Логопедическое занятие для младших школьников на тему "Слова-предметы и слова-признаки"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: ОВЗ, предложение, 3 класс, слова, слова-предметы, слова-признаки


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Слайд: 1

Цель занятия: Совершенствование навыков согласования “слов-предметов” и “слов-признаков”.

Задачи:

Коррекционно-обучающие

  • Пополнение и активизация словарного запаса.
  • Закрепление навыков словоизменения.
  • Совершенствование умений в установлении связей между “словами-предметами” и “словами-признаками” в роде, числе.
  • Отработка навыков в работе со словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Развивающие

  • Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, переключаемости.
  • Отработка пространственных представлений.
  • Формирование навыка самоконтроля.
  • Знакомство с авторами и произведениями детской классической литературы .

Воспитательные

  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие интереса к чтению книг.
  • Содействие эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Оборудование:

  • демонстрационный материал;
  • раздаточный материал;
  • компьютер, интерактивная доска;
  • презентация на диске.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Презентация Слайд: 2

Логопед (читает):

Мой веселый, звонкий ...
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой...

Логопед: Ребята, это замечательное стихотворение написал для детей Самуил Яковлевич Маршак.

Как Вы думаете, какой предмет так описывает известный детский писатель?

Дети: (Пытаются отгадать предмет по предложенному описанию).

Логопед: (Показывает картинку) Презентация Слайд: 3

Дети определяют по картинке, почему этот предмет так описал автор стихотворения.

Логопед: (спрашивает)

Как Вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?

Дети: (определяют тему занятия)

2. Основная часть

2.1.Работа со словом

Логопед: (предлагает детям сыграть в игры)

Игра “Посмотри и назови”. Презентация Слайд: 4

Логопед: Ребята на (интерактивной) доске мы видим изображенные предметы. Внимательно посмотрите и запомните их.

Дети: Дети некоторое время смотрят на Слайд: 4.

Логопед: (переключает слайды) Презентация Слайды: 5,6,7,8

А теперь назовите “Слова-предметы” из тех ,которые Вы запомнили, к которым подходят эти “Слова-признаки”.

Дети: (по признакам определяют и называют “Слова-предметы” изображенные на слайде:4 по памяти)

Игра “Четвертый лишний”. Презентация Слайды: 9,10,11

Логопед: Ребята, найдите слово, которое по каким-то причинам не подходит для описания представленного предмета.

Дети: (находят эти слова и объясняют почему)

Игра “Раздай слова”. Презентация Слайд:12

Логопед: (предлагает детям распределить “слова-антонимы” и “слова-синонимы”)

Ребята, раздайте слова Симе и Антону. Симе отдайте “слова-признаки”, имеющие почти одинаковое значение, а Антону “слова-признаки”, имеющие противоположное значение.

Дети: (выполняют)

Логопед: (предлагает детям проверить себя) Презентация Слайд:13

Работа со словосочетанием

Игра “Закончи слово”. Презентация Слайды:14,15

Логопед: (предлагает детям подобрать правильное окончание “слова-признака” для согласования его со “словом-предметом”)

Ребята, выберите такой вариант написания “слова-признака”, чтобы он подходил для “слова-предмета”.

Физминутка. Презентация Слайд:16

У детей на парте лежат разноцветные лепестки. Лепестки по цвету не повторяются. Ребята не показывают свои лепестки другим детям.

Логопед: (предлагает детям встать)

Рассказывает детям стишок из сказки “Цветик-семицветик”.

Затем логопед предлагает каждому ребенку по очереди дать задание однокласснику, имеющему лепесток определенного цвета. Одноклассник, имеющий лепесток данного цвета должен показать какой-либо предмет с помощью жестов, не пользуясь речью. (При этом ребенок, дающий задание не знает, у кого из одноклассников есть лепесток такого цвета.)

2.3 Работа с предложением

Игра “Собери предложение”. Презентация Слайды:17, 18

Логопед: (предлагает детям составить предложение из слов и записать его в тетрадь)

Дети: (самостоятельно письменно выполняют задание в тетрадях)

2.4  Работа с текстом

Игра “Найди ошибки в тексте”. Презентация Слайд:19

Логопед: (предлагает детям прочитать текст и найти в нем ошибки)

Дети: (по очереди читают вслух по одному предложению и исправляют ошибки)

Логопед: (предлагает детям ответить на вопросы Презентация Слайд:20 самостоятельно письменно)

Дети: (выполняют задание)

Логопед: (предлагает детям проверить выполнение задания) Презентация Слайд:21

3. Итог занятия. Презентация Слайд:22

Логопед: (предлагает детям вспомнить тему занятия и сделать вывод)

Может ли быть правильная и красивая речь без содружества “слов-признаков” и слов-предметов”?

Дети: (делают вывод) Презентация Слайд:23