Тестирование второклассников на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Современное образование ставит задачу: как развить интерес и приобщить младших школьников к чтению.

Цели, которые я ставлю перед собой:

  • показать школьнику, что книга – это источник обогащения ума, чувств;
  • выбрать интересную для него книгу;
  • пробудить желание читать и получить удовольствие от чтения.

Во втором классе мои ученики могут бегло, выразительно, осознанно читать, поэтому пришло время на уроках литературного чтения ввести такую форму контроля – тестирование.
Слово «тест» в переводе с английского означает «испытание», «проверка». То есть он предполагает такие задания, которые позволяют определить степень усвоения определенных частей содержания текста. Тесты, которые учитель предлагает детям, должны отвечать следующим требованиям:

  • краткосрочность, т.е. на их выполнение ученик затрачивает небольшое количество времени;
  • однозначность, т.е. не допускается произвольное толкование задания;
  • компактность, т.е. задания требуют сжатых ответов;
  • удобство, т.е. позволяют быстро обработать результаты;
  • стандарт, т.е. дают возможность широко применять их на практике для измерения уровня обученности.

На уроках литературного чтения провожу групповые тесты и индивидуальные. Доминируют в школьной практике педагога тесты обученности, успеваемости, академических знаний. Они должны четко и ясно содержать вопросы в пределах освоения знаний. Следует обратить внимание при составлении тестов на такую его характеристику, как надежность. Надежность тестов обученности зависит от трудности их выполнения. Трудность – это соотношение правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Для второклассников – это 5-6 вопросов по теме.
Насколько тест составлен дифференцированно, покажет выбранный правильный ответ. Если, например, все ученики безошибочно находят ответ на одни вопросы и дружно не могут найти ответ на другой вопрос, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Тогда тест стоит дифференцировать.
Тест можно считать эффективным, если он обепечивает при равных условиях большее количество ответов за определенное время (в начальной школе до 15-20 минут).

Как подбирать материал для тестового контроля?

  • Правильные ответы должны располагаться в случайном порядке.
  • Вопросы не должны повторять формулировки учебника.
  • Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.
  • Вопросы не доолжны содержать «ловушек».

Тестирование – это один из приемов проверки качества усвоения читаемогопроизведения. Это индивидуальный опрос или система заданий, предлагаемая одновременно всем учащимся. Использование тестов на уроках литературного чтения позволит повысить читательский интерес, пробудить у детей желание читать.

Рекомендуется проводить тестирование, с целью проверки сознательности прочитанного текста, запоминания автора и жанра изучаемых произведений.

Тесты, которые я предлагаю второклассникам на уроках литературного чтения

Г.К.Корнилова «Про то, как Бумчик читал книжку «Три поросенка»

Выбери правильный ответ

1. Какое занятие выбирал Бумчик со своими друзьями?

а) игра
б) чтение
в) спорт

2. По мнению автора, какой Бумчик?

а) впечатлительный
б) веселый
в) грустный

3. Какая книга для Бумчика и его друзей оказалась самой интересной?

а) про братца Иванушку
б) про трех поросят и злого волка
в) про Красную Шапочку

4. Что сделал Бумчик около своего домика?

а) посадил цветы
б) сделал новый забор
в) протянул проволоку

5. Отметь только друзей Бумчика:

а) Марта
б) Старый Рыбак
в) Крот
г) Пёс

д) Три поросенка

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1. Укажите возраст мальчика, сына капитана корабля?

а) 8 лет
б) 9 лет
в) 12 лет

2. Определи жанр прочитанного произведения.

а) повесть
б) рассказ
в) сказка

3. Назови главного героя произведения.

а) мальчик
б) обезьяна
в) капитан корабля

4. Выбери слова, характеризующие поступок мальчика.

а) безрассудство
б) смелость
в) гордость
г) страх

5. Выбери пословицы, соответствующие содержанию произведения.

а) Смелый приступ — половина спасенья.
б)Всё хорошо, что хорошо кончается.
в) Источником бедствий чаще всего служит беспечность.

Русская народная сказка «Сестрица Алегушка и братец Иванушка»

1. Куда шла Аленушка с братцем Иванушкой?

а) на работу
б) в лес
в) в поле

2. Выбери, какую сказку ты прочитал?

а) бытовую
б) волшебную
в) о животных

3. В какого козленочка превратился братец Иванушка?

а) в белого
б) в серого
в) в пестрого

4. Выбери законы данной сказки:

а) волшебство
б) волшебные числа
в) повторы
г) добро побеждает зло

5. Выбери фразеологизмы, которые подходят к героям данной сказки.

а) залилась слезами
б) повесил голову
в) повесил нос

Н.Н.Носов «Заплатка»

1.Как автор описывает Бобкины штаны?

а) зеленые
б) солдатские
в) замечательные

2.Выберите, какие чувства испытывал Бобка?

а) досада
б) стыд

в) безразличие

3.Что понадобилось мальчику, чтобы пришить заплатку?

а) карандаш
б) нож
в) иголка с ниткой

4.Как ты поступаешь, когда надо что-то пришить?

а) стараешься справиться сам
б) обращаешься за советом
в) просишь об этом взрослых

5.Выбери пословицы, характеризующие поведение Бобки

а) Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь ктому, что зависит от тебя самого.
б) Терпенье дает уменье
в) Терпение и труд — все перетрут.
г) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Русская народная сказка «Снегурочка»

1. Где вылепили куклу Иван да Марья?

а) в саду
б) на огороде
в) во дворе

2. Чему научилась Снегурочка?

а) шить
б) вязать
в) вышивать
г) петь песни

3. Когда растаяла Снегурочка?

а) летом
б) весной

4. Что осталось от Снегурочки?

а) облачко
б) тучка
в) вода

5. Сказка «Снегурочка

а) бытовая
б) о животных
в) волшебная

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

1. Какие краски использует поэт в стихотворении?

а) красные
б) золотые
в) серебряные

2. Какое дерево растет у лукоморья?

а) дуб
б) береза
в) сосна

3. Какие чудеса перечислил автор?

а) избушка на курьих ножках
б) русалка
в) леший

4. О каких видениях идет речь в данном произведении?

а) тридцать витязей
б) королевич
в) колдун
г) Баба-Яга
д) Царь Кощей
е) Змей-Горыныч

5. Назовите автора-рассказчика сказок.

а) А.С.Пушкин
б) кот ученый
в) русский народ

Таким образом, тесты являются одной из форм контроля, которя дает возможность быстрой проверки выполненной работы , оценить всех учащихся в классе на уроке, проверить прочитанный ими текст и объективно выставить оценки.
Но не следует забывать и о том, что при всем положительном значении тестов как формы контроля знаний учащихся, у них есть недостаток. Например, ученик может давать ответы на вопросы наугад или методом исключения. Тесты позволяют проверить лишь конечный результат действий, вызывают у учителя затруднение в том, как проверить логику ученика. Поэтому тесты не могут служить ежедневной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.

Использованная литература

  1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Москва, «Просвещение», 1990
  2. В.П.Жуков, А.В.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва, Издательство «Просвещение», 2013
  3. В.Ю.Свиридова. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  4. В.Ю. Свиридова. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.