Организация проектной деятельности со старшими дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности, в формате "Проектная неделя"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Поиск актуальных современных форматов работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, привел нас к идее регулярного проведения в течение учебного года «Проектных недель». Такой формат совместной деятельности детей, родителей и педагогов позволяет в полной мере проработать ту или иную тему в максимальном объеме, способствует разноплановому восприятию предлагаемого материала детьми, что позволяет педагогу решать интегрированные образовательные задачи и добиваться усвоения полученных знаний.  На подготовительном этапе мы выбираем тему, предстоящей недели, составляем план ежедневных мероприятий, разрабатываем методические рекомендации для родителей и педагогов, принимающих участие в проведении «Проектной недели», готовим необходимые дидактические материалы. Основной этап работы проводится в соответствии с поставленными задачами и фиксируется в фото и видео формате. На заключительном этапе мы готовим паспорт проекта, включающий в себя основную информацию по организации и проведению «Проектной недели», а также фото и видео отчёт.
В данной статье мы хотим поделиться с коллегами материалами о проведении «Недели хлеба» в старшей группе для дошкольников с особыми образовательными потребностями в июне 2015 года.  

Паспорт проекта: «Неделя хлеба»

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Объект исследования: Хлеб

Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей компенсирующей группы для детей с особыми образовательными потребностями

Руководитель проекта: учитель-логопед Нарышкина Ю.М.

Образовательная область: познание, коммуникация.

Актуальность проекта: Дети с системным недоразвитием речи и задержкой психического развития, имеют весьма ограниченный объем знаний об окружающем мире, ограниченный их бытовым окружением. Но хлебу в этом окружающем ребенка мире принадлежит особое место, он имеет особое значение в жизни каждого человека. Ежедневно мы наблюдаем небрежное отношение детей к хлебу. Нам хотелось изменить это отношение. Показать детям с помощью доступных для их понимания приемов то особое место, которое отводится хлебу в истории и культуре России. Именно поэтому тема: «Неделя хлеба» была взята нами за основу нашей проектной деятельности.

Цель:

  • формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников с особыми образовательными потребностями через расширение знаний о хлебе;
  • воспитание бережного отношения к хлебу. Социализация дошкольников.

Задачи: 

  • Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба.
  • Расширение и систематизация лексического материала по теме исследования.
  • Чтение сказок, рассказов, пословиц и просмотр мультфильмов, видео материалов, презентаций с последующим обсуждением.
  • Развитие познавательной активности.
  • Создание условий для активной поисковой и творческой деятельности детей, путем драматизации, подготовки совместных с родителями домашних мини-проектов.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую деятельность.
  • Подготовка детей к защите мини-проектов.
  • Развитие коммуникативной функции речи.
  • Социализация детей, формирование чувства коллективизма.

Предполагаемый результат:

  • Получение детьми знаний о хлебе.
  • Защита детско-родительских мини-проектов.
  • Оформление выставки совместных проектных работ родителей с детьми.
  • Коллективная работа на тему: «Берегите хлеб!»
  • Драматизация сказки.
  • Формирование уважительного отношения к труду людей и бережного отношения к хлебу.

Предварительная работа:

  • Презентации на темы: «Детям о хлебе», «Как выращивают хлеб», «Как производят хлеб», «Что за крендель?», «Хлеб – всему голова!»
  • Беседы о тружениках села, бережном отношении к хлебу.
  • Чтение сказок, стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок. Отгадывание загадок.
  • Дидактические игры: «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Цепочка слов».
  • Рисунки-впечатления детей об услышанном и увиденном.

Роль родителей воспитанников в реализации проекта:

  • Участие в создании совместных проектных работ.
  • Подготовка костюмов для драматизации сказки.

Продукт:

  • Презентация детьми подготовленных совместно с родителями домашних мини-проектов.
  • Выставка совместных проектных работ родителей с детьми.
  • Драматизация сказки.

