Учебный проект – это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются: постановка проблемы на основе анализа учебной (научной, социокультурной) ситуации и темы проекта; самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта, определение круга источников, необходимых для работы над проектом в русле определенной проблемы и цели проектной деятельности; анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированной на решение проблемы; творческое преобразование результатов проектной деятельности в материализованный, заранее определенный вид продукта (реферат, плакат, веб-сайт, программа, презентация и т. п.)
На основе темы и условий задания школьники должны определить проблему своей проектной деятельности. ситуации, заложенной в условиях научного исследования. Проектная деятельность учеников не зависит напрямую от состояния научного исследования проблемы. Она направлена на результаты.
Проект и проектная деятельность – это наиболее эффективные педагогические способы реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам общего образования. Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учеников, соотносится со всем спектром «умений учиться», познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностные блоки «универсальных учебных действий» в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом; качества, способности и компетентности, отнесенные к личностным результатам общего образования, в отличие от метапредметных умений, развиваются в целостном образовательном процессе.
Ключевые слова: Крымская война, «восточный вопрос, героизм русского народа, условия Парижского мирного договора
На изучение темы урока в 8 классе – 3 часа (1 час по рабочей программе отводится на изучение истории и 2 часа берем из курса краеведения «история Камчатки»).
Урок предусматривает виды самостоятельной деятельности;
– работа с текстом учебника;
– анализ исторических источников;
– диалог (с элементами дискуссии);
– работа в группах;
– использование ИТ
Дидактическая цель: создание условий для системного усвоения и осмысления, закрепления и применения знаний.
Цель по содержанию: усвоение истории Крымской войны: причины, события, героизм защитников Севастополя, Петропавловска, последствия Парижского мирного договора.
Задачи:
- ознакомиться с текстом учебника;
- проанализировать подготовленные опережающие задания;
- выделить основные проблемы;
- составить алгоритм (развернутый план) ответа;
- создать текстовой вариант ответа;
- провести групповую защиту подготовленного вопроса;
- осмыслить полученную информацию, сформулировать свою точку зрения по изученным вопросам, сделать вывод по итогам проделанной работы;
- подготовка презентации по отчету о проделанной работе;
- внутренняя оценка каждого участника группы;
- внешняя оценка работы группы.
Воспитательная цели:
- воспитание интереса к истории Отечества, межличностное взаимодействие и сотрудничество, чувство социальной ответственности, удовлетворения от выполнения собственной работы.
Развивающие цели:
- создание условия для формирования умений самостоятельно определять задачи своей деятельности;
- осуществление поиска и отбора наиболее значимого материала;
- развитие критического и системного мышления;
- умение ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие.
Планируемые результаты:
Обучающие должны знать
- причины и повод Крымской войны;
- основные события;
- участников военных действий;
- последствия Парижского мирного договора.
Ученики должны понимать:
- что собой представлял «восточный вопрос»;
- международные противоречия, связанные с «восточным вопросом», продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн второй половины 18 века до конца 19 века;
- внешнеполитические планы европейских стран;
- Крымская война – боевые действия в разных регионах империи (Кавказ, Камчатка);
Ученики должны уметь:
- излагать историю Крымской войны;
- анализировать информацию, интерпретировать результаты и составлять план ответа;
- создавать и презентовать электронную модель проекта.
Результаты урока:
Проекты (мини-методические пособия) по изучению Крымской войны.
1. Причины Крымской войны. Начало военных
действий. Вступление в войну Англии, Франции,
Сардинии.
2. Оборона Севастополя.
3. Оборона Петропавловска.
4. Парижский мирный договор и последствия
поражения России в Крымской войне.
Тип урока: урок осмысления и закрепления новых знаний, применение их на практике.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, исторические документы, карточки-инструкции, компьютер, проектор.
В начале урока, после определения темы, учитель перед учениками ставит проблемный вопрос «Почему Россия разгромила армию Наполеона I и проиграла Крымскую войну ?» (возможны формулировки вариантов проблем).
Структура урока
Мотивационно-целевой этап (вызов)
Обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе. Создать условия для самостоятельного определения обучающимися целевых ориентиров учебного занятия.
