Пояснительная записка
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Учебным предметом образовательной области «Физическая культура» является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и Совершенствованием духовных, природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» (физкультурная деятельность) осуществляется не только на уроках физической культуры, но и в процессе физкультурных мероприятий в режиме учебного дня, спортивных соревнований, физкультурных праздников, занятий в спортивных секциях.
В условиях современной модернизации школы одним из основополагающих направлений в развитии образования является обеспечение уровневой подготовки учащихся, которая в зависимости от интересов, способностей и целевых ориентации учащихся позволяет более углубленно изучать базовые основы учебных дисциплин, качественно готовиться к обучению в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
Углубленный образовательный уровень — по своему учебному содержанию нацеливает учащихся на поступление и получение образования в высших образовательных учреждениях. Данная подготовка характеризуется не только освоением учащимися соответствующего учебного содержания, определяемого требованиями вузов, но и закреплением интересов школьников к профессиональной деятельности специалиста физической культуры, ознакомлением их с основными способами и формами ее организации.
Общая цель образования в средней полной школе является: овладение основами физкультурной деятельности с общей и личностно ориентированной оздоровительной направленностью.
Задачи образования в основной школе:
– познание индивидуальных физических и
психических возможностей, овладение способами
релаксации, контроля за состоянием здоровья и
физической работоспособностью;
– овладение комплексами физических упражнений
оздоровительной и корригирующей направленности
с учетом индивидуального физического развития,
интересов к культуре телосложения и к культуре
движений;
– обеспечение общей физической подготовки к
массовым видам профессиональной деятельности и
службе в армии.
Данная цель и общие задачи ориентируют педагогический процесс на подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности (общественно-производительному труду, службе в армии, воспитанию детей), а также к организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, которые помогут укрепить здоровье, развить физические способности и закрепить потребность в ведении здорового образа жизни.
Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях Обязательного минимума содержания полного среднего образования и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки учащихся.
Вместе с тем круг задач для углубленного образования в области «Физическая культура» расширяется.
Для углубленного уровня образования предлагаются задачи, ориентирующие учебный процесс на ознакомление учащихся с основными формами профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Кроме этого, здесь в число основных задач входит обязательное повышение спортивного мастерства учащихся в избранном виде спорта.
Особенностями программы образовательной области «Физическая культура» в полной средней школе являются:
– соотнесенность объема учебного материала с
лимитом времени, утвержденным в Базисном учебном
плане, определяющим образовательную область
«Физическая культура» обязательной
составляющей среднего полного образования;
– направленность на реализацию принципа
вариативности, дающего возможность подбирать и
планировать содержание учебного материала в
соответствии с возрастно-половыми особенностями
учащихся, материально-технической оснащенностью
учебного процесса
(спортивный зал,
спортивные пришкольные площадки,
стадион, бассейн), видами учебного учреждения
(городские и сельские школы),
регионально-климатическими условиями
проживания школьников;
– достаточность и многообразие предлагаемых
знаний, средств и форм физкультурной
деятельности, которые очерчиваются ценностными
ориентациями на общую и индивидуально
ориентированную физическую подготовку учащихся,
развитие интересов и потребностей в физическом
совершенствовании;
– организация содержания учебного предмета
по разделам, соотносящимся с
системными компонентами
физкультурной деятельности: «Основы знаний о
физкультурной деятельности» (предметная
компетенция); «Способы физкультурной
деятельности» (информационно – коммуникативная
компетенция); «Физическое совершенствование»
(личностное развитие);
– выделение в содержании среднего полного
образования в разделе «Физическое
совершенствование» двух подразделов:
«Общая физическая подготовка» и
«Комплексы упражнений из современных
спортивно-оздоровительных систем». Содержание
первого подраздела ориентировано на решение
задач общей физической подготовки школьников и
представлено так называемыми базовыми видами
спорта (гимнастика, лыжная подготовка, легкая
атлетика, спортивные игры). Содержание второго
подраздела ориентировано на формирование у
школьников основ индивидуальной физкультурной
деятельности, развитие интересов и потребностей
в совершенствовании собственного тела,
повышении индивидуальной двигательной и
физической подготовленности.
Знания о физической культуре (8 ч).
Общая характеристика и причины возникновения профессиональных заболеваний. Понятия «утомление» и «переутомление». Чередование нагрузки и отдыха как средство оптимизации деятельности организма человека. Активный и пассивный отдых как средство восстановления активной деятельности организма. Формы организации активного отдыха средствами физической культуры.
Характеристика вредных привычек, причины их возникновения и последствия. Роль и значение физической культуры в профилактике вредных привычек (формирование психолого-социального статуса и положительных личностных качеств, межличностное общение и взаимообогащение).
Общая характеристика, цель, задачи и формы организации, специфика содержания и направленности современных оздоровительных систем физической культуры (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры). Возрастные особенности тренировки. Медико-физиологическая характеристика.
Способы физкультурной деятельности (8 ч).
Подбор инвентаря, оборудования и спортивной экипировки, соотнесение их с задачами и содержанием занятий; выполнение требований безопасности. Отбор и составление комплексов физических упражнений с учетом индивидуальных возможностей. Определение внешних и внутренних признаков утомления. Оценка динамики показателей утомления на тренировочном занятии и в цикле занятий. Диагностирование функционального состояния организма. Тестирование уровня индивидуальной физической работоспособности и физического развития. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня учащихся.
Общая физическая подготовка (20 ч).
Физические упражнения из базовых видов спорта, ориентированные на развитие основных физических качеств. Физические упражнения, ориентированные на развитие основных жизнеобеспечивающих систем организма (дыхание, кровообращение, энергообмен), кроссовый бег, передвижения в висе на руках; ходьба, бег, прыжки разными способами на возвышенной и ограниченной опорах).
