Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе»[4].
Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.
Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.
Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.
Сотрудничество с семьями обучающихся позволяет решить следующие задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.
- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимной заинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
В МБУДО «ЦРТДиЮ» Ленинского района города Барнаула одной из форм взаимодействия семьи и детских объединений в интересах духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка является организация и проведение творческих мастерских для учащихся и родителей.
Творческая мастерская, как форма совместной деятельности педагога, учащихся и родителей, была апробирована в рамках работы объединения «Умелые ручки». В дальнейшем творческие мастерские стали проводиться и в других объединениях отдела декоративно-прикладного творчества.
В результате практической деятельности были определены цели, условия и структура совместной творческой деятельности.
Совместная деятельность учащихся, родителей и педагогов может быть успешной, если:
– учащиеся, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы;
– создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
– отсутствует навязывание, давление на учащихся и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
Тематика творческих мастерских формировалась в зависимости от:
- запроса учащихся и родителей на овладение той или иной техникой декоративно-прикладного творчества;
- темы игры-путешествия «В мир русской народной культуры», в рамках которой проводились некоторые творческие мастерские;
- праздника, накануне которого проводились творческие мастерские.
Цели проведения творческих мастерских:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– гармонизация межличностных отношений в семьях;
– формирование позиции «любящего родителя».
При разработке учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей младшего и среднего школьного возраста, пожелания родителей.
Условия проведения творческих мастерских:
Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-взрослый) было не менее 6 и не более 12 участников. Рекомендуется присутствие на занятии двух педагогов: педагог, проводящий творческую мастерскую и педагог, оказывающий помощь. Для проведения творческой мастерской необходимо светлое помещение, оборудованное столами и стульями по числу участников. Материалы, необходимые для занятий, зависят от изучаемой техники и темы творческой мастерской. Продолжительность творческой мастерской не должна превышать двух занятий по 40 минут с 10 минутным перерывом между ними.
Структура творческой мастерской
Этапы работы |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
1. Подготовительно-организационный
Постановка цели и задач творческой мастерской. |
Прием гостей. |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым, помогая мастеру в организации занятия. |
2. Теоретическая часть |
Информационная часть. |
Сообщение педагогом информации из истории техники, особенностях технологии и др. |
3. Практическая часть |
Выполнение работы. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
4. Игровая переменка |
Подвижные игры |
Выполнение правил игры |
5. Подведение итогов (рефлексия) |
Подведение итогов работы. |
Презентация творческих работ. |
На занятиях творческой мастерской учащиеся и родители в совместной деятельности создают индивидуальные или коллективные работы из различных материалов, с использованием разнообразных техник изобразительного или декоративно-прикладного творчества.
В период с 2012 по 2015 учебные годы в отделе декоративно-прикладного творчества были проведены творческие мастерские по следующим темам:
- «Сказочные герои с грядки»;
- «Куклы из носочков»;
- «Сувенир из бумаги своими руками»;
- «Модная бижутерия» – бусы, браслет и серьги в технике «валяние из шерсти»;
- Пояс из искусственной кожи «Весеннее очарование»;
- «Декоративное оформление цветочного горшка»;
- «Голубое чудо» – декоративное оформление бутылочки в технике «гжель»;
- «Аппликация из ткани «Тропические бабочки»;
- «Игрушка-небалушка» – изготовление народной игрушки куклы-скрутки;
- «Модульное оригами – увлечение для всей семьи»;
- «Рябиновые бусы»;
- «Декоративное панно из атласных лент «Цветущая веточка».
Опыт организации и проведения творческих мастерских позволил педагогам и родителям возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы придти к согласию, не ущемляя взаимных интересов и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Именно при объединении усилий педагогов и родителей учащемуся обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
В новом учебном году планируется продолжить работу по организации и проведению творческих мастерских, как одной из эффективных форм совместной деятельности педагога, детей и родителей в детских объединениях.
Литература:
- Активные формы работы с педагогами и родителями//Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2011, №2(68), с. 108-110
- Балабанов С.С. Воспитательный потенциал семьи. /Малая соц. группа: Социокультурный и социологический аспекты Т.2 Н. Новгород. 2004
- Березина В.А. Об итогах Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам развития системы дополнительного образования детей. /Вешкольник 2003 №1 с. 8-9
- Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.