Класс 6 А.
УМК: Т.И. Науменко, В.В. Алеев “ИСКУССТВО. Музыка”
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит ритм в музыке и жизни, о чем может рассказать музыкальный ритм.
Задачи урока:
Образовательная:
- познакомить кадет с творчеством И. Штрауса и Ф. Шопена;
- сравнить музыкальные ритмы И. Штрауса “Сказки венского леса” с “Мазуркой си-бемоль мажор” и “Полонеза” Ф. Шопена.
Развивающая:
- развивать музыкальные способности кадет(чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- развивать вокально-хоровые навыки кадет через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал.
Воспитательная: воспитывать у кадет слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус.
Планируемые результаты:
Предметные:
- воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- вовремя начинать и заканчивать пение, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест.
Метапредметные:
Познавательные:
В ходе урока дети научатся определять различные ритмы, о чем рассказывает ритм в музыке, в разных видах искусств и в жизни.
Научатся применять полученные знания в творческой деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения;
- обобщать собственное представление;
- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
- учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.
Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладения навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
Тип урока: урок углубления в тему.
Оборудование и материалы: мультимедиа проектор, презентация PowerPoint, И.Штраус, Вальс; Ф.Шопен, Мазурка, Полонез, р.н.п. “Солдатушки - бравы ребятушки”.
Методы обучения: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод контрастных сопоставлений, метод музыкальных обобщений, метод интонационно-стилевого постижения музыки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие кадет.
2. Проверка домашнего задания. Определение темы и цели урока.
Включается аудиозапись сердцебиения.
- Что мы слышим сейчас на уроке? (Слайд №2)
К. -Стук сердца, ритм.
- Давайте вспомним что мы знаем о ритме?
К. -Ритм-это важное средство муз. выразительности. Ритм проявляет себя не только в музыке, но и в природе: чередовании времен года, месяцев, дней и ночей, так же ритм проявляет себя в различных видах искусства: архитектуре, живописи и т.д. (Слайд №3)
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
К. -Продолжать изучать свойства ритма.
- Все верно. Запишите тему в тетради “О чем рассказывает музыкальный ритм?”
- Итак, все говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его видим и слышим в шуме морских волн, в различных орнаментах, в срезе любого дерева.Наверное во всеобщей ритмичности бытия и заключается ответ на вопрос, почему мы так чувствуем муз. ритмы, с первых дней жизни, задолго до того, как мы научились различать и понимать слова.
- Какова будет цель нашего урока? (Слайд№4)
К. -Разобраться в многообразии ритмических рисунков на примере произведений великих композиторов.
- Хорошо. Какие основные свойства ритма вам известны?
К. - Порядок и симметрия.
- В музыке метр и ритм редко существуют отдельно. Как мы называем такое единство?
К. - Метроритм.
- Чем определяется метроритм?
К. -Музыкальным размером и заключается в чередовании сильных и слабых долей.
- Верно. А какие размеры нам уже известны?
К. - 2/4,3/4,4/4.
(Выходят по одному и дирижируют в определенном размере.)
- Мы уже знаем, что каждое произведение написано в каком-нибудь определенном размере. В каком размере звучит эта музыка и кто ее автор?
(Звучит фрагмент вальса И. Штрауса “Сказки венского леса”.) (Слайд №5)
К. - Это вальс “Сказки венского леса” И.Штрауса. Он, как и все вальсы мира, написан в трехдольном размере. (Слайд №6)
3. Совместное открытие знаний.
- Сегодня на уроке мы узнаем о многообразии трехдольного размера. Откройте учебник на с.46 и причитайте текст.
Найдите определения терминам мазурки и полонеза и к какому жанру они относятся.
Запишите эти определения в тетрадь.
К. - Мазурка и полонез-это муз. произведения, относящиеся к жанру танец.
- Сейчас вашему вниманию мы прослушаем Мазурку си бемоль мажор и постараемся ответить на вопрос: Какой ритмический рисунок в музыке и какой размер? (Слайд №7)
(Слушают, анализируют, отвечают на вопрос).
- Верно. А теперь нашему вниманию прослушаем Полонез ля мажор и ответим на тот же вопрос. (Слайд №8)
(Слушают, анализируют, отвечают на вопрос).
- Автором этой прекрасной музыки является известный польский композитор Ф.Шопен. Ребята приготовили сообщение о биографии композитора, давайте внимательно послушаем их.
(Выходят кадеты, читают краткую биографию Ф. Шопена). (Слайд №9-11)
- Пришло время заполнить таблицу. Еще раз слушаем фрагмент Мазурки и Полонеза и работаем по таблице в тетради. (Слайд №12,13)
(Идет обсуждение, кадеты делают вывод, что и Мазурка и Полонез написаны в трехдольном размере, но с разным, отличающемся друг от друга ритмическим рисунком.)
- Интересно, что полонез, как и мазурка, поначалу не являлись бальным танцем. В XVI веке они исполнялись на свадьбах и крестьянских праздниках. Лишь позднее полонез стал придворным и чисто инструментальным танцем-символом польского национального духа.
4. Военная составляющая.
- Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны, когда Красная армия освобождала Варшаву, одним из первых было захвачено здание радиоцентра. И тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез Шопена. Под музыку шел бой за столицу, подарившую миру великого гения- Фридерика Шопена. (Слайд №14)
5. Физкультминутка.
Кадеты выполняют упражнение на дыхание.
6. Вокальная работа.
- Ребята, в каких муз. жанрах прослеживается яркий, всегда отчетливый ритм?
К. - Это марш.
- Сегодня на уроке мы продемонстрируем наше умение показать чувство ритма, порядок и симметрию в работе над песней “Солдатушки-бравы ребятушки”. Но сначала распоемся.
Первый и второй куплеты поем по рядам, затем меняемся, делимся впечатлениями, оцениваем работу товарищей.
- Группа каких муз. инструментов помогает нам ярче всего услышать ритмический рисунок?
К. - Ударные.
- Давайте споем песню “Солдатушки-бравы ребятушки” с участием этих инструментов.
(Исполняют песню с добавлением ложек и бубна).
7. Итог урока.
- Слово Мазурка и Полонез не часто встречаются в разговорной речи современных людей. Эти слова мы слышим довольно редко. Так зачем нам в 21 веке знать эти понятия и разбираться в этих музыкальных жанрах?
К. - Возрождается традиция офицерских балов, кадетских балов, где исполняются эти танцы, по всем правилам того времени.
8. Рефлексия.
- Выберите ноту определенного цвета. Этот цвет покажет, с каким настроением вы уходите сегодня с урока. (Слайд №17)
Нота прикрепляется к нотоносцу и получается разноцветная мелодия.
- Посмотрите, какая яркая интересная мелодия у нас получилась!
9. Оценки за урок.
10. Домашнее задание. (Слайд №18)