Патриотическое воспитание дошкольников. НОД "Детство, опаленное войной"

Разделы: История и обществознание, Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Актуальность НОД: Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие “патриотизм” включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В свое время нашему поколению очень много рассказывали о Великой Отечественной войне. Говорили о том, что нельзя забывать войну, чтобы больше никогда она не вернулась на нашу землю. Но в свете последних событий в Украине мы начинаем понимать, что что-то утратили, что-то потеряли, что-то забыли. И она возвращается...Война никого не щадит, ни взрослых, ни детей. Война наносит раны не только человеку, но и самой Земле, нашей планете. Раны глубокие, трудные, долго заживающие. Страдает природа: гибнут звери и птицы, горят леса, даже реки, говорят, мелеют.

Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения. Ведь дети – наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии.

Новизна НОД заключается в том, что предусматривает интеграцию всех пяти областей. А также подготовительная работа с родителями..

В качестве инновационных технологий было использовано ИКТ для показа слайдовой презентации. CD-плеер .Здоровье-сберегающими технологиями в НОД является: физминутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

Планируемый результат:

Любознательный, активный Любознательность при просмотре презентации, видеоролика. Активность в дальнейшем познаниих о детях-героях Великой Отечественной войны, имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины.
Эмоционально-отзывчивый проявление эмоционального отношения и уважения к сверстникам, восприятие серьезной музыки.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; владеют расширенным словарным запасом; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи умение самостоятельно делать выводы;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности У знакомы с произведениями поэтов, композиторов на военную тематику умение сосредоточенно действовать в течение 30 мин.

Интеграция областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: групповая.

Предварительная работа: разучивание стихов о войне, чтение детских произведений о войне, рассматривание иллюстраций о войне

Цель: Создавать условия для развития эмоционально ценностного и патриотического отношения к героическому прошлому России.

Задачи:

1. Образовательные:

-Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 гг.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники,

- Привить уважение к героям Великой Отечественной Войны,

- Уточнить и конкретизировать представления детей о Великой Отечественной войне;

2. Воспитательные:

- Воспитание патриотических чувств;

3. Развивающие:

- Знакомство детей с историей родной страны;

- Развивать познавательный интерес у детей; Формировать мнение о недопустимости повторения войны;

- Пополнять словарный запас детей.

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД).

Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе и длится 30 минут.

Все санитарно-гигиенические требования соблюдены.

Непосредственно образовательная деятельность построена посредством беседы..

Смена видов деятельности ( коммуникативной, восприятие музыки, стихотворений, двигательной) способствуют поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности используется физминутка для снятия мышечной усталости.

Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД) По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и постоянно поддерживать познавательный интерес.

Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности используются наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

На протяжении всей деятельности поддерживается познавательный интерес с использованием иллюстраций(слайдовая презентация), художественно-эстетического восприятия музыки, игрового сюжета(физкультминутка).

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

Для расширения и закрепления знаний детей о Великой Отечественной войне использовались такие приемы, как беседа о детях-героях, показ слайдовой презентации о детях войны, стихи и музыка на военную тематику(Стихотворение Василия Фетисова “Памятник славы”, Самуила Маршака “Мальчик из Села Поповки”, отрывок стихотворения А.Молчанова “Тринадцать миллионов детских жизней”, “Песня о пионерах-героях (1962) С. Гребенников, Н. Добронравов, “Священная война” композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев-Кумач), координация речи и движения: физминутка для мышц тела, для глаз и дыхательная гимнастика.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

Ход деятельности

Подготовительная часть.

Слайд 1-2.

Воспитатель здоровается с детьми и приглашает несколько детей для прочтения стихотворения Василия Фетисова “Памятник славы”:

На поляне, от лагеря близко,
где багульник все лето цветет,
на дорогу глядит с обелиска
пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства
сохранился на лицах солдат,
но уже никуда им не деться
от военной суровости дат.

