Особый ребенок - особый подход

Разделы: Коррекционная педагогика


Основные формы и особенности коррекционной работы с детьми-инвалидами по зрению – в МБДОУ “Детский сад № 78” г.Рязани.

В МБДОУ “Детский сад № 78” г. Рязани функционируют группы для детей с ограниченными возможностями здоровья - дети с нарушением зрения разной категории: инвалиды по зрению с детства, слабовидящие, косоглазием и амблиопией, прочими глазными заболеваниями. У детей с нарушением зрения также имеют место сопутствующие дефекты: задержка психического развития, речевые отклонения, нарушение координации движений и др.

Учитывая такую градацию, мы, учителя-дефектологи, разработали и внедрили в педагогический процесс коррекционную технологию “Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в МБДОУ “Детский сад № 78” в соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155.

В детском саду для получения качественного образования созданы специальные условия, которые позволяют обучать ребенка теми способами и методами, согласно его психофизического развития. В дошкольном учреждении создана крепкая материально-техническая база в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями пребывания детей в детском саду. Каждая группа имеет игровую, спальную, раздевальную комнаты; имеются музыкальные и спортивные залы, два тифлокабинета, офтальмологический, медицинский, педагогический кабинеты, а также кабинет психолога, логопеда. Лечебно-коррекционная работа осуществляется врачом-офтальмологом и медсестрой-ортоптисткой. Тифлокабинеты оснащены необходимой мебелью, дополнительным освещением, “уголком” учебного процесса, дидактическими пособиями, играми и т.д. Функционирует комната с мультисенсорным оборудованием.

Дошкольное детство является первой ступенью общего образования в соответствии с законом “Об образовании в РФ” от 26.12.2012 г. № 272-ФЗ. Особое внимание в коррекционно-педагогической работе уделяем детям с ограниченными возможностями здоровья: инвалидам по зрению, слабовидящим, так как “особый ребенок” требует “особого подхода”.

Мы, учителя-дефектологи, поделимся опытом работы, каким образом в нашем детском учреждении осуществляется “особый подход” к детям-инвалидам по зрению в образовательном процессе.

Дети с дефектами зрения поступают в детский сад по результатам обследования городской психолого-медико-педагогической консультации. В нашем дошкольном учреждении работает коррекционный блок, в состав которого входят: заведующий дошкольным образовательным учреждением, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог, врач-педиатр, врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, воспитатели тифлогрупп. В адаптационный период пребывания ребенка в детском саду специалисты и воспитатели изучают анамнез и наблюдают за ребенком. Совместно с медицинскими работниками на психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения изучают: зрительный диагноз, функциональные нарушения, особенности психофизического развития ребенка, проводят диагностику, разрабатывают офтальмо-гигиенические рекомендации и определяют конкретно для каждого ребенка коррекционную работу.

Педагоги осуществляют дифференцированный подход к детям: объединяют дошколят в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии; однако коррекционно-педагогическая работа с детьми-инвалидами проводится только индивидуально по разработанным программам развития для каждого воспитанника. Координационное взаимодействие всех специалистов помогает выработать согласованные решения по определению: индивидуальных коррекционно-педагогических программ развития, мини-программ, маршрутных листов в соответствии со зрительным диагнозом, индивидуальных образовательных маршрутов по социальной адаптации и реабилитации “особого ребенка”.

Индивидуальные коррекционно-педагогические занятия проводим в первую половину дня, продолжительность 15-25 минут (согласно возрасту). Выполняя офтальмо-гигиенические рекомендации на каждого воспитанника, учитываем характеристику учебно-наглядного материала, тифлотехнические требования к пособиям. Зная зрительную нагрузку ребенка, правильно используем наглядность, средства коррекции (очки, окклюдоры, тифлоприборы), и конечно, остаточное зрение. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется с определенной последовательностью, этапностью, темповой нагрузкой. Занятия проводим с учетом состояния зрения (диагноз, острота зрения), тактильной чувствительности и познавательных возможностей ребенка.

Наш подход в обучении: “Играя, учимся! Учимся, играя!”

Коррекционно-педагогическое занятие состоит из трех частей:

  • Упражнение для рук: снятие напряженности кистей и пальцев рук, развитие их подвижности и гибкости; пальчиковые игры и упражнения.
  • Основная часть: (тема занятия - тематическое планирование занятий по видам деятельности).
  • Коррекция зрения: использование комплексов упражнений и тренингов для снятия зрительного утомления, расслабления и отдыха глаз по методикам отечественных и зарубежных офтальмологов.

Зная зрительные возможности детей, педагоги целенаправленно влияют на развитие зрения, создают условия в процессе обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы. Это позволяет более качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию.

Учителями-дефектологами дошкольного образовательного учреждения “Детский сад № 78” (творческая группа “Я вижу радугу”) разработаны авторские программы и коррекционно-методические пособия:

  • Индивидуальное обучение слабовидящих дошкольников по системе Л.Брайля;
  • Единая система тифлокоррекционного обучения “Глаз-рука”;
  • Тактильное обучение детей с дефектами зрения “Глаза на кончиках пальцев”; (рельефная унификация);
  • Последовательное обучение восприятию цвета детей с нарушением зрения; (цветовая унификация);
  • Рабочая программа по коррекционно-педагогическому обучению детей с нарушением зрения в МБДОУ “Детский сад № 78”;
  • Рекомендации тифлопедагога по комплексному подходу педагогов в организации психолого-медико-педагогической коррекции;
  • Тифлодидактика;
  • Индивидуальные образовательные маршруты по работе с детьми-инвалидами по зрению;
  • Индивидуальные коррекционно-педагогические программы развития;
  • Маршрутные листы по работе с детьми согласно зрительного диагноза;

В нашем дошкольном учреждении вся коррекционно-педагогическая работа проводится в тесном контакте со всеми специалистами, работающими в детском саду, а также врачом-офтальмологом, медсестрой-ортоптисткой и родителями.

С родителями детей проводим большую разъяснительную работу по вопросам воспитания, развития, лечения и образования воспитанников с дефектами зрения. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах, знакомим родителей с системой коррекционно-педагогической работы, офтальмо-гигиеническими рекомендациями, особенностями развития и обучения их ребенка, возникающими трудностями и проблемами; совместно решаем пути и способы их преодоления. В детском саду функционирует педагогическая гостиная “С Вами и для Вас”; обновляются рублики на стенде “Дефектологического вестника”; для родителей выпускаются памятки, различные брошюры, работает телефон доверия. Родители выполняют наши рекомендации и принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды.

Благодаря комплексному подходу психолого-медико-педагогической коррекции, сотрудничеству с родителями - наши дети с дефектами зрения достигли высокого уровня развития, позволяющими на равных интегрироваться в общество сверстников. Дети стали более эмоциональны, раскрепощены, жизнерадостны, коммуникативны, достигли значительных результатов в двигательном и познавательном развитии, уверены в своих силах и возможностях, активно взаимодействуют со сверстниками и с взрослыми, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Они проявляют любознательность, склонны наблюдать, принимать собственные решения.

Совместно: педагогические, медицинские работники и родители детей, добились положительно устойчивых результатов по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных и коррекционных школах.