Цели урока:
- обеспечить понимание понятий “орфограммы безударных гласных”, “орфограммы ударных гласных”;
- развивать умение обнаруживать орфограммы гласных, осуществлять самоконтроль;
- отрабатывать умение проверять слова с безударной гласной разными способами;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Метапредметные:
регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
3. Предметные:
развитие умения проверять безударные гласные в словах.
Ход урока
1 Орг. момент.
2. Минутка чистописания.
На доске запись:
рак волк лев тигр як
- Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (Они отвечают на вопрос “Кто?”, обозначают животных и в этих слова 1 слог).
Как можно доказать, что в них один слог? (Один гласный звук).
- Выпишите букву, обозначающую гласный звук в каждом слове.
- Какие буква написали? (а,о,е,и,я).
- Какая орфограмма связана с этими гласными буквами? (Безударная гласная).
3. Словарная работа.
На партах у детей карточки:
- Прочитайте слова.
- Что их объединяет? (В них есть безударная гласная).
- Как это доказать? (Поставить ударение).
- Раскрасьте только те цветы, на которых записаны слова , гласные в которых нельзя проверить.
(Дети раскрашивают).
- Какие цветы раскрасили? (Заяц, машина, ворона, морковь).
- Что нужно делать, чтобы правильно писать такие слова? (Учить наизусть).
4. Работа над пройденным материалом.
1. а) На доске слова:
С…сна, ….. , д…ска, г…ра.
Ст…на, пл…чо, ….. , ст…кло.
- У нас на карточках остались 2 слова. Как вы думаете, какое слово на какую строчку нужно написать?
(Дети предлагают: на верхнюю строчку – нора, т.к. во всех словах безударная гласная “О”, как и в слове “нора”; на нижнюю – река(аналогично).
- Почему вы так решили? Как это доказать? (Подобрать проверочное слово).
- Что мы делали со словом, чтобы проверить написание? (Изменяли форму слова: с единственного числа на множественное).
б) - Выберите себе любую группу слов и попробуйте составить предложение, используя как можно больше слов из данной группы.
(Проверка: 3-4 человека).
2. – А как еще можно проверить написание безударной гласной? (Подобрав однокоренное слово).
Электронное приложение к учебнику Русского языка. “Вставь пропущенную букву”.
(Работа ведется на интерактивной доске).
Дети выходят к доске, перетягивают в слово нужную букву, называют проверочное слово.
3. –Сейчас мы с вами поиграем в учителей.
У детей на партах карточки. Аналогичные карточки на экране интерактивной доски (Слайд1).
Самопроверка (Слайд 2):
- Кто был хорошим учителем и нашел все свои ошибки?
- Давайте докажем, что мы все сделали правильно и подберем каждому слову проверочное.
(Дети называют проверочные слова и объясняют: однокоренное это слово или другая форма того же самого слова).
Работа в Рабочей тетради с. 46 упр. 98.
а) Дети выполняют работу самостоятельно. Написание слов проверяется при помощи карточек, с написанными на них гласными: е,и,о,а,я. (Проверочное слово называют по очереди, по цепочке).
б) Вторая чать задания – составление предложения проверяется у 6-7 человек по желанию.
- Были ли в вашем предложении еще слова с безударными гласными? Как вы можете доказать, что написали их правильно? (Подобрать проверчное слово).
5. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу.
- Что же вы делали на уроке? (Учились правильно обозначать безударный гласный звук в корне слова)
- Кто испытал затруднения на уроке и в чем?
- В чем причина?
- Что было на уроке самым интересным?
- Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поаплодируйте.
6. Домашнее задание.
Выписать из любой книги 5 предложений. Найти в предложении слова с безударной гласной и подчеркнуть их.