Образовательные области: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить и расширить представления детей о том как изменяется вода под воздействием нагревания и охлаждения. Расширить знания детей о местонахождении воды (море, ручей река, озеро) (“Познавательное развитие”).
- Активизировать словарь детей по теме, обогащать диалогическое общение детей. Побуждать задавать вопросы, отвечать на них, инициативно высказываться, рассуждать (“Речевое развитие”).
- Развивать фантазию, творчество дошкольников в ходе изготовления разноцветных сосулек, поделок (“Художественно –эстетическое развитие”).
- Воспитывать бережное отношение к природе, расширять экологические представления (“Социально- коммуникативное развитие”).
- Совершенствовать общую координацию, двигательную активность в ходе физминутки (“Физическое развитие”)
- Прививать любовь к природе посредством прослушивания музыкального произведений (“Художественно-эстетическое развитие”).
Методы и приемы:
- практические: работа с раздаточными картинками, вырезание, изготовление поделки из воды физминутка, обыгрывание ситуаций; проведение опытов
- наглядные: рассматривание иллюстраций, слайдовая презентация;
- словесные: составление рассказов о пользе воды, ответы на вопросы, отгадывание загадок, рассуждения, формулировка выводов, прослушивание музыкальных произведений.
Материалы и оборудование: Тучка и капельки (бумажный макет), ноутбук, музыкальный центр, аудиозапись, карточки с изображением различных видов обитателей водоемов, цветной картон различных оттенков, цветные нитки для изготовления поделок, стаканчики, салфетки, разноцветные краски, прозрачная емкость, фильтр (промокательная бумага).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка “Море”. |
Игровая | Дид. игра “Подбери слова”, “Капельки” |
Конструирование | Изготовление бумажных корабликов |
Познавательно -исследовательская | Решение проблемных ситуаций экологии
окружающей среды, опыты с водой. Объяснения, разъяснения выводов |
Коммуникативная | Беседа, составление рассказов о пользе воды, отгадывание загадок, ответы на вопросы |
изобразительная | Выполнение работ в разных техниках рисования “Обитатели рек, озер” |
Музыкальная | Слушание звуков дождя, моря, ручья, шум волн |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Создание сюрпризного момента. В гости к
детям приходит Тучка и ее детки Капельки. Тучка
просит детей рассказать Капелькам кто они? Далее
педагог предлагает загадку Я и дождик и река, - Как вы догадались, что это вода? |
Дети слушают и отвечают. | Проявляют интерес к ситуации. Отгадывают загадку. |
2 | Предлагает детям узнать, где
встречается вода и какая она бывает? Послушать
загадку: Кругом вода, 1 Опыт “Какая вода в морях и океанах?” Детям предлагают попробовать на вкус воду из стаканчиков: в 1-м пресная вода, во 2-м – соленая Вопрос: Можно ли использовать соленую воду для питья и приготовления пищи? Вопрос: Много ли на Земле пресной воды? Вывод: Соленой воды на Земле много, но ее нельзя использовать, а пресной воды – мало, поэтому ее нужно беречь. |
Помогают повесить картинки на доску. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Высказывают суждения. | Проводят опыт и делают выводы. |
3 | Предлагает детям еще одну загадку: Не
зверь, не птица В какое время года бегут ручьи? |
Выбирают картинку с изображение весны. | Выявляют причинно-следственные связи. Стало тепло и вода из твердого состояния превратилась в жидкое |
4 | Педагог спрашивает. Что любят
дети пускать в ручейке? Предлагает
сконструировать из бумаги кораблики? 2 Опыт. “Кораблик плывет по воде”. Детям предлагают запускать в ручье бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием. Вопрос: Почему кораблик не тонет? Вывод: Вода способна удерживать предметы на своей поверхности |
Дети выполняют работу. | Проделывают опыт, сотрудничают, доброжелательно реагируют друг на друга |
5 | Физминутка “Море” Море очень
широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Координируют движения в соответствии со словами |
6 | Предлагает узнать, где еще встречается
вода? Посреди поля лежит зеркало |
Отгадывают загадки и находят картинку с отгадкой. | Слушают загадку, отвечают на вопросы по теме |
7 | Педагог задает вопрос “Кто живет в реке?” Могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде? 3 Опыт. “Очистка грязной воды” Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная. Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет? Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут. Вопрос: Как можно очистить воду? Воспитатель предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах. Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров. |
Дети отвечают, рассуждают. | Выполняют опыт в соответствии с заданием |
8 | Коллективная работа “Обитатели
рек, озер” Предлагает поселить в чистый водоем его обитателей использованием различных технологий: методом рисования цветным песком, карандашной стружкой, цветной шерстью, пластилином. В ходе изодеятельности педагог помогает детям добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата. Детям пассивным, малоактивным для активизации предлагается материал (нитки, бумага, пластилин) – красного цвета, гиперактивным – синего, зеленого). |
Выполняют работы с использованием
различных изобразительных материалов на выбор:
из цветных ниток, пластилина, цветной бумаги и
т.д. Дети при изображении сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Работы Выполненные работы помещают на лист ватмана голубого цвета. |
Проявляют художественные способности, чувство цвета |
9 | Педагог предлагает детям
поиграть в интересную и волшебную игру. Но для
этого нужно превратиться в маленькие капельки
дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь)
Воспитатель произносит волшебные слова и игра
начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. |
Вспоминают о круговороте воды в природе. | Прослушивают музыкальное произведение. Придумывают движения под музыку. |
10 | 4 Опыт “Круговорот воды” Дети кладут в емкость кусочек снега, закрывают герметично и ставят в тепло. Длительное время наблюдают таяние и конденсацию воды. |
Наблюдают за таянием снега. | Развивать интерес детей к проведению опытов, анализировать свои действия. |
11 | Педагог предлагает детям дидактическую игру “Подбери слово” (каждый ребенок наугад выбирает слова: ручьи, вода, море река, сосулька, туча, снег) Подобрать к нему слово-действие, которое отвечает на вопрос “Что делает?”. | Дети выполняют задание | Подбирают глаголы к существительным |
12 | Предлагает детям еще загадку: Белая
морковка Как образуются сосульки? “Разноцветные сосульки” Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось. |
Дети отгадывают загадку и экспериментируют | Дети узнают о зависимости состояния воды от температуры окружающего воздуха. |
13 | 5 Опыт “Как растянуть воду?” В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз. После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным. Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды. |
Проводят опыт и делают вывод об увеличении объема воды при замерзании | |
14 | Педагог от лица Тучки и капелек благодарит детей за то, что узнали много нового и интересного о воде. | Дети рассказывают, что их особенно удивило, заинтересовало и понравилось. | Самостоятельно проводят опыты с веществами, достигают результата. |