Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Общее недоразвитие речи сказывается на формировании неречевых психических процессов: неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Так же и на развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.
Одним из немаловажных направлений в работе с детьми с ОНР является продуктивная деятельность, которая охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд.
Все занятия продуктивной деятельности носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. выступают как специфическое образное средство познания действительности, которое помогает уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка, воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждает их к творческому самовыражению, способствуют развитию общей, мелкой и речевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Многие исследователи детской речи пишут о том, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Оценив преимущества продуктивной деятельности для детей с общим недоразвитием речи, я выбрала тему работы “Использование разнообразных способов работы с бумагой в коррекционно-образовательном процессе”.
Дети с нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и их нормально развивающиеся сверстники, поэтому вся работа строится с учетом этих особенностей.
Технология работы строится в нескольких направлениях, первое это организация совместной продуктивной деятельности в мастерской “Умелые ручки”. Учитывая особенности построения коррекционно-образовательной процесса в группе, а именно распределение познавательного материала по лексическим темам я разработала перспективный план работы в мастерской. При составлении конспектов основной акцент сделала на совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей и развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные способы работы с бумагой. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества, я помогаю детям через экспериментальную деятельность. Ребята узнали, что бумага бывает мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, бумага мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит и т. д. С этой целью проводятся игровые минутки для практического экспериментирования с бумагой, тут же совместно создаем коллекцию “Виды бумаги” и дидактическую игру “Определи на ощупь”.
Ребята узнают, что с бумагой можно по-разному действовать: мять, рвать, клеить и создавать разные формы. Наиболее простое действие – отрывание, затем сминание, сначала крупных комочков, потом мелких, а затем скатывание шариков. Что бы процесс обучения не был скучным и бессмысленным для ребенка я использую игровые приемы: например, накормить петушка горошком. Для этого из бумаги нужно скатать небольшие шарики. Или мы лепим из бумаги снеговиков, для этого нужны комочки разной величины. Такие упражнения являются гимнастикой для руки, так как рука ребенка действует по-разному: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев.
Использование в своей работе различных методов и приёмов (поисковый, репродуктивный, метод упражнений, игровой прием), позволяет ненавязчиво и опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в увлекательной и интересной для детей форме.
На занятиях в мастерской я применяю разнообразные формы его организации: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем - они “учителя”, а не “ученики” и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, потому что все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных.
В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета я веду непрерывный разговор с детьми. Сюжетно-игровая ситуация стимулирует речевую активность детей. Я стараюсь обозначать словом все, что происходит с бумагой. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов, производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.
Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате практической деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. В ходе творческой работы дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Содержание некоторых занятий и их структура строятся таким образом, чтобы удовлетворить насущную потребность ребенка, обеспечить связь с игрой, открывая привлекательную перспективу – поиграть продуктом своего труда. Ведь как писал Н.Д. Бартрам: “вещь, сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее...”.
Следующее направление в работе с детьми, это организация игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него в совместной организованной деятельности в режимные моменты. Подобраны картотеки пальчиковых игры и гимнастик по лексическим темам.
Еще одно направление работы, это стимулирование самостоятельной работы детей с играми и мелкими предметами. В группе созданы условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Игры - упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); счетные палочки, спички (с карточками-заданиями по схеме и без неё); шнуровки, волчки, мозаика и т.д.
Как показывает опыт практической работы, разнообразные способы работы с бумагой не только оптимизируют коррекционное воздействие на развитие мелкой моторики рук, но и способствуют устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.