Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Труд”, “Художественная литература”, “Безопасность”, “Коммуникация”, “Здоровье”.
Цель: Способствование обобщению знаний родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
- Развивать слуховое восприятие на основе различения звуков на дороге.
- Воспитывать желание и навыки совместного обсуждения.
- Повышать уровень логического мышления, концентрации внимания.
- Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами по развитию у детей навыков безопасного поведения на улице.
Материал: презентационное оборудование, электронная презентация, магнитофон, четыре детских стола, детские стулья, пазлы машинки, дорожные знаки, раскраски машин.
Ход НОД
Дети входят в зал.
В зале организован музей машин.
Дети посещают музей машин, где гид (родитель) рассказывает о машинах разных годов.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о правилах безопасности.
- Что для человека самое главное?
- Что? (Жизнь).
- Человек должен беречь и заботиться о здоровье.
Воспитатель читает стихотворение.
Знают взрослые и дети,
Что главнее всех на свете!
Безопасность и здоровье
В жизни – главное условие!
Воспитатель достает музыкальную коробочку и читает загадку.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней,
Обувь носит из резины,
Называется...
Дети: Машина.
Воспитатель: Каждый из вас уже догадался “О чем мы будем говорить?”.
Дети: О машинах.
Воспитатель: Хотите отправится в путешествие на необычной машине времени, где вы узнаете много интересного. Тогда закройте глаза. Откройте.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем историю возникновения транспорта.
- Давным-давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг к другу, что ходили везде пешком.
- Шло время человек развивался, расстояние между селениями увеличивалось, и чтобы было легче передвигаться человеку, он стал приучать диких животных.
- А чтобы перевозить грузы человек изобрел колесо.
- Об истории возникновения колеса нам расскажет – Наталья Владимировна (доклад “колесо”).
- А что произошло дальше, мы узнаем из рассказа и посмотрим фильм – Ольги Сергеевны (история создания машин).
- Ребята, чтобы узнать какие современные машины ездят по нашим дорогам мы предлагаем собрать их из частей и сказать их название.
(4 стола, на каждом разрезные картинки машин). Дети собирают пазлы.
Воспитатель: Как только появился автомобиль, человек придумал дороги (историю дорог расскажет – Людмила Дмитриевна).
Игра “Воробышки и автомобили”.
Воспитатель: Сейчас транспорт современный, скоростной, быстрый, и чтобы не случилась с вами беда надо знать ППД.
- Как появилась ППД, нам расскажет (Елена Николаевна).
Игра “Автомобили на дорогах”.
Дети выбирают логотипы марок и вод веселую музыку двигаются между знаками.
Воспитатель: - О чем пойдет речь сейчас, вы узнаете, отгадав загадку:
Чтоб тебе помочь, дружок
Путь пройти опасный,
День и ночь горят они!
Зеленый, желтый, красный.
Воспитатель: Правильно светофор.
Он не зря горит над нами,
Разноцветными огнями!
Красный глаз его горит –
“Сядь поближе говорит!”.
Вот он смотрит желтым глазом –
“Приготовиться к рассказу!”.
Вот горит зеленый глаз –
“Начинается рассказ!”.
Воспитатель: - Послушайте рассказ об истории возникновения светофора – Ирина Евгеньевна.
Игра “Вкусный светофор”.
Дети раскрашивают светофор овощами и фруктами по цветам светофора (желтый – банан, лимон...).
Воспитатель: Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешехода и водителям?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Правильно, с помощью дорожных знаков улица разговаривает с пешеходами и водителями, для того, чтобы мы смогли сберечь себя и близких и сохранить здоровье.
Историю изобретения дорожных знаков расскажет нам Елена Николаевна
Воспитатель: А что может произойти, если исчезнет светофор, и все дорожные знаки и никто не будет соблюдать ПДД. Мы узнаем на примере нашей сказки.
Дети: Показ сценки “Насекомые на дороге”.
Воспитатель: Значит надо знать ПДД и детям и взрослым.
Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы, создаете автомобиль будущего. Каким он будет?
Дети вместе с родителями – раскрашивают свой автомобиль и организовывают выставку – “Машины будущего”.
Воспитатель: Мы надеемся, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
Игра “Это правда или нет?”.
- Это правда или нет, что можно переходить улицу на красный свет? – “НЕТ”.
