Цель: закрепление навыков различения на слух и в произношении звуков Т–Ть.
Задачи:
- формировать навыки проведения сравнительного звукового анализа слогов и слов;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов и слов со звуками Т, Ть;
- учить навыкам словообразования путем замены звука и добавление слога;
- развивать фонематические процессы, моторную сферу, дыхание и голос;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки на звуки Т, Ть, картинки с изображением обуви, цветные фишки для составления схем, зеркала, рабочие тетради.
Ход работы
I. Организационный момент.
На доске картинки с изображением обуви. Дети называют сначала картинки, в названии которых есть звук Т, затем – те, в которых Ть.
II. Упражнение на развитие артикуляционной моторики:
- “Бегемотик”,
- “Лягушка”,
- “Слоник”,
- “Змейка”,
- “Лошадка”,
- “Расческа”,
- “Часики”,
- “Шарики”.
III. Объявление темы.
- Сегодня мы будем четко произносить и различать в речи звуки Т, Ть.
IV. Уточнение артикуляции и произношения звуков Т, Ть.
Акустико-артикуляционный образ звуков Т, Ть в сравнительном плане и изолированное их произнесение (перед зеркалами).
Характеристика данных звуков, их обозначение.
V. Дидактические игры и упражнения на закрепление произношения и различения в речи звуков Т, Ть.
Игра “Семафорчики”.
Т, ть, т, т, ть, т, ть, т, т; та, ти, ту, те, тя, то, ты, тю; тапки, тяпки, тачка, тучка, тянуть, такса, тикать, тюк.
Игра “Измени слово”.
Кот – котик, рот – ротик, лист - …, винт - …, бинт - …, бант - …, зонт - …, куст - …, мост - …, салат - … жакет - …, пакет - …, крот - …., плот - …
Игра “Договори слово”.
Закончи слово слогом ТА или ТЯ: лопа.., Ви.., Нас.., конфе.., моне…, Ка.., газе..., пала.., Кос.., воро.., котле.., Ники..
Физминутка
Координация речи с движением.
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
- Какие слова со звуками Т, Ть вы услышали?
Пять, опускать, опять, тело, так.
Игра “Телеграфист”.
Хлопни столько раз, сколько в слове слогов:
Кот, тапочки, бегемот, туча, конфеты, кит, футболка, тарелка, табуретка, петух, автобус.
Игра “Какой звук пропал в словах Т или Ть”.
_арелка, _игр, _юль, _апки, _аблетка, _елефон, _уча, _еленок и т.д.
Игра “Где звук?”. Работа по картинкам.
У детей на столах картинки. Ребенок называет свою картинку и говорит, сколько слогов в слове.
Самолет, тапочки, ракета, автобус, кот, пират, гитара, туча, платок, трактир, мост, труба, торт, бегемот, кастрюля.
- Какой звук слышится во всех словах? (Т).
Составление схем слов.
Ток, (переделайте схему так, чтобы получилось новое слово тик), зонт, гости.
Игра “В зоопарке”.
Дети прослушивают короткий текст, отвечают на вопросы, выделяют и называют слова сначала со звуком Т, потом с Ть. После повторного прослушивания каждого отдельного предложения повторяют его.
Матвей и Настя с родителями были в зоопарке. Там они увидели животных жарких стран: тигра, пантеру, бегемота, страуса, антилопу, питона. Потом наблюдали за животными холодных стран: за тюленем, морским котиком, альбатросом.
VI. Итог работы.