Действия учителя |
Предполагаемые действия обучающихся |
Методические комментарии |
Задает вопросы: как связана история
региона с темой урока? Какие географические
названия, связанные с событиями Крымской войны
вы знаете? Работа с картой. |
Отвечают на вопросы, осмысливают информацию. | Прием – ведение диалога, активизирует
внимание всех участников, возбуждает интерес к предмету разговора. |
Целеполагание (проводится совместно с учениками)
Действия учителя |
Предполагаемые действия обучающихся |
Методические комментарии |
Предлагает проанализировать
предыдущий диалог, оглавление изучаемого
параграфа, названия дополнительной литературы
на учебных столах; задает вопросы «что вы знаете
об участниках Крымской войны из уроков
литературы, биологии? (Л.Н. Толстой, Н.И.Пирогов»;
«что вы узнали нового по теме? (опережающее
задание)»; просит предложить форму и методы изучения темы с учетом того, что в процессе работы к этому вопросу будут возвращаться. |
Формулируют тему урока – «Крымская война 1853-1856 гг.»; определяют познавательную цель, цель, задачи урока; предлагают организовать работу по группам, в форме проекта; каждая группа анализирует один из вопросов темы, готовит устный проект, а затем презентацию. | Использование данных приемов создает условия для самостоятельного формулирования обучающимися темы урока, определения цели; определяет форму и методы изучения темы и достижения цели; подводит к проблеме урока. |
Организационно-деятельностный этап (осмысление)
Создать возможность для соотнесения имеющихся у обучающихся знаний с полученной информацией (ученики должны самостоятельно отслеживать уровень восприятия нового материала)
Действия учителя |
Предполагаемые действия обучающихся |
Методические комментарии |
Организует самостоятельную работу
обучающихся в группах. Деятельность учителя
носит консультативный характер Предлагает работу в группах: составить алгоритм (развернутый план) ответа; составить текстовый вариант проекта; предложить подготовить оценочный лист; провести защиту подготовленного ответа на вопрос; осмыслить полученную информацию; сформулировать собственную точку зрения по предложенному вопросу
Организует итоговое коллективное обсуждение по вопросам и помогает сформулировать вывод. |
Работа в группах по карточкам –
инструкциям Составляют развернутый план ответа, создают текстовый вариант проекта: 1. Причины Крымской войны. Начало военных действий. Вступление в войну Англии, Франции, Сардинии. 2. Оборона Севастополя. 3. Оборона Петропавловска. 4.Парижский мирный договор и последствия поражения России в Крымской войне. Готовят и проводят защиту устного проекта, слушают ответы одноклассников, формулируют собственную точку зрения На основе полученных знаний высказывают свои мнения. |
Работа в группах предполагает активное
погружение в текст параграфа и исторические
источники Использование исторических документов, дополнительной литературы, электронных пособий создает ощущение новизны, эмоциональную привлекательность, способствует актуализации жизненного опыта каждого ученика
Предложенная форма работы позволяет каждому участнику проявить себя в общем деле. |
Рефлексия: осмысление и обобщение полученных знаний и умений
Действия учителя |
Предполагаемые действия обучающихся |
Методические комментарии |
Предлагает обсудить: уровень полученных знаний; форму избранной работы (что понравилось, в чем испытывали затруднения), просит внести предложения по повышению практической значимости подготовленных проектов. Предлагает задания по теме. | Высказывают мнения: полученные знания
– более осознанные; знания, перенесенные в
ситуацию составления проекта, имеют
практическую направленность. Устанавливают связь изучаемого материала с предыдущим, объясняют свою позицию, защищают свою точку зрения, аргументируя ее. Составляют тест по теме. |
Прием позволяет ученикам думать, актуализировать знания, осмысленно обобщать изученный материал, применить к новым условиям, выразить собственную позицию. |
Мотивация к следующему уроку
Создать ситуацию, вызывающую потребность зафиксировать изученный материал
Действия учителя |
Предполагаемые действия обучающихся |
Методические комментарии |
Предлагает оценить деятельность на уроке по десятибалльной системе. Оценивает работу групп. Оценочные листы. | Оценивают свою деятельность. Оценочные листы у каждого участника и лидера. | Внутренняя оценка работы каждого: все ли сделал, что мог для группы. |
Домашнее задание: опережающее задание, учебник: История Росси XIX век. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М., Просвещение, 2009. пар. 14; правила составления проекта, составить проект в электронном виде
Литература:
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. М., Просвещение, 2012.
- И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Учим детей мыслить критически. СПб, 2003.
- С.Л.Островский. Как сделать презентацию к уроку? // Первое сентября. 2010.
- П.Н.Зырянов. История России XIX – начало XX вв. Учебник для 8 – 9 классов. М., Русское слово, 1997.
- В.Д.Сергеев. Страницы истории Камчатки. Дальневосточное книжное издательство, 1992.