Автор, УМК |
В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Дрофа. 2014г. |
Цели |
Познакомить учащихся с особенностями мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; охарактеризовать среду обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение. |
Задачи |
1. Формирование представлений о мхах, как наиболее высокоорганизованных организмах, их значении в природе и жизни человека.
2. Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, расширение кругозора обучающихся.
3. Развитие творческих способностей, исследовательских умений.
4. Формировать универсальные учебные действия, отрабатывать навыки работы в паре, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать культуру общения.
5. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе, уважительное отношение к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Методы обучения |
Исследовательско-поисковый, наглядный, словесный. |
Планируемые результаты |
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении. |
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Регулятивные (метапредметные): развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. |
Учащиеся имеют представление о мхах, как представителях высших споровых растений и их характерных признаках. |
Основные понятия |
Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. |
Междисциплинарные связи |
ОБЖ, география, экология, чтение. |
Ресурсы |
Информационный материал:
виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок «Мхи»;
Демонстрационный материал:
Гербарий, мхи;
Интерактивный материал:
компьютер, интерактивная доска. |
Технология проведения |
Деятельность
учителя |
Деятельность
учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
Предметные |
УУД |
1.
Организационный момент
(1 мин).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. |
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.
Работа с карточками- «настроение». |
Приветствуют гостей.
Работа с карточками- «настроение» |
Проверьте ребята
готовы ли вы начать урок?
Все на месте, все в порядке
книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будьте внимательными,
спокойными и старательными.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте
Друг другу помогайте!
Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к нему по ступеням знаний. |
|
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2.
Актуализация знаний и
постановка проблемы.
(7 мин).
Цели: обобщить пройденный материал, учить выявлять главное и уметь анализировать. |
1. Фронтальный опрос
Проверка знаний
по характерным признакам водорослей, их строению и многообразию, об отличиях высших растений от низших. |
Принимают участие во фронтальной беседе, в ходе которой
формулируют вывод о том, что водоросли являются низшими растениями |
Беседа по вопросам:
1. Какое царство живых организмов мы начали изучать?
2. Как называется наука о растениях?
3. Что изучает ботаника?
4. На какие группы делят растения?
5.Какие растения относятся к низшим?
6.Почему водоросли относят к низшим растениям?
7.Какие признаки характерны для высших растений?
8. Что такое ризоиды?
9.Что такое спора?
|
Имеют представления о царствах живых организмов.
Умеют сравнивать и находить различия между низшими и высшими растениями. |
Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные:
умение выражать информацию в виде краткого ответа. Самооценка результатов своей работы (по результатам беседы выставляет оценки в оценочный лист). |
3.
Мотивация к учебной деятельности
(2 мин).
Цели:
формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности |
Мы с Вами продолжаем путешествие в царство растений. Из ответов кроссворда попробуйте отгадать название растения, которое будем изучать.
Исходя из темы урока, предлагает учащимся сформулировать главную цель. Что сегодня предстоит выяснить на уроке? Какие действия нам необходимо для этого выполнить? |
Формулируют тему и цели урока.
Записывают число и тему урока.
Вспоминают из курса «Окружающий мир», какие растения произрастают на болоте.
(В классе обязательно найдутся учащийся, которые дадут ответ на этот вопрос). |
|
|
Регулятивные:
самостоятельное формулирование целей и задач, планирование, прогнозирование. |
4.
Изучение нового материала. (15 мин)
Цели: познакомить с печеночными мхами |
1. Рассказ учителя с элементами беседы о мхах, среде их обитания с демонстрацией по графической схеме «Виды мхов» и с использованием слайдов виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
2. Предлагает найти в учебнике картинки с изображением печеночных мхов. Дать их название.
3. По тексту изучаемого материала задаю вопросы. |
Слушают и принимают участие в беседе.
Находят по учебнику ответы на поставленные вопросы (для ответа на вопросы опираются на уже известные знания).
|
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какие растения относят к печеночным мхам?
2. Почему их считают примитивными растениями?
3. Где обитают печеночные мхи? |
Умение находить сходство между водорослями и мхами.
Знание о представителях печеночных мхов и почему их относят к примитивным видам мхов. |
Личностные:
Умение ориентироваться в учебнике, правильно находить ответ на поставленные вопросы.
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
5.
Динамическая пауза (физкультминутка) (2мин)
Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности. |
Организует выполнение физкультминутки «Веселый человечек» и сам участвует в динамической паузе. |
Выполняют движения по образцу |
|
|
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке.
Коммуникативные: умение выполнять действия в коллективе. |
6.
Изучение нового материала
(8 мин)
Цели: познакомить с мхом «Кукушкин лен» |
Предлагает по вопросам инструктивной карточки изучить «Мох. Кукушкин лен».
(Работа в паре)
Предлагает проверить ответы учащихся и сравнить с эталоном.
