Бинарный урок по окружающему миру на тему "Природные зоны России. Россия – страна лесов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: сформировать у учащихся представление об особенностях природы лесной зоны, её климате, растительном и животном мире.

Задачи:

  • Формировать знания учащихся о географическом положении  зоны лесов, ее животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.
  • Учить работать в группе, оценивать собственную работу и работу товарищей. Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Способствовать развитию познавательной активности детей, выработки у них умения работать с картой, книгой для получения дополнительных сведений.

Оборудование: Презентация, карта природных зон России, контурная карта, учебник, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Урок окружающего мира сегодня необычный. У вас будет два учителя. Юлию Михайловну вы хорошо знаете, занимались у неё в кружках внеурочной деятельности. А в 5 классе вы будете у неё учиться географии.

II. Актуализация знаний

Прежде чем дальше изучать природные зоны России, приведём в систему знания, которые получили на прошлых уроках.

«Блиц-турнир» (можно использовать карточку)

Карточка №1 (используем в паре)

  1. Назвать первую природную зону, о которой мы узнали. (Зона арктических пустынь).
  2. Краткая характеристика этой зоны. (Царство льда и снега).
  3. Географическое положение зоны арктических пустынь. (Северный Ледовитый океан, северные моря  и острова).
  4. Освещённость. (Полярный день и полярная ночь, северное сияние).
  5. Растительность полярной зоны. (Мхи, лишайники, полярный мак).
  6. Животные арктической зоны. (Рачки,  планктон, чайки, гагары, тупики, моржи, тюлени,  белый медведь, полярная лисица (песец) и полярная сова).
  7. Деятельность человека в арктической  зоне. (Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота).
  8. Показать на карте  зону тундры. (Побережье северных морей).
  9. Климат зоны тундры. (Длинная  холодная  зима,  короткое прохладное лето, вьюги, метели).
  10. Растения зоны тундры. (Мох-ягель, карликовая берёза и ива, морошка, мак лапландский).
  11. Животные зоны тундры. (Северный олень, полярная сова, белая куропатка, волк, лемминг, заяц, множество птиц).
  12. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство, охота, рыболовство, народные промыслы, добыча полезных ископаемых).

III. Работа над новой темой

Проблема!

Учитель.  Сегодня мы продолжим изучать просторы России.  А куда мы отправимся – догадайтесь сами.
(Можно дать слова ученику).
Ученик. Широко раскинулся на карте нашей страны «зелёный океан». Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Это одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина.
Учитель. О каком  « зелёном океане» пойдёт речь на уроке?
Ученик. Да, нашу страну часто называют великой лесной державой. Действительно, зона лесов занимает больше половины территории России.
Сегодня мы расширим наши знания о лесе: узнаем, почему Россию называют страной лесов, поговорим о лесных обитателях. Нам помогут разобраться в этом рабочие группы.

«Ботаники»

Лесная зона

Лесная зона находится южнее зоны тундры. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит здесь ярко выражены все четыре времени года: холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно- Европейской  и  Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.
–  Зона лесов занимает 1\3 территории России. Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоемов, лугов. Немалую часть люди вырубили, чтобы построить города и поселки, железные дороги, создали поля и сады. К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи  поэтому приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы в лесной зоне богаче питательными веществами, чем в тундре. (Слайд )

Какие типы лесов есть в России?

 Ученик. Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой.  Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в  тундре, поэтому здесь растут деревья, которые  не очень требовательны к теплу, –  это хвойные деревья. У хвойных деревьев  листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедровая сосна.
В  еловом лесу темно и влажно. Ели – долгожительницы. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые никогда не  падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.  
В какой лесной зоне проживаем мы с вами?

Ученик: К югу от тайги расположены смешанные  леса.
В смешанных лесах растут, как хвойные, так и лиственные деревья. Смешанные леса более требовательны к теплу и влаге, поэтому они растут южнее тайги, в южных районах Сибири и центральных районах европейской части России. Лиственные деревья имеют широкие листья, в отличие от мелколиственных деревьев, встречающихся в тайге.

Ученик: Ближе к  югу зоны становится ещё  теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут клён, ясень, вяз.
Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. Широколиственные леса расположены главным образом в Европейской части России и на Дальнем Востоке. Климат этих районов достаточно мягкий, он определяется относительно теплыми и влажными воздушными массами. Характерные особенности климата – количество осадков, выпадающих за год, примерно равны испарению. Для широколиственного леса характерно то, что деревья имеют разную высоту и в них растут разные виды кустарников.

