Роль игры для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Меня зовут Коттусова Гюзель Габделхадиевна. Я воспитатель детского сада из города Казани. Вот уже почти 26 лет работаю с дошкольниками. Другого дела для себя я не представляю.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходи, прежде всего, в игре…”

Развитие детей младшего дошкольного возраста немыслимо без самых разнообразных игр, которые могут быть подвижными, так и развивающими. Игры детей - это два в одном: и игра, и работа. Перед взрослым стоит определенная задача - он должен дать старт интеллектуальной игре и позаботься о том, чтобы малыш играл с увлеченностью, при этом, не отстраняясь, а становясь полноправным участником игры.

Я стараюсь в воспитательно-образовательный процесс включать весь комплекс игр, которые существуют для дошкольников. Это и дидактические, и сюжетно- ролевые, и игры- драматизации, и подвижные, и конструктивные игры.

У игры огромные воспитательные возможности. Особое место занимают сюжетно- ролевые игры. Эти игры дети создают самостоятельно. Они занимают совершенно особое место. Они наиболее полно формируют личность ребенка. Такая игра дает возможность детям самим выбирать тему игры, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания, умения. Это такая игра, в которой дети берут на себя определенную роль и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Тематика сюжетно- ролевых игр детей 3- 4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарно профессионального взаимодействия старших (врач-пациент, парикмахер-клиент и т.п.). В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать новую роль, участвовать в несложном диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж (воспитатель от лица куклы спрашивает: “А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?”). Ребенок отвечает и совершенствует игровые действия. При поддержке взрослого дети учатся играть со сверстниками (в парах, в небольших группах).

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения, творчества, организаторских способностей, общения детей. Они учатся справедливо оценивать действия поступки сверстников и свои собственные. Исходя из этого, можно считать, что эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.

Передо мной, как перед воспитателем, стоит задача - сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашей группе 27 малышей с разными характерами. Д ля большинства ребят группа детского сада является первым детским общество, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами. Подчиняться требованиям большинства. Проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитать это чувство у детей и решила использовать для этого сюжетно- ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • научить ребенка играть
  • содействовать объединению детей в игре
  • тактично руководить выбором игры
  • научить детей соблюдать правила во время игры
  • воспитывать чувство доброжелательности и взаимопомощи

Работу по развитию сюжетно- ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

  • создание необходимой игровой среды
  • непосредственное руководство играми детей

В группе создана соответствующая игровая среда. Красивые нарядные игрушки быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: кормить, укладывать т.д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использую вопросы, которые подсказывают новые действия. Большое место отвожу показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: “кормлю куклу, укладываю ее спать”. Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.

Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой, Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Также инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры “Дочки-матери”, а дополнительные атрибуты и предметы – заменители обогащают её содержание.

Широко использую в своей работе игры- показы. Так, во время игры с куклой я говорю: “Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться”. Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращаю внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

В плане воспитательной работы стараюсь также уделять внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетно – ролевой игре детей с разными игрушками, определяю для себя действия по развитию первых сюжетно- ролевых игр.

В младшей группе сюжет игры простой. Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей просто манипулируют с игрушками. Моя цель- помочь детям обогатить свои игровые действия. В связи с этим, мы наблюдаем за работой нянечки, повара, плотника. Во время наблюдений, я заостряю внимание детей на том, что повар, например, готовит для нас не только завтраки, но обеды, полдники, ужины. Попутно я называю блюдо (суп, рагу, кисель, компот). В дальнейшем, во время своих игр, дети рассказывали, почему у них получился такой вкусный омлет или жаркое, а потому, что они использовали для их приготовления самые различные продукты.

В самом начале, когда дети еще не были знакомы друг с другом, они играли по одному. Я помогала им сдружиться. К концу младшей группы, вначале средней ребята уже начали играть небольшими группками, стали проявлять интерес друг к другу, заботу и внимание. Ссор стало меньше.

В нашей группе также созданы условия, в которых каждый малыш может проявить свои чувства и эмоции, желания, никого не стесняясь. В этом огромную роль играют театральные игры. Во время произнесения своих ролей, дети понимают, чти их нужно четко, внятно проговаривать, чтобы окружающим было понятно. У детей развивается речь, память. Театр, чаще всего связан со сказкой, благодаря которой дети учатся воспринимать мир не только умом, но и душой.

