Творческие мастерские как форма совместной деятельности педагога, учащихся и родителей

Разделы: Работа с родителями


Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе»[4].

Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.

Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.

Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Сотрудничество с семьями обучающихся позволяет решить следующие задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.
  • Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимной заинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

В МБУДО «ЦРТДиЮ» Ленинского района города Барнаула одной из форм взаимодействия семьи и детских объединений в интересах духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка является организация и проведение творческих мастерских для учащихся и родителей.

Творческая мастерская, как форма совместной деятельности педагога, учащихся и родителей, была апробирована в рамках работы объединения «Умелые ручки».  В дальнейшем творческие мастерские стали проводиться и в других объединениях отдела декоративно-прикладного творчества.

В результате практической деятельности были определены цели, условия и структура совместной творческой деятельности.

Совместная деятельность учащихся, родителей  и педагогов может быть успешной, если:

– учащиеся, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы;
– создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
– отсутствует навязывание, давление на учащихся и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Тематика творческих мастерских формировалась в зависимости от:

  •  запроса учащихся и родителей на овладение той или иной техникой декоративно-прикладного творчества;
  •  темы игры-путешествия «В мир русской народной культуры», в рамках которой проводились некоторые творческие мастерские;
  •  праздника, накануне которого проводились творческие мастерские.

Цели проведения творческих мастерских:

– оптимизация детско-родительских отношений;
– гармонизация межличностных отношений в семьях;
– формирование позиции «любящего родителя».

При разработке учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей младшего и среднего школьного возраста, пожелания родителей.

Условия проведения творческих мастерских:

Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-взрослый) было не менее 6 и не более 12 участников. Рекомендуется присутствие на занятии двух педагогов: педагог, проводящий творческую мастерскую и педагог, оказывающий помощь. Для проведения творческой мастерской необходимо светлое помещение, оборудованное столами и стульями по числу участников. Материалы, необходимые для занятий, зависят от изучаемой техники и темы творческой мастерской. Продолжительность творческой мастерской не должна превышать двух занятий по 40 минут с 10 минутным перерывом между ними.

Структура творческой мастерской

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

1. Подготовительно-организационный

 

Постановка цели и задач творческой мастерской.

Прием гостей.
Подготовка рабочего места.
Представление педагога
Вступительное слово педагога.
Необычное начало (выставка творческих работ, игровое задание, сказочный герой и др.)

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым, помогая мастеру в организации занятия.

2. Теоретическая часть

Информационная часть.
Материалы и инструменты, необходимые для работы
План действий, включающий поэтапное выполнение работы.

Сообщение педагогом информации из истории техники, особенностях технологии и др.
Восприятие информации, составление плана выполнения творческой работы. Распределение работы в паре (ребенок-взрослый)

3. Практическая часть

Выполнение работы.
Методические рекомендации педагога, показ приемов, используемых в процессе творческой мастерской, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

4. Игровая переменка
(смена деятельности, отдых)

Подвижные игры

Выполнение правил игры

5. Подведение итогов (рефлексия)

Подведение итогов работы.
Экспресс-выставка
Самооценка проделанной работы.
Отзывы о проведенной творческой мастерской.
Анкетирование, с целью выявление запроса об интересующих темах творческих мастерских.

Презентация творческих работ.
Рефлексия – самооценка и самоанализ деятельности. Обмен мнениями.

На занятиях творческой мастерской учащиеся и родители в совместной деятельности создают индивидуальные или коллективные работы из различных материалов, с использованием разнообразных техник изобразительного или декоративно-прикладного творчества.
В период с 2012 по 2015 учебные годы в отделе декоративно-прикладного творчества были проведены творческие мастерские по следующим темам:

  • «Сказочные герои с грядки»;
  • «Куклы из носочков»;
  • «Сувенир из бумаги своими руками»;
  • «Модная бижутерия» – бусы, браслет и серьги в технике «валяние из шерсти»;
  • Пояс из искусственной кожи «Весеннее очарование»;
  • «Декоративное оформление цветочного горшка»;
  • «Голубое чудо» – декоративное оформление бутылочки в технике «гжель»;
  • «Аппликация из ткани «Тропические бабочки»;
  • «Игрушка-небалушка» – изготовление народной игрушки куклы-скрутки;
  • «Модульное оригами – увлечение для всей семьи»;
  • «Рябиновые бусы»;
  • «Декоративное панно из атласных лент «Цветущая веточка».

Опыт организации и проведения творческих мастерских позволил педагогам  и родителям возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы придти к согласию,  не ущемляя взаимных интересов и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Именно при объединении усилий педагогов и родителей учащемуся обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.

В новом учебном году планируется продолжить работу по организации и проведению творческих мастерских, как одной из эффективных форм совместной деятельности педагога, детей и родителей в детских объединениях.

 

Литература:

  1. Активные формы работы с педагогами и родителями//Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2011, №2(68), с. 108-110
  2. Балабанов С.С. Воспитательный потенциал семьи. /Малая соц. группа: Социокультурный и социологический аспекты Т.2 Н. Новгород. 2004
  3. Березина В.А. Об итогах Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам развития системы дополнительного образования детей. /Вешкольник 2003 №1 с. 8-9
  4. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.