Модульный урок по теме: “Серная кислота” представляет собой формирование знаний о свойствах кислот в свете ТЭД на примере разбавленной серной кислоты, в свете ОВР на примере концентрированной серной кислоты с металлами. Урок сопровождается презентацией.
Основной целью среднего образования - подготовка выпускников, умеющих ориентироваться в нестандартных ситуациях, самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, разрабатывать и реализовывать план действий и стремящихся к развитию своего интеллектуального потенциала. Формирование этих качеств возможно при использовании такой образовательной системы, которая была бы направлена на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями. Этому требованию соответствует модульная система.
Сущность модульного обучения заключается в предоставлении обучающимся возможности самостоятельно работать по предложенному индивидуальному учебному материалу в течение всего урока. Учебный материал делится на учебные элементы, к каждому из них поставлена дидактическая цель, достижение которой ведет к достижению дидактической цели урока. Даны рекомендации по выполнению задания и время выполнения. Позиция учителя – информационно-координирующая и консультативная.
Технология модульного обучения базируется на системно-деятельностном подходе к процессу обучения, в соответствии с которым модуль содержит вводный, познавательный и контрольный этапы.
Учебный элемент содержит план самостоятельной работы обучающихся, краткое пояснение к выполнению задания или ссылку на то, где в учебнике можно найти нужные пояснения. После завершения работы над одним элементом обучающиеся проверяют свои ответы по слайду, исправляют ошибки, подсчитывает количество баллов (возможен взаимоконтроль или контроль учителя). На полях тетради выставляют баллы за работу по данному учебному элементу. Таким образом, обучающиеся работают по каждому элементу на уроках совершенствования, обобщения и систематизации знаний.
Деятельность учителя. В начале урока проводит инструктаж:
1. Знакомит обучающихся с содержанием модуля.
2. Сообщает требования к оформлению работы – ответы на вопросы должны быть сформулированы в виде определений (кратки, лаконичны), при необходимости сделать рисунки, схемы.
3. Делает акцент на ключевые моменты изучаемого материала.
В течение урока осуществляет координацию учебной деятельности обучающихся: отслеживает темп, результативность работы. Проводит индивидуальное консультирование. Подводит итог урока, Проверяет конспект.
Деятельность обучающихся:
1. Слушают инструктаж, знакомятся с содержанием модуля, осмысливают.
2. Самостоятельно читают учебник, анализируют текст, конспектируют, отбирая по плану необходимый учебный материал, возможна передача содержания в виде таблиц, схем.
3. Проверяют свои ответы по слайдам презентации, подсчитывают количество баллов. 4.Подводят итог занятия, записывают домашнее задания.
Регулярная проверка знаний обучающихся - необходимое условие успешного усвоения ими учебного материала. В модульном уроке “Серная кислота” в УЭ-2 для систематизации знаний о составе и классификации кислот я использую апробированные дидактические пособия: интегративно - модульные карточки (ИМК, слайд 4) “Классы неорганических веществ”. Интегративно - модульные карточки (ИМК) универсальные, так как имеют долговременный и интегративный характер. Долговременный характер обеспечивается включением в них содержания многих уроков, тем и разделов.
Интегративный характер обеспечивается включением в ИМК модулей, то есть включением в них относительно самостоятельных и дидактически законченных узлов обучения.
В данной ИМК, “Классы неорганических соединений”, представлены 4 самостоятельных модуля: А (оксиды), Б (основания), В (кислоты), Г (соли). Модули содержат в закодированном виде следующую информацию: общие формулы классов веществ (В – 1); классификация веществ (В – 2); химические свойства веществ (В – 3, 4, 7); получение веществ (В – 5, 6,); уравнения в ионном виде (В – 8). Необходимо определенное время для того, чтобы ученики привыкли работать с такими карточками, так как в каждом варианте закодирована химическая информация. Карточки можно использовать в процессе фронтальной, парной, групповой, индивидуальной работы. При фронтальном опросе я указываю вариант и номер задания, формулирую само задание и называю фамилию отвечающего. Ученик дает ответ устно, не выходя к доске. Остальные ученики по своим карточкам следят за ответом. Если же отвечающий сделал ошибку, то другой ученик, заметивший её, вносит исправления в ответ товарища. Когда ученики сориентируются, как работать с карточкой, то в дальнейшем они сами друг другу указывают варианты и формулируют само задание. При такой форме работы ученики не только слышат, но и видят поставленный вопрос. По мнению методистов, когда ученики слышат и видят вопрос и ответ, то усвоение информации идёт на 50%, а если еще идет обсуждение с другими учениками, то усваивается 70% информации. Можно сочетать фронтальную и парную работу, или фронтальную и групповую работу.
Например, основная группа учащихся работает в парах над вариантами А1-А4, затем идёт фронтальный опрос, а сильные ученики работают с более сложными вариантами А5-А8. Затем идёт обсуждение у доски.
ИМК дают возможность организовать учебную деятельность разных уровней:
- репродуктивный (I);
- репродуктивно – продуктивный (II);
- продуктивный (III).
