Цель: развивать у учащихся умение решать задачи, содержащие геометрический материал.
Метапредметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся умения:
- анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки изучаемых объектов;
- планировать, оценивать свои действия и действия участников группы и класса в целом;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- развивать умения сотрудничать.
Оборудование: компьютер, проектор, палочки, раздаточный материал.
I. Организационный момент. (Слайд 1,2) Презентация.
Учитель:
Добрый день, ребята!
Девиз нашего сегодняшнего занятия:
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо, прежде всего
Геометрию знать!
II. Историческая минутка. (Слайд 3,4,5,6)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, а геометрия нужна в жизни людей?
Геометрия – важный раздел математики. Её возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано прежде всего с развитием ремесел, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением окружающего мира. Об этом нам свидетельствуют названия геометрических фигур. Например, от греческого слова “конос” (“сосновая шишка”) произошло название “конус”, а название фигуры “трапеция” происходит от греческого слова “трапезион” (“столик”), от которого произошли также слово “трапеза” и другие родственные слова, а слово “линия” возник от латинского “линум” (льняная нить).
Ещё 5 тыс. лет назад древние египтяне знали, что если сделать на веревке 12 узелков на равных расстояниях и натянуть её в форме треугольника, то получится прямой угол. И это было очень важно для правильной разметки плодородных земель в долине Нила. Также геометрия нужна при постройке зданий, мебели и т.д.
III. Математическая разминка “Поспевай – не зевай” (Слайд 7)
Учитель: Для того чтобы мы с вами сегодня хорошо поработали, проведем математическую разминку “Поспевай – не зевай”
(Слайд 8)
В воскресенье в 6 ч утра гусеница, которая, как известно, живёт не более суток, а затем превращается в кокон, начала вползать на дерево. В течение дня, т.е. до 6 ч вечера, она забралась на высоту 5 м, но потом сползла на 2 м вниз. Когда и в каком часу гусеница, двигаясь, таким образом, может достигать вершины, если высота дерева 12 м. (Никогда, так как превратится в кокон)
- Назовите столицу нашего государства? (Москва) (Слайд 9)
Что случилось в Москве 30 февраля 2004 года? (Такой даты не существует)
Взрослый и ребенок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребенку: “Ты мне сын, но я тебе не отец”. Кем приходится взрослый ребенку? (Мамой)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50) (Слайд 10)
Представьте себе, что ты – шофер автобуса. В автобусе 28 мест, на которых сидят 16 мужчин и 12 женщин. Кроме них, в автобусе стоя едут 6 мужчин. Сколько лет шоферу автобуса? (Столько же, сколько отвечающему на вопрос задачи)
IV. Решение задач, содержащих геометрический материал.
Фронтальная работа.
Учитель: Сегодня на занятие мы с вами будем учиться решать задачи, которые содержат геометрический материал..
- Скажите, что такое треугольник?
Дети: Геометрическая фигура, у которой есть 3 угла, называется треугольник.
Учитель: посчитайте, сколько на чертеже треугольников? (16) (Слайд 11)
2. Работа в парах. (Слайд 12)
Учитель: Отгадайте загадку:
Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.
Дети: Рак
Учитель: Сложите из палочек такого рака. (Слайд 13, 14, 15)
Как вы думаете, что нужно сделать сначала?
Дети: Посчитать из скольки палочек состоит рак., а потом собрать такого рака.
Учитель: Молодцы! Складывайте рака.
- А теперь решите задачу:
Рак ползет вверх. Переложи 3 палочки так, чтобы он полз вниз.
3. Работа в группе.
Учитель: Как называется треугольник, имеющий стороны одинаковой длины? Дети: Равносторонний. (Слайд 16, 17 18)
Учитель: Решите задачу: Из листа бумаги, окрашенного с одной стороны, вырезали треугольник, каждая сторона которого 8 см. как разрезать этот треугольник на три части так, чтобы из них можно было составить прямоугольник, окрашенный с одной стороны?
4. Индивидуальная работа.
Учитель: Что такое пруд?
Дети: Искусственный водоём, заполненный водой. (Слайд 19, 20)
Учитель: Решите задачу: По углам квадратного пруда растут четыре старых дуба. Пруд решили увеличить в 2 раза так, чтобы он по-прежнему остался квадратным, и при этом не выкапывать дубы. Как это сделать?
1. Начертите на листе бумаги пруд. Как он будет выглядеть.
2. Работа по тетради “Плоскость и пространство” с. 24-25 № 38 (Слайд 21)
3. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на четыре части так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две треугольной формы? (Слайд 22)
V. Рефлексия.
- Что бы сегодня вы рассказали своим родителям, друзьям о нашем занятие?
- Что вам понравилось?
- Кому было трудно?
- Чему мы учились?