Предлагает выставить оценки за данную работу в оценочный лист.
|
Работают в парах, находят ответы в учебнике, работают с гербарием «Мох. Кукушкин лен».
Отвечают на вопросы по инструктивной карточке, сравнивают с эталоном.
Анализируют свои ответы, ставят оценки в оценочный лист в графу «Работа в паре». |
Задания инструктивной карточки:
– На стр. 107 учебника в разделе листостебельные мхи, найдите ответы:
1. Где можно встретить растение кукушкин лен?
2. Какие органы появились у мха «Кукушкин лен»?
3. Какого цвета стебельки?
4. Какого цвета листочки:
– Рассмотреть строение мха в учебнике стр. 108 рис. 69 и на гербарии;
– Рассмотреть на стр. 108 учебника рис. 69 мужской и женский экземпляр кукушкина льна.
– Найдите в учебнике ответы на вопросы:
5.Что размещается на верхушках мужских растений?
6). Какие клетки развиваются в них?
7. Что расположено на верхушках женских растений?
8. Как называется женская половая клетка?
9. Что развивается на женском растении?
10.Что находится в коробочке?
11. Для чего нужны споры?
– Выполнить задание в рабочей тетради стр. 45 №68, №69.
12. Мох это высшее или низшее растение? Почему так решили. |
1. Знают строение мха «Кукушкин лен».
2. Умеют сделать выводы, какие усложнения произошли у мхов по сравнению с водорослями. |
Личностные:
умение работать в паре, помогать друг другу.
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
овладение умением работать с текстом учебника, рисунками. |
7.
Изучение нового материала
(8 мин)
Цели: познакомить с мхом «Сфагнум» и его значении в природе и жизни человека. |
Просит заранее подготовленного ученика рассказать и показать эксперимент.
Проблемный вопрос. Как вы думаете почему капли воды начали стекать в другой стакан? С чем это связано?
Предлагает найти в учебнике ответ на вопрос: особенности строения мха «Сфагнум».
Учитель демонстрирует вату и йод. |
Ученик рассказывает об эксперименте. Кустик мха поместил в стакан, наполненный водой, так чтобы верхушки его выступали из стакана. Рядом поставил другой стакан. Мы видим, что верхушки стеблей стали мягкими, наклонились под тяжестью воды, капли начали стекать в другой стакан.
Найдутся ученики, которые дадут ответ на данный вопрос (это связано со строением).
Находят ответ на вопрос. |
Вопросы для фронтальной беседы:
1.Какие особенности строения имеет мох «Сфагнум»?
2.Какие функции выполняют клетки мха «Сфагнум»?
3.Где в жизни человека можно применить знания о строении мха «Сфагнум» (вата и йод) |
Знают строение мха «Сфагнум» и так же где можно применить эти знания в жизни человека. |
Личностные:
умение применять знания в жизни.
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
овладение умением работать с текстом учебника, рисунками. |
8.
Закрепление.
(2 мин)
Цель: закрепить полученные знания |
Предлагает провести игру «Угадайка» на правильные и неправильные утверждения.
Отслеживает индивидуальное усвоение материала, корректирует ответы. |
Если правильное утверждение, то поднимает руку. |
Ответ: правильно – «Да», неправильно «Нет».
1. К печеночным мхам относится риччия и маршанция (+)
2.Печеночные мхи имеют органы (–)
3.К листостебельным мхам относится мох «Кукушкин лен», мох «Сфагнум». (+)
4.Мох «Кукушкин лен» это низшее растение (–)
5.Мужские половые клетки получили название яйцеклетки (–)
6.Женские половые клетки получили название яйцеклетки (–)
7.Мох «Сфагнум» состоит из живых и мертвых клеток (+)
8.Мхи любят расти в сухих местах (–) |
Выявление существенных признаков строения одноклеточных грибов, обоснование значения и разнообразия одноклеточных грибов и их роли в природе и жизни человека |
Личностные:
умение правильно построить ответ на поставленный вопрос.
Регулятивные:
умение делать выводы по результатам работы, коррекция знаний.
Познавательные: умение структурировать материал и выделять главное. |
9.
Итог урока. Рефлексия.
(2 мин)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
Организует рефлексию.
Анализирует ответы учащихся. Выставление отметок за урок. Работа с оценочными листами и карточками-«настроение»
|
Отвечают на вопросы. Обмениваются мнениями. Работают с карточками- «настроение» |
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? |
Умение систематизировать и анализировать материал |
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные: структурирование знаний. Личностные: понимание значения представителей Царства мхов в жизни человека и в природе. |
10. Домашнее задание. (1мин)
Цель: провести комментарий домашнего задания |
Изучить параграф 20, ответить на вопросы в конце параграфа, рабочая тетрадь стр. 46 №70.
Подготовить сообщение по теме: «Значение мхов в природе и жизни человека». |
Записывают задание в дневники |
Выполнить творческую работу. |
|
Познавательные: поиск информации |