Воспитываем любознательных и любопытных

Разделы: Работа с дошкольниками


“Ребёнок, почувствовавший себя
исследователем, овладевший искусством эксперимента,
побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпается инициатива, способность
бодро преодолевать трудности, переживать
неудачи и достигать успеха, умение оценивать и
восхищаться достижением товарища – готовность
пойти ему на помощь.
Вообще школа собственных открытий – одна из
лучших школ характера”.
Анатолий Шапиро.

Одной из задач образования на современном этапе является изменение методов обучения с увеличением веса тех, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения и самостоятельной работы. Ее появление обусловлено, по моему мнению, стремительным увеличением объема информации, которую должен освоить человек, чтобы успешно ориентироваться во всех новых процессах, происходящих в обществе. Технический прогресс коренным образом меняет жизнь даже дошкольников. Электронные игры и телевизионные программы не только заменяют деревянную лошадку, но и ограничивают круг и тематику общения, делая виртуальным процесс познания мира, отдаляя детей от мира обычных вещей и явлений. И, если, как поется в песне, “нынче в школе первый класс вроде института”, детский сад в последние годы становился больше похожим на школу. Отсюда стремление педагогов дать ребенку как можно больше знаний. Но как говорил Ян Амос Коменский “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, а из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не только чужие наблюдения, свидетельства о вещах”. Поэтому неслучайно была выбрана мною проблемная тема “Развитие познавательных способностей дошколят”.

Многолетний опыт работы в детском саду показал, дети усваивают знания лучше тогда, когда они становятся их собственным открытием. Исследовательская деятельность присуща даже младенцу. Он берет игрушку и пытается ею манипулировать: стучит о стол, пробует на зуб. Подрастая, ребенку интересно потрогать ручонками муку, но мама строго предупреждает: “Не трогай, испачкаешься”, хочется с брызгами постирать носочки в мыльной пене, и мама снова пресекает желание: “Ты мне мешаешь”. Так мы взрослые мешаем развитию замечательных свойств детства - любознательности и любопытства.

Программой воспитания в детском саду предусмотрена задача ознакомления дошкольников с качествами и свойствами предметов, но традиционные методики обучения, на мой взгляд, сужают рамки самостоятельного познания мира предметов. Поэтому я поставила перед собой задачу расширить диапазон чувственного познания обычных предметов и материалов. Сделать это можно через систему человеческих анализаторов: зрения, слуха, обоняния, различного манипулирования. И чем больше анализаторов будет включено в процесс исследования, тем больше информации получит ребенок об изучаемом объекте, тем полнее будут знания об окружающем.

Но важна не только полученная информация. Необходимо подвести ребенка к осознанию и пониманию того, что качество предмета зависит от свойства материала. И нужно научить устанавливать, видеть эти элементарные связи и отношения, что в свою очередь является условием развития логического мышления.

Деятельностное познание свойств окружающих предметов активно влияет на обогащение словарного запаса дошкольников. Называние свойств и качеств, словесное обозначение собственного действия, делает слово открытием для ребенка, и таким образом становится ближе понятийное содержание самого слова.

Организация деятельностного познания окружающего позволяет формировать навыки поисковой и аналитической деятельности, способствует развитию объяснительной и доказательной речи.

Именно такой путь обучения детей, на мой взгляд, может сформировать у дошкольников такие личностные качества, как самостоятельность, самоорганизованность и самообучаемость.

В настоящее время в дошкольной педагогике накоплен огромный опыт по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Существует множество самых разнообразных рекомендаций программ, методических пособий, разработок по обучению дошкольников простым навыкам экспериментирования, исследовательской и опытнической деятельности. Но даже опытный педагог не всегда может из множества вычленить, то самое необходимое, что позволило бы в комплексе решить задачи развития познавательных способностей, при этом учитывая интересы и возможности детей.

Работу по данному направлению надо вести последовательно, в определённой системе.

После нескольких лет наставничества студентов, молодых специалистов, заметила, что, организуя с детьми исследовательскую и поисковую деятельность молодые педагоги допускают массу ошибок. Поэтому я решила создать методический комплекс в помощь молодым педагогом. Благодаря которому молодой педагог сможет получить не только необходимые теоретические знания о важности и необходимости организации поисково - исследовательской деятельности, но и наглядно увидит и поймёт с чего надо начинать работу - для чего, как делать, что делать, и как оценить результат своей работы.

Апробированный и скорректированный перспективно – тематический план позволит обучающий процесс превратить в средство развития познавательных способностей детей. Это система организованных фронтальных занятий, индивидуальной работы, самостоятельной и совместной со взрослым деятельности детей.

