Слайд: 1
Цель занятия: Совершенствование навыков согласования “слов-предметов” и “слов-признаков”.
Задачи:
Коррекционно-обучающие
- Пополнение и активизация словарного запаса.
- Закрепление навыков словоизменения.
- Совершенствование умений в установлении связей между “словами-предметами” и “словами-признаками” в роде, числе.
- Отработка навыков в работе со словом, словосочетанием, предложением, текстом.
Развивающие
- Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, переключаемости.
- Отработка пространственных представлений.
- Формирование навыка самоконтроля.
- Знакомство с авторами и произведениями детской классической литературы .
Воспитательные
- Формирование коммуникативных навыков.
- Развитие интереса к чтению книг.
- Содействие эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Оборудование:
- демонстрационный материал;
- раздаточный материал;
- компьютер, интерактивная доска;
- презентация на диске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Презентация Слайд: 2
Логопед (читает):
Мой веселый, звонкий ...
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой...
Логопед: Ребята, это замечательное стихотворение написал для детей Самуил Яковлевич Маршак.
Как Вы думаете, какой предмет так описывает известный детский писатель?
Дети: (Пытаются отгадать предмет по предложенному описанию).
Логопед: (Показывает картинку) Презентация Слайд: 3
Дети определяют по картинке, почему этот предмет так описал автор стихотворения.
Логопед: (спрашивает)
Как Вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?
Дети: (определяют тему занятия)
2. Основная часть
2.1.Работа со словом
Логопед: (предлагает детям сыграть в игры)
Игра “Посмотри и назови”. Презентация Слайд: 4
Логопед: Ребята на (интерактивной) доске мы видим изображенные предметы. Внимательно посмотрите и запомните их.
Дети: Дети некоторое время смотрят на Слайд: 4.
Логопед: (переключает слайды) Презентация Слайды: 5,6,7,8
А теперь назовите “Слова-предметы” из тех ,которые Вы запомнили, к которым подходят эти “Слова-признаки”.
Дети: (по признакам определяют и называют “Слова-предметы” изображенные на слайде:4 по памяти)
Игра “Четвертый лишний”. Презентация Слайды: 9,10,11
Логопед: Ребята, найдите слово, которое по каким-то причинам не подходит для описания представленного предмета.
Дети: (находят эти слова и объясняют почему)
Игра “Раздай слова”. Презентация Слайд:12
Логопед: (предлагает детям распределить “слова-антонимы” и “слова-синонимы”)
Ребята, раздайте слова Симе и Антону. Симе отдайте “слова-признаки”, имеющие почти одинаковое значение, а Антону “слова-признаки”, имеющие противоположное значение.
Дети: (выполняют)
Логопед: (предлагает детям проверить себя) Презентация Слайд:13
Работа со словосочетанием
Игра “Закончи слово”. Презентация Слайды:14,15
Логопед: (предлагает детям подобрать правильное окончание “слова-признака” для согласования его со “словом-предметом”)
Ребята, выберите такой вариант написания “слова-признака”, чтобы он подходил для “слова-предмета”.
Физминутка. Презентация Слайд:16
У детей на парте лежат разноцветные лепестки. Лепестки по цвету не повторяются. Ребята не показывают свои лепестки другим детям.
Логопед: (предлагает детям встать)
Рассказывает детям стишок из сказки “Цветик-семицветик”.
Затем логопед предлагает каждому ребенку по очереди дать задание однокласснику, имеющему лепесток определенного цвета. Одноклассник, имеющий лепесток данного цвета должен показать какой-либо предмет с помощью жестов, не пользуясь речью. (При этом ребенок, дающий задание не знает, у кого из одноклассников есть лепесток такого цвета.)
2.3 Работа с предложением
Игра “Собери предложение”. Презентация Слайды:17, 18
Логопед: (предлагает детям составить предложение из слов и записать его в тетрадь)
Дети: (самостоятельно письменно выполняют задание в тетрадях)
2.4 Работа с текстом
Игра “Найди ошибки в тексте”. Презентация Слайд:19
Логопед: (предлагает детям прочитать текст и найти в нем ошибки)
Дети: (по очереди читают вслух по одному предложению и исправляют ошибки)
Логопед: (предлагает детям ответить на вопросы Презентация Слайд:20 самостоятельно письменно)
Дети: (выполняют задание)
Логопед: (предлагает детям проверить выполнение задания) Презентация Слайд:21
3. Итог занятия. Презентация Слайд:22
Логопед: (предлагает детям вспомнить тему занятия и сделать вывод)
Может ли быть правильная и красивая речь без содружества “слов-признаков” и слов-предметов”?
Дети: (делают вывод) Презентация Слайд:23