Поиск актуальных современных форматов работы с
детьми, имеющими особые образовательные
потребности, привел нас к идее регулярного
проведения в течение учебного года «Проектных
недель». Такой формат совместной деятельности
детей, родителей и педагогов позволяет в полной
мере проработать ту или иную тему в максимальном
объеме, способствует разноплановому восприятию
предлагаемого материала детьми, что позволяет
педагогу решать интегрированные
образовательные задачи и добиваться усвоения
полученных знаний. На подготовительном этапе
мы выбираем тему, предстоящей недели, составляем
план ежедневных мероприятий, разрабатываем
методические рекомендации для родителей и
педагогов, принимающих участие в проведении
«Проектной недели», готовим необходимые
дидактические материалы. Основной этап работы
проводится в соответствии с поставленными
задачами и фиксируется в фото и видео формате. На
заключительном этапе мы готовим паспорт проекта,
включающий в себя основную информацию по
организации и проведению «Проектной недели», а
также фото и видео отчёт.
В данной статье мы хотим поделиться с коллегами
материалами о проведении «Недели хлеба» в
старшей группе для дошкольников с особыми
образовательными потребностями в июне 2015 года.
Паспорт проекта: «Неделя хлеба»
Вид проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Объект исследования: Хлеб
Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей компенсирующей группы для детей с особыми образовательными потребностями
Руководитель проекта: учитель-логопед Нарышкина Ю.М.
Образовательная область: познание, коммуникация.
Актуальность проекта: Дети с системным недоразвитием речи и задержкой психического развития, имеют весьма ограниченный объем знаний об окружающем мире, ограниченный их бытовым окружением. Но хлебу в этом окружающем ребенка мире принадлежит особое место, он имеет особое значение в жизни каждого человека. Ежедневно мы наблюдаем небрежное отношение детей к хлебу. Нам хотелось изменить это отношение. Показать детям с помощью доступных для их понимания приемов то особое место, которое отводится хлебу в истории и культуре России. Именно поэтому тема: «Неделя хлеба» была взята нами за основу нашей проектной деятельности.
Цель:
- формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников с особыми образовательными потребностями через расширение знаний о хлебе;
- воспитание бережного отношения к хлебу. Социализация дошкольников.
Задачи:
- Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба.
- Расширение и систематизация лексического материала по теме исследования.
- Чтение сказок, рассказов, пословиц и просмотр мультфильмов, видео материалов, презентаций с последующим обсуждением.
- Развитие познавательной активности.
- Создание условий для активной поисковой и творческой деятельности детей, путем драматизации, подготовки совместных с родителями домашних мини-проектов.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую деятельность.
- Подготовка детей к защите мини-проектов.
- Развитие коммуникативной функции речи.
- Социализация детей, формирование чувства коллективизма.
Предполагаемый результат:
- Получение детьми знаний о хлебе.
- Защита детско-родительских мини-проектов.
- Оформление выставки совместных проектных работ родителей с детьми.
- Коллективная работа на тему: «Берегите хлеб!»
- Драматизация сказки.
- Формирование уважительного отношения к труду людей и бережного отношения к хлебу.
Предварительная работа:
- Презентации на темы: «Детям о хлебе», «Как выращивают хлеб», «Как производят хлеб», «Что за крендель?», «Хлеб – всему голова!»
- Беседы о тружениках села, бережном отношении к хлебу.
- Чтение сказок, стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок. Отгадывание загадок.
- Дидактические игры: «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Цепочка слов».
- Рисунки-впечатления детей об услышанном и увиденном.
Роль родителей воспитанников в реализации проекта:
- Участие в создании совместных проектных работ.
- Подготовка костюмов для драматизации сказки.
Продукт:
- Презентация детьми подготовленных совместно с родителями домашних мини-проектов.
- Выставка совместных проектных работ родителей с детьми.
- Драматизация сказки.
План:
- Знакомство детей с темой проектной деятельности (просмотр презентации).
