Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. В моей педагогической практике накоплен опыт работы по организации исследовательской деятельности в рамках проведения летней полевой экологической практики, которая проводится ежегодно в период летних каникул в течение 14 дней. Основная идея летней полевой практики – вынести преподавание биологии и экологии за пределы школьного кабинета биологии, вести обучение через решение прикладных исследовательских и проектных задач непосредственно на природных объектах. Школьники, участвующие в летней полевой практике, обучаются методике и практике научных исследований, осваивают основы экологического мониторинга. При проведении летней полевой практики закрепляются знания о местной флоре и фауне, их взаимосвязях, формируется правильное поведение в природе, проводятся природоохранные мероприятия. К участию в летней практике привлекаются заинтересованные исследовательской деятельностью учащиеся 6-10 классов, которые являются членами научного экологического объединения учащихся “Исследователи природы”. Все участники практики делятся на группы по 5-6 человек в соответствии с возрастом, для проведения мониторинговых исследований создаются разновозрастные группы.
Организация летней полевой практики проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап: формирование исследовательских групп с учетом возраста детей, знакомство с научной литературой по проблеме исследования, овладение методами полевых исследований, постановка проблем, определение целей, маршрутов, объектов для исследования.
2. Полевые исследования: распределение заданий между группами школьников или отдельными учащимися; ведение полевых дневников, сбор коллекционного материала, выполнение творческих заданий (разработка предупреждающих экологических знаков и установление щитов с наглядностью), организация природоохранных мероприятий дела (очистка леса, водоема, родника, удаление кладок непарного шелкопряда).
3. Камеральная обработка материала: первая сортировка собранного материала проводится непосредственно в природе. Дальнейшие работы проводятся стационарно на базе школьной лаборатории. Обработка информации, построение диаграмм, обобщение и выводы, фотоотчеты. Подготовка индивидуальных и групповых отчетов о полевой практике, подготовка материалов к школьной экологической конференции “В науку первые шаги”.
4. Итоговая конференция по результатам полевой практики: заслушивание отчетов исследовательских групп, обмен опытом работы, общее планирование летних полевых исследований. На конференцию приглашаются учащиеся школы, представители Попечительского совета, родители, работники районного центра дополнительного образования детей. После подведения итогов конференции итоги лучшие работы учащихся, отбираются для публикации в школьном сборнике исследовательских работ учащихся, который выпускается по итогам конференции. В 2013 году – появился первый выпуск, в котором опубликовано 10 работ. Выпуск 2014года содержит 12 работ. В сентябре 2015 г. был готов сборник, в котором 16 работ. Автор каждой работы получает сертификат, подтверждающий публикацию. Почти все работы выполняемые в период летней полевой практики являются межпредметными. Кроме того, все они приводят к результатам, имеющим важное практическое значение.
С 2014 года в период летних полевых практик были проведены исследования:
- Изучение микроорганизмов в пруду в окрестностях села Новозаведенного
- Изучение видовой структуры фауны беспозвоночных искусственного пруда
- Оценка заселённости лесного биоценоза кладками непарного шелкопряда на территории ГКУ “Георгиевское лесничество”
- Изучение фауны макрогидробионтов старого русла реки Кума
- Структура популяций озерной лягушки на территории Георгиевского района
- Биоиндикация состояния водотоков с использованием озерной лягушки
- Изучение видового разнообразия грибов трутовиков лесного биоценоза
- Структура ловчих сетей пауков-крестовиков лесного биоценоза с. Новозаведенного
- Лесопатологическое обследование дубовых насаждений ГКУ “Георгиевское лесничество”
- Экологическая диагностика самоочищающей способности водоемов СХА “ПХ Новозаведенское”
- Влияние состава древесных насаждений на биологическую активность почвы в лесном биоценозе
- Экологическая оценка донных отложений реки Кумы
- Изучение сезонной динамики токсичности природных вод методом биотестирования
Работы, выполненные в период полевой практики ребята представляют на районной и краевой научно-практической конференции “Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья”, международном конкурсе “Инструментальные исследования окружающей среды”, всероссийских конкурсах “Подрост”, “Юннат”, “Юные исследователи окружающей среды”, конкурсе водных проектов старшеклассников, конкурсе исследовательских работ “Человек на Земле”, олимпиаде “Созвездие”, всероссийском фестивале педагогического творчества в номинации “Проектная деятельность учащихся”. Работа по теме “Оценка заселённости лесного биоценоза кладками непарного шелкопряда на территории ГКУ “Георгиевское лесничество”, заняла 1 место во Всероссийском юниорском лесном конкурсе “Подрост-2013” в номинации “Экология лесных животных”, и 3 место в Международном юниорском лесном конкурсе. Работа на тему “Биоиндикация состояния водотоков с использованием озерной лягушки”, которая была представлена на краевом этапе Всероссийского конкурса водных проектов и заняла 2 место. Публикация исследовательских работ учащихся осуществляется в сети интернет на сайте проекта для одаренных детей “Алые паруса”, фестивале исследовательских работ “Портфолио”. Тезисы исследовательских работ учащихся публикуются в сборниках конференций регионального, краевого, российского и международного уровня.
Результатом проведения летней экологической практики является повышение интереса к занятиям исследовательской работой в области биологии и экологии, включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития, приобретение исследовательских знаний и умений, совершенствование процесса обучения, социальной адаптации и профориентации учащихся, увеличение количества победителей и призеров в олимпиадах и конкурсах. Также можно отметить, что учащиеся, занимавшиеся научно-исследовательской работой, легко адаптируются в вузах.
В заключение следует отметить, что летние полевые практики способствуют обновлению содержания образования и вовлекают учащихся в увлекательный процесс исследования природы. Всё это позволяет рекомендовать летние полевые экологические практики как эффективную форму организации образовательного процесса.