В представленном методическом комплексе разработаны перспективно – тематические планы работы с детьми средней, старшей и подготовительной группы. В планах расписаны темы занятий, приведён перечень бесед, тем для рассуждений, игр для активизации и обогащению словаря. Кроме того, каждый педагог, заглянув в план, сможет без труда сориентироваться, какие именно обследовательские действия, опыты, эксперименты необходимо проводить с детьми, чтобы выстроить цепочку последовательных знаний, основанных на принципах усложнения.

Одним из средств развития познавательных способностей детей, является обучающий процесс. В комплекс вошли конспекты обучающих занятий по всем возрастным группам. Конспекты занятий раскрывают характер и способы использования таких методических приемов развивающего обучения, как детское экспериментирование, проблемные ситуации, логические задачи, моделирование. Занятия по ознакомлению с окружающим являются основными, но интегрированный компонент поисковой деятельности содержат занятия и по другим разделам. Это позволяет не загружать детей дополнительными занятиями, а вести обучение в комплексе. Например, занятия ручным трудом и конструированием, позволяют не только знакомить детей со свойствами материалов, но и научить применять имеющиеся знания в практической деятельности. Зная, что вата очень хорошо держится на наждачной бумаге, дети без труда “наклеивают” на неё изображение весёлого снеговика. Именно эти загадочные свойства наждачной бумаги стали мотивом последующей исследовательской работы на занятии по ознакомлению с окружающим миром – “Путешествие по Бумажному Королевству”. Даже занятия по ознакомлению с художественной литературой используются для того. чтобы научить детей передавать номинальный признак объекта в образное определение явления – зная свойства железа, дети легко объясняют образное понятие – “железный характер”. Чтобы занятия не носили характер только передачи знаний, обязательно используются на них различные формы развивающего обучения – экспериментирование, моделирование, проблемные ситуации, логические задачи.

В этом же разделе можно найти конспекты познавательно – развлекательных мероприятий с элементами исследовательской деятельности.

При создании методического комплекса я много внимания уделила тому, какие же именно необходимо создать условия, что – бы подтолкнуть детей к маленьким открытиям.

Основным средством решения поставленной задачи является создание развивающей среды в группе. Для меня развивающая среда - это та обстановка, которая не только радует глаз или сообщает какие-то знания, но и побуждает к различным формам деятельности, по выбору самого ребенка. Поэтому у нас в группе существует мини-лаборатория, где представлено огромное разнообразие материалов, для самостоятельной деятельности, к которым дети имеют свободный доступ. Это не только глина, песок, проволока, перья, различные виды бумаги, ниток, но и множество предметов из них как промышленного производства, так и созданные самими детьми. Со всем этим богатством можно действовать: резать ножницами, рассматривать в лупу, бить молотком, пилить настоящей пилой. Все это разнообразие предметов и материалов постоянно меняется для поддержания познавательного интереса дошкольников.

В мини-лаборатории ребятишки могут превращаться в учёных, приобщаться к экспериментально - исследовательской деятельности.

Учитывая, что детей привлекает самостоятельная поисковая деятельность, можно ввести в “лабораторию” модели простейших опытов с самыми разными материалами. Самостоятельное экспериментирование, без воздействия взрослого, воспитывает в детях аккуратность, целеустремлённость, желание довести начатое дело до конца, а это первые шаги к самореализации, самообучению и самостоятельности.

Книги познавательного характера, различные схемы, таблицы, как напоминание о возможных действиях с материалами, их последовательности – также являются частью развивающей среды.

Разработанный комплект дидактических средств с применением моделей: простейших опытов, действия с предметами и материалами, помогает наглядно обозначить элементарные связи и отношения между изучаемыми объектами. Модели и схемы помогают активизировать детское участие в экспериментировании.

В раскрытии тайн окружающего мира большое место отводится дидактическим играм, именно в них происходит закрепление полученных детьми знаний об окружающем мире. Игры – разговоры, игры – вопросы помогают мыслить и давать логически связанные ответы.

В комплект вошли:

- дидактических игры - “Чудесный мешочек”, “Необычные дощечки”, “Узнай по контуру”, “Шершавые буквы”, “Волшебные ниточки”, “Мешочки с запахами” и другие на развитие тактильных ощущений и обследовательских навыков;

- игры - “Подбери слово”, “Кто больше назовёт”, “Скажи по-другому”, “Назови ласково” - на обогащение и активизацию словаря детей.

- игры - “Дотронься до...”, “Магазин”, “Реклама”, “Подарки для Медвежонка”, “Наведём порядок” - знакомят со свойствами и качествами материалов.

Дидактические игры положительно влияют не только на развитие речи, но и помогают установить связь между понятиями и ощущениями. Например, слово “шелковистый”. Сначала возникает в сознании образ ткани, а затем вспоминаются ощущения, испытываемые при прикосновениях к ней. И очень важно именно в этот момент педагогу как можно более – полнее словесно обозначить эти ощущения.

