Цели урока: На основе народного праздника “Покров” расширить и углубить знания учащихся об истории и культуре русского народа в XV1 веке.
Задачи урока:
- осознанию школьниками своей социальной, гражданской и этнической идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи;
- воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- воспитывать гражданственность и патриотизм;
- формировать потребность в сохранении культурных традиций своего народа.
Использованные литература и материалы:
- Покров Пресвятой Богородицы http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?
- Коноплёва Е.И. Здравствуй, Батюшка-Покров https://urok.1sept.ru/articles/211190/
- Традиции и праздники. Сайт о Родине http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki
- Традиции Руси http://tradition.narod.ru/prazdnic/o-prazdnic.htm
- Г.Беклемишева Посиделки к Покрову http://www.maam.ru/detskijsad/pokrov-posidelki-za-chaem.html
- Моргуненко С.С. "Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы https://urok.1sept.ru/articles/650939/"
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/03/02/gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx
- Туртыгина Е.А. Знакомство с культурой и традициями русского народа.
- Деревенские посиделки http://gigabaza.ru/doc/93349.html
- Покрова http://www.uzluga.ru/potra/Покрова
Оборудование: мультимедийная установка, музей, уголок русской избы с предметами быта, записи русских народных песен.
Метапредметные результаты:
Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне ,овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.
Коммуникативные результаты:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; использовать невербальные или наглядные средства, отобранные под руководством учителя.
Регулятивные результаты:
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Познавательные результаты:
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- составлять описание образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок в музее.
План урока:
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний (изучение нового материала, обобщение изученного).
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Первичное закрепление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Сценарий урока
Учитель истории: Пожалуй, ничто так полно не характеризует народ, не выражает так ярко его традиции, воззрения, самую душу его, как те праздники, которые народ отмечает. И русский народ в этом смысле воистину уникален. Русские праздники — это не обильное, не знающее удержу застолье и разгул по поводу и без, как привыкли думать приверженцы стереотипов.
Учитель географии: Саратовский край всегда славился своим гостеприимством и радушием. Это один из самых многонациональных регионов России. Здесь рядом друг с другом в согласии и взаимопонимании живут представители множества народов. И каждая из народностей имеет свои традиции и культуру. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором.
Учитель истории: В основном, обычаи и традиции русского народасвязаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами.
Учитель географии: Слово "праздник" происходит от старославянского слова "праздь", означающее отдых, безделье. Поэтому большинство русских народных праздников были связаны с рабочим земледельческим календарём, со сменой времён года. Они начинали и завершали все этапы крестьянского труда.
Учитель истории: И сегодня мы с вами отправимся в XV1 век на праздник Покрова.
Открывается занавес. Интерьер русской избы. Мать у печи, дочь – убирает избу.
Дочь. Ну, вот ещё немного и окно закончу конопатить.
Мать. Молодец, доченька! Ведь недаром говорится: “Захвати тепло до Покрова”. А мы с тобой и стены проконопатили и окна. Теперь у нас всю зиму в избе тепло будет.
Дочь. Расскажи, матушка, почему этот день называют “Покров день”?
Мать. Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров.
Установил празднование Покрова на Руси князь Андрей Боголюбский.
Сколько раз Божия Матерь Своим покровом спасала нашу родную страну! Когда казалось, что страна гибнет, Она через Свои чудотворные иконы проявляла особую заботу о нас и помогала освободить нашу Родину от завоевателей. Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушает наши слезы.
Хочется вспомнить одну историю о том, как Божия Матерь спасла детей. — Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте машины потеряли дорогу. Стали ее искать, но так и не нашли, и поехали дальше полем. Вдруг перед первой машиной возникла Женщина. Она молча стояла с раскинутыми в стороны руками. Шофер выскочил из машины, но на дороге уже никого не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь. Шофер вышел из кабины и прошел немного вперед – там был обрыв. Тогда машины повернули обратно и скоро выехали на дорогу. Так Божия Матерь спасла детей.
Входит отец с дровами в руках, кладет их к печке.
Мать. Ну, что, отец справился с крышей, починил?
Отец. Управился, матушка, чинил да приговаривал: “Батюшка, Покров, покрой избу тесом, а хозяйство добром!”.
Мать. Ты у нас молодец! И крышу до праздника починил и дров много наготовил.
Отец. А как же без запаса дров-то?. Вон уже и снег выпал. Ведь Покров-то, начало зимы. “На Покров до обеда – осень, а после обеда – зима”.
Дочь. А какая зима будет в этом году, папа, не знаешь?
Отец. По ветру можно узнать, доченька. Если ветер с севера дует к холодной зиме, с юга – к теплой. А если дует с запада – к снежной зиме. При переменном ветре – к зиме непостоянной.
Мать. Каков Покров, доченька, таково и зима будет. Ну, вот пироги мои готовы! Выкладывает их с листа на блюдо.
Дочь. И я уже всё, заканчиваю.
Отец. Молодцы! Мои хозяюшки! Вон какой порядок в избе навели. Ой, а я-то забыл, надо ещё пожинальным снопом скотину накормить.
Дочь. А зачем?
Мать. А чтобы, она сытой и здоровой пережила длинную суровую зиму. Ты ступай, отец, в хлев, а мы с доченькой гостей будем ждать, к Оленьке сегодня девчонки да ребята должны прийти.