- Отгадывание загадок.
- Определение актуального объема знаний по теме исследования.
- Расширение знаний и представлений детей о выращивании и производстве хлеба, хлебобулочных изделий.
- Просмотр и последующий пересказ с опорой на сюжетные картинки сказки «Колосок».
- Чтение и обсуждение рассказа М. Глинской «Хлеб».
- Просмотр видео-роликов «По секрету всему свету» (http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/)
- Драматизация сказки «Как волк захотел испечь хлеб».
- Коллективная работа на тему «Берегите хлеб!»
- Защита домашних мини-проектов.
- Выставка домашних мини-проектов.
Описание проекта
Хлеб в России пекли куполами,
Чтоб хватило как неба для всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считалось за грех!А.Коршун
Почему мы выбрали эту тему?
Нам часто приходится сталкиваться с небрежным отношением детей к хлебу. С чем это связано? Недостатки воспитания, знаний, общее очерствение и снижение морально нравственных устоев в обществе? Нам показалось весьма интересным, и полезным, расширить и обогатить представления детей о хлебе, не только как о повседневным продукте питания, но и о хлебе, как продукте труда многих и многих людей.
Основная часть
1. Как всё начиналось
На первом этапе работы мы провели ряд бесед с детьми о хлебе, с целью выявить актуальный объем знаний и преставлений детей. Затем подготовили мультимедийные презентации, которые помогли нам в более интересной для восприятия форме преподнести детям информацию по достаточно сложным темам: «Как выращивают хлеб», «Как производят хлеб», «Что за крендель?» (знакомство с видами хлебобулочных изделий). Наибольший интерес у детей вызвали приспособления и машины для сельскохозяйственных работ, а также отгадывание загадок с просмотром слайдов-отгадок и презентация, посвященная незнакомым детям хлебобулочным изделиям. Если слово «каравай» и «крендель» у кого-то были на слуху, то нарисовать и описать внешний вид этих «объектов» было весьма затруднительно, не говоря уже о «калаче» и «сайке».
2. Продолжение…
Мы почитали, а затем посмотрели мультфильм
«Колосок», пересказали сказку с опорой на
сюжетные картинки с элементами драматизации.
Ребята с большим увлечением готовились к
инсценировке сказки «Как волк захотел хлеб
испечь». Вместе с родителями ребята дома
подготовили мини-проекты на темы: «Как
выращивают хлеб», «Какой бывает хлеб?», «Как хлеб
на стол пришел», «Хлеб всему голова» и
представили свои проекты в группе перед другими
детьми и педагогами. Не так-то просто оказалось
некоторым ребятам самостоятельно представить
свой домашний проект, но с помощью поддержки
взрослого это сделать уже не так страшно.
В завершение проектной недели мы подготовили с
ребятами выставку мини-проектов и выполнили
коллективную работу «Берегите хлеб!»
Заключение
Проектная деятельность – это один из наиболее эффективных современных методов работы с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности. Проектная деятельность в значительной мере способствует развитию познавательной активности, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Работая над проектом «Неделя хлеба» мы познакомили детей в доступной форме с процессом выращивания и производства хлеба, как в прошлом, так и в наши дни. Ребята познакомились с различными видами малознакомых им хлебобулочных изделий, познакомились с литературными произведениями: сказками, стихотворениями, пословицами. Дети активно обсуждали происходящее в группе и дома, тем самым привлекая в наш проект родителей, которые помогли им в подготовке и последующей защите совместных мини-проектов. Особенное удовольствие дети получили от театрализованной деятельности, где смогли ещё раз закрепить полученные знания. Поставленная цель была достигнута – дети стали бережнее относиться к хлебу, стали более аккуратными. Получили новый коммуникативный опыт.
Проектная деятельность позволяет педагогу организовать разнонаправленную деятельность по решению исследовательских и творческих задач, обобщить материал по определенной тематике, способствует социализации детей, но позволяет продемонстрировать индивидуальность каждого участника проекта.