Игры в исследование часто перерастают в реальное творчество ребёнок начинает нестандартно смотреть на привычные вещи, уметь видеть в привычном что-то особенное. И здесь вовсе не важно – открыл ли ребенок что-то новое или сделал то, что всем давно известно.

Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: “почему?”, “как?”, “какой?”, доказать правильность своего вывода: “потому что...”

Как показывает практика – знания, полученные во время опытов запоминаются надолго.

Опыты помогают развить мышление, логику, творчество и, конечно же речь. Они, словно фокусы, только загадка фокуса так и остаётся не разгаданной, а вот всё, что получается во время опытов можно объяснить и понять.

Картотека опытов, это эффективное средство воспитания у малышей самостоятельности.

Предлагаемая мной картотека опытов, удобна в использовании. Разработана она по трём направлениям: живая природа, неживая природа, рукотворный мир. Молодой специалист найдёт в ней опыты, как для младшего, так и для старшего дошкольного возраста.

Опытническая деятельность в младшем возрасте более проста по своей структуре:

– дети ставят цель (что хотим узнать);

- проводят исследование по готовому алгоритму действий (что делаем сначала, что потом);

- выявляют результат (что получилось);

- называют причину (почему произошло так, а не иначе).

В старшем возрасте опыты усложняются:

- формулируется познавательная задача (почему так получается);

- дети выдвигают предположения о причинах того или иного явления (гипотезы), выбирают способ проверки гипотез;

- проверка предположений (гипотез);

- вывод (почему так произошло)

Не надо формулировать выводы за детей! Важно связать результат с повседневной жизнью – песок хорошо пропускает воду – поэтому на участке нет луж, а на асфальте лужи.

В детской исследовательской деятельности нет неправильных решений, успех каждого ребенка - это его личное достижение. Для меня важно укрепить веру ребенка в себя, что так важно в школьном обучении.

Работа по обучению детей исследовательской деятельности не возможна без участия родителей. Для пропаганды влияния исследовательской деятельности на познавательное развитие детей молодой педагог в представленном методическом комплексе найдёт уже апробированные и эффективные формы работы с родителями – это родительские собрания, консультации, стендовая информация, фотовыставки, мастер-классы, флэш-мобы, мини-памятки, анкетирование.

Родители заинтересованы в познавательном развитии своего ребёнка, они способны незамедлительно ответить на вопросы своего малыша, нередко ищут ответы на сложные вопросы в различных сферах деятельности – чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах.

За годы работы над темой сформировался пакет диагностических методик, который позволяет выявлять динамику развития навыков познавательной деятельности.

Для определения эффективности проводимой работы и ведению мониторинга результативности мною были подобраны следующие диагностики:

- диагностика владения обследовательскими навыками;

- диагностика использования прилагательных и глаголов при описании предмета (объекта);

- диагностика овладения детьми знаниями и умениями по Программе воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой.

Каждая из диагностик содержит свой диагностический пакет:

- критерии оценки;

- систему оценки;

- способы выявления результатов;

- способы фиксирования результатов;

- способы сохранения результатов, для дальнейшего анализа.

Ежегодный мониторинг позволяет не только констатировать результаты, но и выявлять проблемы в работе, намечать пути решения этих проблем, планировать дальнейшую работу.

И как итог – показатель по развитию навыков познавательной деятельности в подготовительной к школе группе – 92% и показатель выполнения задач по овладению знаниями и умениями по программе – 91%.

Дети свободно устанавливали и видели элементарные связи и отношения, владели обследовательскими навыками, активно использовали прилагательные и глаголы при описании предмета (объекта).

Проводимая работа по обучению детей обследовательским навыкам, способам экспериментирования и исследовательской деятельности, позволили повысить показатели общего уровня развития детей.

Таким образом, технология организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников позволяет:

- формировать навыки деятельного познания свойств окружающих предметов и материалов;

- учить устанавливать элементарные связи и отношения между изучаемыми объектами

Организация деятельностного познания обеспечивает:

- формирование навыков поисковой и аналитической деятельности;

- развитие объяснительной и доказательной речи;

- формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, самоорганизованность, самообучаемость.

Опыт работы по организации поисковой, исследовательской деятельности дошкольников помог мне убедится в том, что:

* Важнее знакомить детей с ближайшим окружением, потому что на доступном уровне устанавливаются элементарные связи, которые являются основой системных знаний об окружающей жизни.

* Знания - достояние ребенка, и когда он это понимает, появляется интерес к самообучению. Нужно не только сохранить детское любопытство и любознательность.

* Работа в этом направлении должна проводиться только в системе.

Я надеюсь, что разработанный мной методический комплекс, объединяющий по моему мнению наиболее эффективные способы работы по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников, поможет моим молодым коллегам обеспечить системность и комплексность в работе с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных способностей дошколят.