Круглые числа. Сложение и вычитание круглых чисел. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок комбинированный.

Технология: игровая.

Интегрирующая цель

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:

знать

  • состав числа до 10 и соотношения между частью и целым;
  • именованные числа (дм, см)

уметь

  • записывать и называть круглые числа в пределах 100 и выполнять действия с ними;
  • отрабатывать умение анализировать и решать текстовые задачи на сравнение;
  • чертить геометрические фигуры по заданию, пользоваться ножницами

развивать

  • вычислительные навыки, логическое мышление, речь, внимание;
  • познавательную активность;
  • способность к рефлексии;

воспитывать

  • навык контроля и самоконтроля;
  • чувство товарищества и взаимопомощи, культуру речи.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Оборудование урока: картинка сказочных героев, магнитные карточки-блоки, карточка с заданием, треугольная карточка-крыша на магните, демонстрационная аппликация «Подъемный кран» , тетрадь, листочек в клеточку для каждого ученика, ножницы, клей.

Цели и задачи модуля:

УЭ-0 Организационный момент
УЭ-1 Постановка цели, актуализация знаний
Познакомить с темой урока, проверить вычислительные навыки в пределах 10
Физминутка
УЭ-2 Входной контроль.
Проверить уровень знаний по теме « Круглые числа». Решение задачи.
УЭ-3 Самостоятельная работа
Научиться решать выражения с круглыми числами и располагать их значения в порядке возрастания.
УЭ-3 Контроль.
Проверка полученных знаний.
Практическая работа.
УЭ-4 Рефлексия.
Подвести итог урока, оценить свою работу.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Учитель показывает письмо, вскрывает и просит прочитать его одного из учеников:

«Ребята! Помогите построить дом. Крепкий, чтобы волк не смог в него пробраться. Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.»

Учитель вывешивает картинку с изображением трех поросят:

– Ну, что поможем? (Дети отвечают) А чтобы построить дом, как вы думаете, что необходимо знать и уметь делать? (Дети отвечают)
– Верно, нужны точные расчеты, внимание, аккуратность, ловкость. А еще должен быть план постройки.

Фронтальная работа в тетради – задание на внимание « Нарисуй по образцу» (узор-заборчик на клетке «Домик высокий, домик низкий в чередовании» до конца строки)

Постановка цели урока:

На доске написан ряд чисел ( может быть слайд на экране):

2, 20, 3, 8, 40, 60, 0, 80, 70.

– На какие две группы можно разбить данные числа? (Однозначные и двузначные).
– Выпиши из этого ряда чисел только двузначные числа в порядке убывания. (80, 70, 60, 40, 20).
– Что можете сказать об этих числах? (Ответы детей: «Они круглые, в разряде единиц пишется нуль»).
– Какова же тема нашего урока? (Вместе с учениками формулируем тему и цель урока «Продолжать учиться выполнять действия с круглыми числами»).

Актуализация знаний:

Учитель: Скажите, люди каких профессий работают на стройке? (Шофер, маляр, каменщик, штукатур, плотник, бухгалтер и др.)
– Вот мы сейчас и разделимся на группы по профессиям:
Маляры – 2-4 ученика работают с палитрами по методике «Кларо» – закрепление знаний о составе числа (самоконтроль).
Шофер – 1 ученик у доски. Ему дается задание «Заполни таблицу-машину» (состав числа 10).
Плотники – 3 ученика у доски выполняют задание «Цепочка». (По окончании выполнения задания результат должен совпасть во всех цепочках – взаимопроверка)

8 + 2 – 10 + 30 – 20 =
9 – 7 + 4 – 6 + 10 =
3 + 5 + 2 + 20 – 20 =

Каменщики – остальные ученики класса – выполняют задание на карточке за партами.
«Спиши числовой ряд 80, 70, 60, 40, 20. Уменьши каждое круглое число на 10 и под ним запиши ответ через клеточку» (взаимопроверка в паре)
Далее учащиеся проверяют работу ученика-шофера и показывают сигнал о правильности выполнения работы.

Решение задачи на сравнение у доски с комментированием:

Для строительства дома в первый день привезли 9 десятков блоков. Во второй день привезли 60 блоков. На сколько блоков больше привезли в первый день, чем во второй?

Физкультминутка.

Ученик в роли шофера привозит на машине блоки с примерами (пластиковые карточки на магнитах, на которых можно писать маркером) и выставляет на доске произвольно.

Самостоятельная работа

Учащиеся решают примеры в тетради:

20 + 30, 30 + 40, 60 – 50, 100 – 20, 90 – 30, 40 + 50, 80 – 40, 70 – 40, 50 – 30.

(В числе 20 – 2 десятка, в числе 30 – 3 десятка, складываем 2 десятка и 3 десятка, получаем 5 десятков или пятьдесят).

Контроль учителя и учащихся.

Учитель: Начинаем строительство стен дома (на доске). Расположи блоки с выражениями, значения которых будут укладываться в порядке возрастания в три ряда.

Учитель: Стены построены. А вот крышу поднять нелегко (показывает крышу треугольной формы). Какая машина поможет это сделать? (Подъемный кран.)

Учитель показывает образец-аппликацию (Рисунок 1) из геометрических фигур и вешает на доске.

Практическое задание (алгоритм действий комментирует учитель): на отдельном листочке в клетку начерти по линейке прямоугольник, длина которого 1 дм 6 см, а ширина 1 см. Раскрась. Раздели этот прямоугольник на 8 одинаковых квадратов. Разрежь на квадраты. Три квадрата из них разрежь на два треугольника. Выложи в тетради из полученных фигур подъемный кран по образцу и приклей. По окончании работы один из учеников приглашается к доске, чтобы поднять крышу дома (треугольник на магните). Строительство закончено. Все дети поют песенку поросят и танцуют: «Нам не страшен серый волк…»

Рефлексия:

– Что повторили на уроке?
– Кто сегодня поработал хорошо?
– Над чем надо еще поработать?
– Что интересного было на уроке?