Цель: Организовать деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”.
Задачи:
- развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
- формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
- адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: Ноутбук, проектор, презентация к уроку, мультфильм “Стрекоза и Муравей” (интернет ресурсы), приглашения, афиши, портрет И.А.Крылова.
План урока
I. Организационный момент
Учитель. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и своих соседей по парте. Настроимся на совместную работу. Слайд 1.
II. Артикуляционная гимнастика
Упражнения
- “Улыбка-трубочка”
- “Бегемотики”
- “Качели”
- “Часики”
- “Футбол”
- “Грибок”
- Гласные (артикуляцией, на твёрдой атаке, протяжно)
- Правило речи
III. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть басни “Лебедь, Щука и Рак”.Слайд 2.
Дети получают приглашение в кинотеатр.
Вывешивается афиша. Слайд 3.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Рассмотрите ваши пригласительные билеты Рисунок 1. и афишу Рисунок 2. Что можно узнать из их содержания?
Рис. 1
Рис. 2
Дети. Это пригласительный билет в кинотеатр. В афише и билете указаны дата, время и место, где будет проходить сеанс. Будет показан м/ф “Стрекоза и Муравей”.
Учитель. Правильно. М/ф создан на основе литературного произведения. Вы знаете какого?
Дети. Басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”.
Учитель. Сегодня на уроке мы приглашены в кинотеатр на просмотр м/ф “Стрекоза и Муравей” по басне И.А.Крылова. На афише вы видите главных героев. Мы познакомимся с новым произведением баснописца, будем учиться читать по ролям. Попытаемся быть актёрами и зрителями.
V. Подготовка к чтению.
Учитель. Всем вам известны правила поведения в кинотеатре. Давайте повторим их ещё раз, прочитав в необычном виде справа налево. Слайд 4.
Учащиеся читают (должно получиться): Слайд 5.
Дети.
- Нельзя опаздывать к началу киносеанса.
- Нельзя мешать окружающим.
- Не ешь во время сеанса.
- Будь аккуратен, не сори.
VI. Чтение басни учителем и её первичное восприятие.
До чтения басни дети рассматривают иллюстрации в учебнике и на афише.
Появляются вопросы Где? Кто ?Как? Слайд 6.
Учитель. Где происходят действия?
Дети. В поле, на полянке в лесу.
Учитель. Кто действующие лица?
Дети. Стрекоза и Муравей.
Учитель. Как выглядят герои басни?
Дети. Муравей трудится, он одет скромно, в рабочей одежде, ему даже жарко. Стрекоза – в лёгком наряде, дрожит от ветра и дождя.
Чтение басни учителем. Слайд 7.
Учитель. В чём заключается мораль этой басни? Что осуждает И.А.Крылов? Слайд 8.
Дети. Эгоизм, беспечность, лень, чёрствость. Стрекоза думала только о развлечениях, любовалась своей красотой. Муравей думал о том, что наступят холода, что ему придётся трудно зимой. Муравей решил проучить Стрекозу.
VII. Физкультминутка
Мы в антракте отдыхаем (дети встают)
И героям подражаем (шагают на месте),
Полетим, как Стрекоза (машут руками),-
Крылышки расправим
(руки на поясе, делают повороты),
А трудягу Муравья
(нагибаются, иммитируют сбор урожая)
На урок отправим (садятся на свои места).
VIII. Словарная работа.
Самостоятельное чтение басни детьми.
Учитель. Какие непонятные слова вам встретились?
Дети. Катит – катит, наступает. Боле – больше. Удручена – огорчена. Вешних – весенних. Муравах – трава, листва.
IX. Закрепление изученного материала.
Подготовка к чтению по ролям.
Учитель. Какой Муравей? Какая Стрекоза?
Дети. Муравей – трудяга, всегда в работе. А Стрекоза – лёгкая, всё время кружится, а когда пришла к Муравью, осунулась, дрожит от холода.
Учитель. Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители в театре поняли, что хотел сказать автор?
Дети. Стрекоза говорит печально, жалобно, жалостливо, умоляюще, голос тихий. Муравей говорит поучительно, с укором, без сочувствия, хладнокровно, голос сухой, немного грубый.
Учитель. Попробуем прочитать басню по ролям, выразительно. Пропуская слова автора. Найдите слова Стрекозы и Муравья в тексте. Они выделены кавычками и тире.
Чтение по ролям (2-3 человека).
X. Просмотр мультфильма
Учитель. А сейчас мы услышали три звонка, которые предупредили нас о начале мультфильма. Примите позу слушателя и внимательно следите за интонацией героев басни. Приятного вам просмотра!
Просмотр м/ф “Стрекоза и Муравей” (использовать интернет ресурсы).
Учитель. Понравился вам мультфильм? Такими ли вы представляли героев? Слайд 9.
Дети. Понравился. Мы ещё лучше смогли представить себе стрекозу и Муравья.
XI. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Какие пословицы подходят к басне? Объясните свой выбор.
На экране пословицы. Слайд 10.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Делу – время, потехе – час.
- Семь раз отмерь – один отрежь.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Один за всех и все за одного.
- Лето пролежишь – с сумой побежишь.
Дети. Думаем, что пословица “Лето пролежишь – с сумой побежишь”. Потому что если летом не подготовиться к зиме: не сделать запасы еды. Не утеплить жилище, - то и зимой уже нигде не возьмёшь еды и не укроешь свой дом от ветра и мороза.
- А ещё подходит “Делу - время, потехе – час”. Потому что на дело, труд надо больше тратить времени, а на отдых лишь немного. Надо трудиться больше – тогда и отдых будет приятным.
- Подойдёт пословица “Кончил дело – гуляй смело”. Когда закончено какое-то дело успешно, можно с чистой совестью и отдохнуть.
Учитель. Что вам больше всего понравилось на уроке? Попробуйте сами оценить свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Учитель выставляет отметки за работу на уроке.
XII. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть и подготовиться к инсценированию. Нарисовать свою афишу к мультфильму. Слайд 11.