"Вот в таком же зеленом июне, –
нам сказал пожилой старшина, –
забрала их, веселых и юных,
и домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,
шли солдаты на штурм высоты..."
Нестареющим нашим вожатым
мы к ногам положили цветы.

Воспитатель: 9 мая 2015 года наша страна отмечала 70летие Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Нелегко далась эта победа нашим дедам и прадедам. С 1945 года прошло уже много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нашей стране и народу жизнь и свободу.

СЛАЙД 3-4. Давайте сейчас все перенесемся в далекий 1941 год. Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: взрослые школьники готовились к выпускному вечеру, а девчонки во дворе (такие же как и вы дети) строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Звучит песня “Священная война”. (Композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев-Кумач) (Приложение 1).

Основная часть.

СЛАЙД 5. Фашистской Германией была объявлена война, которая поглотила детство всех советских детей

СЛАЙД 6. Вот что вспоминает один из ветеранов (Воспитатель поясняет детям, что ветеран-это опытный солдат, отслуживший срок в войске или во флоте): “Два года я не знала вкуса хлеба. Во время ужасного военного голода его давали очень мало. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира”.

СЛАЙД 7. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

СЛАЙД 8. Много детей оставалось без родителей и без дома. Воспитатель читает стихотворение С. Маршака “Мальчик из села Поповки”.

СЛАЙД 9-10. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа.

Воспитатель спрашивает детей. Какие были дети в годы войны?

Правильно, смелые, отважные, иногда бесстрашные, выносливые, рано повзрослевшие, способные к самопожертвованию, к подвигу.

Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.

СЛАЙД 11. Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких “маленьких” героев как: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

Звучит “Песня о пионерах-героях (1962) С. Гребенников, Н. Добронравов (Приложение 2).

СЛАЙД 12. Зина Портнова: Родилась до войны в городе Ленинграде в семье рабочего. Ей было 13 лет, когда началась война. Зина сразу стала помогать русским солдатам. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. Но однажды, возвращаясь с задания, была арестована и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена, а затем расстреляна в тюрьме.

СЛАЙД 13. Леня Голиков: Родился тоже до войны в Новгородской области. Во время войны, когда его деревню захватили немцы, ушел к партизанам.( Партизаны – это народные мстители).Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Он погиб 24 в неравном бою. Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Физкультминутка.

Проводят дети, переодетые в медицинскую форму.

Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И налево!
И еще...
Через левое плечо!

Гимнастика для глаз. Посмотрим глазками влево-вправо. Вверх –вниз.

Дыхательная гимнастика. Делаем вдох и рисуем наш мирный дом, в котором мы живем с мамой и папой.

СЛАЙД 14. Марат Казей: Родился в 1929 года незадолго до войны в деревне Станьково(Беларусь). Когда фашисты ворвались в деревню, Марат должен был идти только в 5 класс. За связь с партизанами его мать, Анна Казей, была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат ушел к партизанам . Он доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою 11 мая 1944года. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врага поближе и взорвал их и себя. мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

СЛАЙД 15. Валя Котик: Родился в Украине в крестьянской семье. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с фашистами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. Однажды в середине зимы с ним был такой случай, он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась.

Однажды в бою был смертельно ранен и на следующийдень скончался. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Это были пионеры-герои. О них вы еще услышите ни раз, ведь Родина никогда не забудет их.

СЛАЙД 16-17. А еще я хочу рассказать вам о девочке, ставшей известной, благодаря своему дневнику. Дневник(записная книжка) стал одним и символов страшной блокады города Ленинграда во время войны .Девочку звали Таня Савичева. Она написала в своем дневнике о датах смерти когда-то большой и дружной семьи. Самыми страшными словами являются слова .“Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”.

Заключительная часть

СЛАЙД 18. Дорогие ребята! На этом закончился мой рассказ. Конечно, это не все герои о которых можно рассказать, их очень и очень много. Но я надеюсь, что эти несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и отваги. И помните, что даже “маленький” человек может стать настоящим героем!

Воспитатель предлагает в завершении рассказать ребенку отрывок стихотворения А.Молчанова:

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них.