Отец уходит, раздается стук в дверь.
Дочь. Кто там?
Гости
Тара-ра, тара-ра,
Идут гости со двора:
Песни петь да плясать
Щедру осень провожать
Ученик 1
Сколь хозяюшка богата,
Гребет денежки лопатой,
Сидит на скамеечке,
Считает копейки,
Сидит на лавке,
Считает булавки
Можно ли войти?
Ученик 2
Позволь нам, хозяюшка.
Позволь, барыня!
На ступенечку ступить,
За колечко побренчать?
Ласково словечко –
Хозяюшке на сердечко
Хозяйки
Л.А. Здравствуйте, гости дорогие! Все ли вы пожаловали на наш праздник?
Е.Л. - Веселья вам и радости!
Л.А. - Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем!
Е.Л. - Все уселись, всем удобно?
Л.А. - Будет всем вам здесь приятно побывать в гостях у нас
Е.Л. - Пирогов отведать вкусных и чайку напиться всласть.
Л.А.
Отдых - это не безделки.
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки.
для друзей и для гостей.
Е.Л.
К путешествию в старину приглашаем –
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,
Игры веселые и задорные затевайте.
Л.А.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали.
Е.Л.
Первым сентябрь пришел!
Дождь, листопад за собою привел.
За ним октябрь настал.
Покров праздник заиграл.
С давних пор на Руси 14 октября празднуется Покров-день.
Л.А. Ребята, кто знает какие пословицы, поговорки, связаны с Покровом?
- Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест.
- Весело Покров проведёшь — женишка найдёшь.
- Покров — конец хороводам, начало посиделкам.
- Отлет журавлей до Покрова — на раннюю и холодную зиму.
- На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается”
- “На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима”
Е.Л.
Дружно за руки беритесь, в хороводе веселись!
Веселье – от всех бед спасенье, всякая душа празднику рада.
Не скучай, народ, заводи хоровод!
(Танец)
Л.А.
Всем известно в старину любили петь частушки.
Приготовьте-ка ладошки, топайте-ка ножки,
чтобы спели вам сейчас мы веселые частушки.
Частушки:
Настал - Покров
Настала нам гуляночка
Скоро - скоро нам сыграет
Звонкая тальяночкаРазрешите поплясать,
разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?Девочки, вы девочки,
Где берете денежки?
Летом ягодки сдаем,
А зимою все прядем.Полотенце вышивала
Петухами утками
Я гостечков поджидала
Часами и минутками
Гармонисту - за игру,
Ну, а мне - за пляску,
Гармонисту - калачей,
Мне - баранок связку!Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь -
А лицом не изменюсьВы судите, не судите,
А осуды не боюсь,
Что хотите говорите,
На сударушке женюсьКак по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.
Е.Л.
Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Знать не все потеряно
Л.А. А теперь, гости дорогие, пора себя показать.
Здесь загадки не простые,
здесь загадки - как живые.
- Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет ... (картошка).
- Разве в огороде пусто, если там растет... (капуста).
- За ботву, как за веревку, можно вытянуть... (морковку).
- Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит... (лук).
- На грядке растут молодцы, и зовут их... (огурцы).
- А когда я созреваю, варят из меня томат,
В борщ кладут и так едят. (помидор) - В поле росла, под жерновом была,
Из печки на стол караваем пришла. (пшеница) - Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал - там и пропал. (Сахар)
Е.Л.
Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни народные поет
(Исполняется русская народная песня)
Л.А. Традиционное и самое любимое занятие на русских посиделках - исполнение народных песен. Теперь споем все вместе. (Песня)
На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну кому какое дело, малина!Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли! Да,
Ну кому какое дело, гуляли!Калинушку ломали, (цвет с калины срывали)
Калинушку ломали, (цвет с калины срывали)
Ну что ж, кому дело, ломали!
Да, ну кому какое дело, ломали!Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали! Да,
Ну кому какое дело, вязали!На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали! Да,
Ну кому какое дело, бросали!
Е.Л.
А теперь давай дружок,
Поиграем в ручеек.
Пару ты себе найди.
И к нам веди. (Игры)
- Звучит песня “Течет ручей”, игра “Ручеек”
- Рисуется круг – “огород”, игра “Капуста”
На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – “капуста”. Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с “капустой”. “Хозяин” изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в “огород”, схватить “капусту” и убежать. Кого “хозяин” поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет “капусты”, объявляется победителем.
Л.А. С давних пор на Руси любили пряники. Без них раньше не проходило ни одно событие – не веселое, ни печальное. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней.
Е.Л. На праздниках гостям раздавали пряники. Получив пряник гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался “разгоняй” или “разгонный”.
Л.А. И мы заканчиваем наш праздник этим старинным обычаем.
Е.Л.
Дорогих гостей встречаем
Пряниками с чаем.
Они на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Л.А.
Пряники мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим. (Раздают пряники)
Е.Л.
А теперь дружно скажем:
Батюшка Покров, Покрой наш
дом теплом, а живущих в нем – добром!
Л.А.
В небе будто от побелки
Засветился млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Е.Л.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехи
Рады людям как-никак.Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря:
Вместе Л.А. и Е.Л. “До новых встреч!”
Домашнее задание: индивидуальный проект
(раздается каждому с объяснением работы)