Комплексы упражнений из современных спортивно-оздоровительных систем (100ч): увеличение часов позволяет усилить практическую направленность занятий, дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
– лёгкая атлетика (22 ч) – развитие скоростных
качеств, выносливости, быстроты, прыгучести;
– спортивные игры (22 ч) – сопряженные с
совершенствованием основных психических
процессов (скорость реакции, внимание, память,
оперативное мышление);
– плавание (16 ч) – совершенствование видов
плавания (кроль, брасс, кроль на груди, кроль на
спине) развитие выносливости, быстроты, силы;
– лыжная подготовка (20 ч) – совершенствование
ходов, развитие выносливости, силы;
– совершенствование
технико-тактических действий и техники
физических упражнений в избранном виде спорта (10
ч);
– комплексы общеразвивающих и
специальных физических упражнений
по избранному виду спорта (10 ч).
Учащиеся, окончившие среднюю (полную) общеобразовательную школу с углубленным изучением предмета «Физическая культура», должны
знать/понимать:
- создать целостное представление о влиянии занятий физической культурой на развитие личности человека, его качественные свойства и черты характера, основные системы организма и репродуктивную функцию;
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования индивидуальных занятий различной направленности;
- содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояние стрессам;
- формирование общественных и личностны представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
- приобретение двигательного опыта по средствам овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
- приобрести навыки в судействе и организации соревнований в условиях активного отдыха и досуга, разработке планов индивидуальных занятий и комплексном контроле за их эффективностью, диагностировании функционального состояния и физической работоспособности, оказании доврачебной помощи при тяжелых травмах;
уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
- готовить себя к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- организовывать и проводить индивидуальный, коллективный и семейный отдых, участвовать в массовых спортивных соревнованиях;
- Вести активную творческую жизнедеятельность, осуществлять выбор в пользу здорового образа жизни;
- владеть комплексами физических упражнений из современных спортивно-оздоровительных систем и упражнениями начальной военной и общей физической подготовки, техническими действиями из базовых видов спорта;
- повысить физическую подготовленность и уровень развития физических способностей средствами современных спортивно-оздоровительных систем, начальной военной и общей физической подготовки, базовых видов спорта.
Материально-техническое оснащение учебного процесса
Учебно-методическая литература
Примерные программы основного общего
образования. Физическая культура. – М. :
Просвещение, 2010. – 64 с. – (Стандарты второго
поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего
образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.
– 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 59 с. –
(Стандарты второго поколения).
Концепция духовно-нравственного развития
личности гражданина России / под. ред. А.Я.
Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова2-е изд. – М. :
Просвещение, 2010. – 24 с. – (Стандарты второго
поколения).
Примерная программа для учащихся I – XI классов
общеобразовательных учреждений с углубленным
изучением предмета «Физическая культура» / Под
ред. А. Т. Паршикова.— М., 2000.
Примерная программа для учащихся X – XI классов
общеобразовательных учреждений с углубленным
изучением предмета «Физическая культура» / Под
ред. А. Т. Паршикова.— М., 2000.
Комплексная программа физического воспитания
учащихся, В.И. Лях, кандидат педагогических наук
А.А. Зданевич. Издательство «Просвещение», 2008.
Богданов Г. П., Утенов О. У. Система внеурочных
занятий со школьниками оздоровительной
физической культурой, спортом и туризмом: Для
руководителей школ, внешкольных учреждений и
органов народного образования, учителей
физической культуры, тренеров и
инструкторов-общественников.— М., 1993.
Богданов Г. П. Будьте здоровы: Оздоровительная
физическая культура, спорт и туризм в клубной,
кружковой работе с молодежью и взрослыми:
Методическое пособие.— М., 1990.
Боген М. М Обучение двигательным действиям.—
М., 1985.
Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок
школьников.— М., 1991.
Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры — к
спорту.— М., 1985.
Верхлин В. И. Технические средства обучения на
уроках физической культуры.— М., 1990.
Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый
образ жизни.— М., 1991.
Гуськов С. И., Кофман Л. Б, Спорт и американская
школа.— М., 1995.
Железняк Ю. Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе.— М.,
1989.
Игнатьева В. Я, Гандбол: Пособие для институтов
физической культуры.— М., 1983.
Клусов Н, П. Ручной мяч в школе: Пособие для
учителей.— М., 1986.
Методика физического воспитания учащихся 10—11
классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха.—
М., 2001.
Минбулатов В. М. Физическая культура в школе:
Очерки дидактических основ.— Махачкала, 1993.
Переверзин И, Н. Школьный спорт в России:
Мини-энциклопедия.— М., 1994.
Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и
художественная гимнастика.— М., 1989.
Смолевский В. М,, Ивлиев Б. К. Нетрадиционные виды
гимнастики.— М., 1992.
Станкин М. И. Учитель физической культуры:
Личность, общение.— М., 1993.
Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для
учреждений образования России / В. С. Родиченко и
др.; Олимпийский комитет России.— М., 1996.
Теория и методика физического воспитания: Учеб.
для студентов факультетов физической культуры
педагогических институтов / Под ред. Б. А.
Ашмарина.— М., 1990.
Физическая культура. 10 – 11 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений /В. И. Ляха, А.А.
Зданевич; под общ. ред.В.И. Ляха.— 5-е изд. – М. :
Просвещение, 2010. – 237 с..
Физическая культура. Учебник для учащихся 10-х
классов образовательных учреждений с
углублённым изучением предмета «физическая
культура» М. : Просвещение, 2003. – 174 с..
Физическая культура. Учебник для учащихся 11-х
классов образовательных учреждений с
углублённым изучением предмета «физическая
культура» М. : Просвещение, 2003. – 174 с..