План:

  • Знакомство детей с темой проектной деятельности (просмотр презентации).
  • Отгадывание загадок.
  • Определение актуального объема знаний по теме исследования.
  • Расширение знаний и представлений детей о выращивании и производстве хлеба, хлебобулочных изделий.
  • Просмотр и последующий пересказ с опорой на сюжетные картинки сказки «Колосок».
  • Чтение и обсуждение рассказа М. Глинской «Хлеб».
  • Просмотр видео-роликов «По секрету всему свету» (http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/)
  • Драматизация сказки «Как волк захотел испечь хлеб».
  • Коллективная работа на тему «Берегите хлеб!»
  • Защита домашних мини-проектов.
  • Выставка домашних мини-проектов.

Описание проекта

Хлеб в России пекли куполами,
Чтоб хватило как неба для всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считалось за грех!

А.Коршун

Почему мы выбрали эту тему?

Нам часто приходится сталкиваться с небрежным отношением детей к хлебу. С чем это связано? Недостатки воспитания, знаний, общее очерствение и снижение морально нравственных устоев в обществе? Нам показалось весьма интересным, и полезным, расширить и обогатить представления детей о хлебе, не только как о повседневным продукте питания, но и о хлебе, как продукте труда многих и многих людей.

Основная часть

1. Как всё начиналось

На первом этапе работы мы провели ряд бесед с детьми о хлебе, с целью выявить актуальный объем знаний и преставлений детей. Затем подготовили мультимедийные презентации, которые помогли нам в более интересной для восприятия форме преподнести детям информацию по достаточно сложным темам: «Как выращивают хлеб», «Как производят хлеб», «Что за крендель?» (знакомство с видами хлебобулочных изделий). Наибольший интерес у детей вызвали приспособления и машины для сельскохозяйственных работ, а также отгадывание загадок с просмотром слайдов-отгадок и презентация, посвященная незнакомым детям хлебобулочным изделиям. Если слово «каравай» и «крендель» у кого-то были на слуху, то нарисовать и описать внешний вид этих «объектов» было весьма затруднительно, не говоря уже о «калаче» и «сайке».

2. Продолжение…

Мы почитали, а затем посмотрели мультфильм «Колосок», пересказали сказку с опорой на сюжетные картинки с элементами драматизации. Ребята с большим увлечением готовились к инсценировке сказки «Как волк захотел хлеб испечь». Вместе с родителями ребята дома подготовили мини-проекты на темы: «Как выращивают хлеб», «Какой бывает хлеб?», «Как хлеб на стол пришел», «Хлеб всему голова» и представили свои проекты в группе перед другими детьми и педагогами. Не так-то просто оказалось некоторым ребятам самостоятельно представить свой домашний проект, но с помощью поддержки взрослого это сделать уже не так страшно.
В завершение проектной недели мы подготовили с ребятами выставку мини-проектов и выполнили коллективную работу «Берегите хлеб!»

Заключение

Проектная деятельность – это один из наиболее эффективных современных методов работы с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности. Проектная деятельность в значительной мере способствует развитию познавательной активности, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать  полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

Работая над проектом «Неделя хлеба» мы познакомили детей в доступной форме с процессом выращивания и производства хлеба, как в прошлом, так и в наши дни. Ребята познакомились с различными видами малознакомых им хлебобулочных изделий, познакомились с литературными произведениями: сказками, стихотворениями, пословицами. Дети активно обсуждали происходящее в группе и дома, тем самым привлекая в наш проект родителей, которые помогли им в подготовке и последующей защите совместных мини-проектов. Особенное удовольствие дети получили от театрализованной деятельности, где смогли ещё раз закрепить полученные знания. Поставленная цель была достигнута – дети стали бережнее относиться к хлебу, стали более аккуратными. Получили новый коммуникативный опыт.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать разнонаправленную деятельность по решению исследовательских и творческих задач, обобщить материал по определенной тематике, способствует социализации детей, но позволяет продемонстрировать индивидуальность каждого участника проекта.