В своей практике использую также и дидактические игры. С помощью их дети учатся сравнивать, анализировать, делать свои выводы и умозаключения. Дидактическая игра способствует развитию речи детей, обогащению активного словаря. При руководстве детской игрой я не только знакомлю детей с новыми словами, но также слежу за их употреблением в речи. Дидактическая игра необходима детям, так как она создает положительный настрой, делает жизнь ребёнка интересной, яркой.

В нашей группе создана такая игровая среда, в которой созданы условия для удовлетворения потребностей детей в самых различных видах деятельности. Дидактические игры нашим детям очень нравятся, потому что они очень просты, но в тоже время интересны и увлекательны. В них можно поиграть в любое время.

Каждая игра - со взрослым, либо с товарищем - это приобретение ребенком определенного опыта, где он учится радоваться своим маленьким победам и с достоинством переживать свои поражения.

Я люблю играть с детьми. Главное в игре - умение сохранить её непосредственность, а также, чтобы дети могли применять в повседневной жизни те навыки, умения, которые получили, играя в сюжетно- ролевые, театральные, дидактические и другие игры.

Хочу привести несколько игр, которые, на мой взгляд, будут интересны младшим дошкольникам:

“Идём на прогулку”.

Цель: учить детей подбору одежды и обуви по сезону, изучение их названий, элементов, из которых они состоят.

Содержание игры: дети готовят куклу на прогулку, подбирая ей нужную одежду и обувь, называя её, одевая её в правильной последовательности, проявляя заботу.

 “За покупками в магазин”.

Цель: учить детей называть и классифицировать предметы, расширять словарный запас, формировать культуру поведения в общественных местах.

Содержание игры: распределение ролей (продавец- покупатель), ведение игры в соответствии с ролями. Покупатели приходят в магазин, выбирают необходимое, продавец вежливо их обслуживает.

“На приёме у доктора”.

Цель: учить детей уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, расширять словарный запас. Учить детей быть терпимыми, чуткими, заботливыми.

Содержание игры: пациенты приходят к доктору на прием, он их внимательно осматривает, ставит диагноз, назначает лечение, выписывает рецепт.

“День рождения куклы Кати”.

Цель: знакомство детей с праздничной сервировкой стола, закрепление названий различных видов посуды, её назначения. Обогащение словаря детей. Воспитание культуры поведения в гостях, заботливого, внимательного отношения к окружающим.

Содержание игры: сообщаем детям, что они приглашены на день рождение к кукле Кате. Дети готовят ей подарок (игрушки, ранее сделанные поделки), отправляются в гости, поздравляют именинницу, которая приглашает всех за праздничный стол. Дети должны помочь кукле в сервировке стола.

Существенных результатов во всестороннем развитии детей через игру можно добиться, тесно сотрудничая с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности детей. Я приготовила несколько консультаций, например “Традиционные национальные игры и их роль в воспитании детей”, “Спортивные игры с нестандартным оборудованием”, “Роль сюжетно- ролевой игры в жизни дошкольника”. Всё это способствует возникновению живого интереса родителей к игровой деятельности детей. Взрослые правильно воспринимают, предложенные им рекомендации, а это в свою очередь, очень помогает мне в моей работе.

Игра имеет очень важное место в жизни дошкольника, она составляет основное её содержание, выступает как ведущая деятельность. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности. Разыгрывая различные роли, ситуации, дети учатся сопереживать, сочувствовать, ориентироваться между людьми, в обстоятельствах.

Большое влияние игра оказывает на развитие умения детей взаимодействовать с другими людьми: воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, а также в совместных играх со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Ребёнку необходимо играть, как взрослому необходимо работать. Он должен играть с радостью, с желанием. Взрослые обязаны помочь ребёнку вселить в себе уверенность в собственных силах и возможностях.

Таким образом, игре принадлежит значимая роль в жизни и в развитии детей. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Приложение.

Список использованной литературы.

1. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, №7.

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика- Синтез, 2012.

3. Дошкольное воспитание, 2012, №7.