- Это, правда или нет, что пешеход может ходить рядом с машинами? – “НЕТ”.
- Это правда или нет, что надо знать ПДД? – “ДА”.
- Это правда или нет, что в автобусе можно играть, сорить, шуметь? – “НЕТ”.
- Это правда или нет, что дорожные знаки помогают пешеходам и водителям? – “ДА”.
- Это правда или нет, что машины питаются бензином? – “ДА”.
- Это, правда или нет, что пешеходный переход называется “зеброй”? – “ДА”.
- Это правда или нет, что в автобусе нужно покупать билет? – “ДА”.
- Это правда или нет, что нужно уступать место в транспорте взрослым? – “ДА”.
1) Закрасьте нужным цветом окошечко светофора.
Заучи закон простой:
Этот свет зажёгся – стой!
Этот скажет пешеходу:
Приготовься к переходу.
А вот этот впереди,
Говорит он всем – иди!
Приложение
Тест для родителей "Знают ли ваши дети правила дорожного движения"
Уважаемые родители, проведите несколько минут в обществе своих детей, обсуждая немаловажную тему безопасности дорожного движения. Для начала предложите ребенку правдиво ответить на вопросы, как бы он поступил или мог поступить в подобных ситуациях.
1. Ребенок подошел к дороге и находится в отдалении от безопасного места для перехода проезжей части. Как поступит он в этой ситуации:
А - пройдет на ближайший пешеходный переход или перекресток, если даже ему предстоит отклониться от пути его направления, где и перейдет дорогу
Б - пропустит основной поток машин, движущихся по проезжей части, и быстро перейдет дорогу.
2. Ребенок перед пешеходным переходом
А - прежде чем выйти на проезжую часть убедится, что машины уступают ему дорогу или находятся на безопасном расстоянии от пешеходного перехода
Б - уверенно выйдет на проезжую часть, справедливо считая этот участок безопасным и специально предназначенным для пешеходов.
3. Ребенок на перекрестке, регулируемом светофором
А - перейдет дорогу на зеленый сигнал светофора, разрешающий переход проезжей части, только после того как убедится, что транспортные средства уступают дорогу пешеходам
Б - перейдет проезжую часть на любой сигнал светофора в случае отсутствия движущихся машин.
4.Что для Вашего ребенка означает - культура поведения на дороге
А - человек должен быть культурным всегда, везде и во всем, в том числе и на дороге с другими участниками дорожного движения
Б - в некоторых случаях, например на дороге, культура поведения совершенно неуместна.
Подведите итоги:
Преобладает количество ответов
А: Ваш ребенок, внимателен, предусмотрителен, пунктуален и хорошо воспитан. Вы можете не беспокоиться за его самостоятельные прогулки по улицам города, для него самый короткий путь - безопасный.
Одинаковое количество ответов А и Б: Ваш ребенок хорошо знает как себя вести на дорогах, но отсутствие самодисциплины может привести к необдуманным поступкам. Вам следует обратить внимание ребенка на серьезность последствий таких действий, научить экономить расстояние и время, не подвергая опасности собственную жизнь.
Преобладает количество ответов
Б: Ваш ребенок не знаком с правилами безопасного поведения на дорогах или излишне самоуверен. Отнеситесь серьезно к данной проблеме и не дайте возможности вашему ребенку совершить непоправимые ошибки.
Краткий словарик
Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Пассажир – лицо, кроме водителя, которое находится в транспортном средстве, или входит в транспортное средство (садится на него), или выходит из него.
Дорога – обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога может включать в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее дорожных работ, в том числе лица, самостоятельно передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.
Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее. А также специально оборудованные участки дороги.
Список используемой литературы:
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. “Основы безопасности детей дошкольного возраста”: Просвещение, 2007г.
- К.Ю. Белая “Я и мая безопасность.” Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010г. –48.
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева “Безопасность на улицах и дорогах”: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста”. – М.: ООО “Издательство АСТ – ЛТД”, 1997.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ “Сфера”, 2011.
- Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста “Транспорт: наземный, водный, воздушный”. Москва, 2006.
- Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Г. П. Шалаева Мои друзья дорожные знаки. Развиваем интеллект. М.: “Издательство “ЭКСМО”, 2004.
- Тарутин О. Для чего нам светофор. Л., Детская литература, 1976, 20 с.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.