одно из них в каждой группе лишнее. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
- Он, она, оно, я (я – 1л, остальные – 3л)
- Я, ты, они, он (они – мн.ч., остальные – ед.ч. )
- Мы, он, но, вы (но – союз, остальные – местоимения)
- Ты, к, от, за (ты – местоим., остальные – предлоги)
- Мне, мну, мни, мнём (мне – местоим., остальные – глаголы)
5) Перед вами пословицы. Ваша задача: Списать, вставляя пропущенные местоимения. Определить лицо, число, падеж:
1) Человека узнаешь, когда с _______ пуд соли съешь.
2) Если у ________ есть друг, советуйся с _________ .
3) Не хвали себя сам, пусть ________ другие похвалят.
IV. Итог урока. Игра «Или нет, или да, а не знаешь беда»
- Местоимение – это часть речи? Да
- Личные местоимения ед.ч склоняются? Да
- Личные местоимения мн.ч склоняются? Да
- Предлоги с местоимения пишутся слитно? Нет
- Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.? нет
- В русском языке шесть падежей? Да
- Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок? Да
Оценка знаний.
– У вас на столе лежат красные круги и жёлтые квадраты. Оцените свою работу.
Красный круг – вы сегодня ответили на все вопросы правильно (даже если вас не спросили) и задания выполнены, верно.
Жёлтые квадраты – вы сегодня справились с работой чуть хуже, чем обычно, но затруднений в выполнении заданий не было.
На обратной стороне каждой фигуры записано домашнее задание.
Спасибо за урок, ребята! (прочитать слова Ж.Ж.Руссо, слайды 14, 15)