Также можно использовать различные формы групповой работы:
1) обычная групповая работа – каждая группа выполняет свой вариант задания:
- 1 группа – А; - 2 группа – Б; 3 группа – В;
2) кооперировано – групповая – каждая группа выполняет отдельную часть общего задания:
1 группа – А1, 2; - 2 группа – А7; 3 группа – А5;
3) дифференцированно – групповая – каждая группа выполняет разноуровневые задания:
- 1 группа – I уровень;
- 2 группа – II уровень;
- 3 группа – III уровень.
Преимущества ИМК:
- является отличным тренингом устной речи с применением химических терминов;
- даёт возможность аргументировано и последовательно излагать свои мысли ;
- развивает умение применять знания в процессе диалога с учителем и учениками;
- дает возможность использования личностно-ориентированного дифференцированного подхода;
- выполняет образовательные функции обучения, тренинга, контроля, самоконтроля, воспитания и развития;
- соответствует обязательному минимуму содержания образования;
- способствует формированию у детей положительной мотивации к изучению химии и созданию психоэмоционального комфорта на уроках;
- даёт возможность избежать затрат времени на изготовление дидактического материала.
№ УЭ, время | Учебный материал с указанием задания | Баллы | Рекомендации |
УЭ-0 | Литература:
Оборудование:
|
||
УЭ-1 2 мин |
Тема: “Серная кислота” (слайды 1, 2)
Цель: (слайд 3)
Задачи:
|
Запишите тему урока. Сформулируйте цель урока.
Прочитайте цель и задачи урока. |
|
УЭ-2, 5 мин |
Актуализация знаний. Цель: Систематизация знаний о составе и классификации кислот (слайд 4, ИМК: варианты 1В, 2В). Что такое кислоты? (определение) По каким признакам классифицируют кислоты? (слайд 5). Дайте характеристику серной кислоте по всем признакам классификации (слайд 6). |
1 балл |
Вопросы 1,2 - фронтальная беседа Вопрос 3 – индивидуальная работа в тетради со взаимо-проверкой |
УЭ-3, 14 мин |
Цель: Обобщение
систематизации знаний о химических свойствах
кислот (слайд 7). Химические свойства H2SO4 (слайд 8) |
||
1. Запишите уравнения диссоциации
серной кислоты. 2. Назовите образовавшиеся ионы. 3. Какой цвет приобретает лакмус в кислой среде? 4. Запишите реакцию взаимодействия разбавленной серной кислоты с магнием в трех видах: а) молекулярном; б) ионном; в) ионносокращенном. |
1 балл 1 балл 1 балл
1 балл 1 балл 1 балл |
Фронтальная работа на местах. За правильный ответ 1 балл. Ответы запишите в тетрадь. |
|
5. С какими металлами серная кислота не
будет взаимодействовать? 6. Запишите реакцию раствора серной кислоты с гидроксидом натрия в трех видах: а) молекулярном; б) ионном; в) ионносокращенном. |
1 балл
1 балл 1 балл 1 балл |
||
7. Запишите реакцию раствора серной
кислоты с карбонатом кальция в трех видах: а) молекулярном; б) ионном; 8. Назовите и запишите признак предыдущей реакции (слайд 9) |
1 балл 1 балл 1 балл |
||
9. Запишите реакцию раствора серной
кислоты с оксидом натрия в трех видах: а) молекулярном; б) ионном; в) ионносокращенном. 10. Назовите и запишите признак предыдущей реакции. |
1 балл 1 балл 1 балл 1 балл |
||
11. Какой из реактивов можно
использовать для обнаружения серной кислоты и ее
соли – сульфата натрия: хлорид натрия или хлорид
бария? Составьте уравнения реакций в трех видах: а) молекулярном; б) ионном; в) ионносокращенном. |
2 балла 2 балла |
||
Изучение нового материала. | |||
УЭ-4, 6 мин |
Цель: Изучение физических
свойств серной кислоты и правила разбавления
концентрированной серной кислоты. 1. Запишите физические свойства серной кислоты в тетрадь. 2. Подумайте и запишите свой ответ на следующий вопрос: почему нельзя приливать воду к кислоте (слайд 10)? Проверьте задание друг у друга. Проставьте баллы. |
1 балл 2 балла |
Прочитайте учебник на стр. 136 |
УЭ-5, 15 мин |
Цель: Изучение химических
свойств концентрированной серной кислоты. 1. Как отличается по свойствам концентрированная от разбавленной серной кислоты (слайд 11)? 2. Запишите уравнения ОВР между концентрированной серной кислотой и медью. 3. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса (слайд 12,13). 4. Запишите уравнения ОВР между концентрированной серной кислотой и цинком. 5. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса (слайд 14). Проверьте выполнение заданий, проставьте баллы. |
1 балл 1 балл 2 балла 1 балл 2 балла |
Прочитайте учебник на стр. 138, запишите ответ в тетрадь. Учебник стр.138.
Учебник стр.138. |
УЭ-6, 3 мин |
Цель: Подведение итогов. Запишите ДЗ (слайд 15).: стр. 136-141; №3, 4 стр.141-142. Прочитайте еще раз цель и задачи урока. Достигли ли вы поставленных перед собой целей и задач? Оцените себя (слайд 16):
Проставьте полученную отметку в тетрадь и сдайте тетрадь учителю. Спасибо за работу! (слайд 17) |