IV. Первичное закрепление знаний

– Какой же вывод из этого следует? Почему одни леса тёмные, а другие светлые?
Д. – От того, какие деревья растут в лесу, зависит жизнь других лесных растений.
– Каким образом расположены растения в любом лесу?
Д. – В лесу можно проследить ярусное расположение растений
– верхний шатер образуют крупные деревья (сосна, кедр)
– под ним, на освещенных местах растут кустарники (смородина, малина, шиповник, можжевельник, калина)
– еще ниже травы и кустарнички
– 4 ярус – мхи и лишайники, грибы
Главное отличие этих лесов – многоярусность.

V. Проблемная ситуация. Подумайте! Одинаковое ли ярусное положение растений в разных лесах?

Физминутка (можно включить музыку)

Проводит ученик.

По Родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас зеленый луг, (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В том лесу полно чудес!
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Уф!
Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)
Солнце над березами светит нам (повороты головы)
Мы рады ягодам! Грибам! (наклоны)

Учитель: Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, птиц и насекомых. Способы питания лесных животных разные: одни питаются растениями, другие – хищники, третьи всеядны.
Слово предоставляем «зоологам».

«Зоологи»

В тайге из растительноядных обитают лоси, зайцы, белки, полосатые бурундуки.
Из хищников – рысь, соболь.
Ну а бурый медведь всеяден: он не прочь отведать и малины, и мёда, и кедровых орешков, и рыбы. Недаром его называют “хозяином тайги”.
В хвойных лесах живут дятлы, кедровки, клесты.
В широколиственных лесах обитают кабаны, зубры, благородный олень, куница.
Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в эти леса разных птиц.Здесь обитают сова, дрозд, иволга и др. птицы.
В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка. А в Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.
У. – Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?
Д. – В лесах благоприятные условия для жизни животных:
– достаточно корма,
– нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору,
– густой подшерсток, плотное оперенье, подкожный жир помогает переносить сильные зимние морозы
У. О животном мире леса можно говорить бесконечно… 

Составление цепи питания

Карточка №2 (в парах по группам)

Учитель: А теперь общее задание для всех групп. Составьте свои цепи питания животных.

а) кедр – белка – куница
б) дуб – мышь – лиса

Проверка по рядам.

Учитель. Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей

Задание к слайдам: определить,  кто на каком этаже леса живёт?

Карточка Экология

У.  Какое слово засекречено? (Экология)
– А что такое экология? (Отвечают дети)
– Какова роль леса в природе и жизни людей? (появляется схема на доске)

Таблички.

Значение леса: “лёгкие” планеты, поглощает углекислый газ и выделяет в атмосферу

кислород;
источник древесины;
источник топлива;
дом для грибов, растений, животных;
аптека;
место отдыха;
источник пищи

Учитель: Ребята, лес такой огромный, богатый. А как вы думаете, существуют ли проблемы в этой природной зоне. (Мнения детей)

– Слово предоставляем «экологам».

«Экологи»

– Правильно. Экологическая проблема существует.  Лесные пожары, вырубка лесов, чрезмерное истребление животных.
Четвертая часть лесных запасов планеты находятся в нашей стране. Все леса страны объявлены национальным  достоянием. Широколиственных лесов очень мало,  их стараются сохранять. Еще в 18 веке по указу Петра I в Центральной России была запрещена вырубка дубовых рощ.

Игра “Лесные  заморочки”

Читается текст “ Лесной заморочки”– описание объекта лесной полосы. Играющие, обсудив в группе, отгадывают о каком растении или животном идет речь.

1) “ … птицы, про которых принято говорить, что это наши зимние гости. Появляются они у нас осенью и первое время мало заметны, но когда обнажаются деревья и на землю ложится снег, их яркое оперение бросается в глаза”.

2) “Причудлив и красив осенний лес. И особую красоту придает ему в это время … Огнем горят ее гроздья среди ажурной листвы”.

3) Далеко мой стук.
Слышится вокруг
Червякам я враг
А деревьям друг.

4) Растут на ветках группками
Покрытые скорлупками.

VI. Задание на дом

1)  Вы можете подготовить по желанию сообщения о животных и растениях лесной зоны.
2) Закрасить зону лесов на контурной карте (разным цветом)

VII. Рефлексия

Учитель. С какой природной зоной познакомились сегодня?

Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи
Ладошек! –

Оцените свою работу.

«Ладошки» –  красные  – 5; зелёные – 4; жёлтые – 3.

Ребята на доску прикрепляют свои «ладошки».