Обоснование темы и методики урока.
Аграрный переворот является общемировой тенденцией. Его в той или иной форме прошли все страны, в которых разворачивался процесс разрушения традиционного и становления индустриального общества. И хотя формы аграрного переворота везде были различны, его содержанием являлся переход от мелкого крестьянского полунатурального хозяйства, ведущегося “дедовскими” методами, к крупному, специализированному, товарному хозяйству с высокой степенью механизации и уровнем агрокультуры.
В нашей стране этот процесс был начат еще во времена Столыпина и продолжен большевиками в 20-30-е годы. Теоретически он мог идти в разных формах, и по этому поводу велись дискуссии как в научных, так и в партийных кругах. Почему была избрана такая форма аграрного переворота, как коллективизация? Какую цель преследовало партийное руководство, осуществляя ее принудительными методами? Какую роль играли в этом процессе идеологические факторы? К каким последствиям привела коллективизация?
Эти и другие вопросы составляют содержательный стержень, вокруг которого выстраивается работа учащихся с документами, историческими свидетельствами, воспоминаниями, картами-схемами. Обеспечить высокую мировоззренческую и нравственную направленность, организованную выдержанность, композиционную стройность урока учителю помог центральный вопрос: чем же обернулась коллективизация для миллионов российских крестьян и в чьих интересах она была осуществлена?
Это урок-обвинение тоталитаризму, принесшему неисчислимые страдания миллионам людей. Это урок-разоблачение мифов о сталинском режиме, создавшем репрессивное законодательство для собственного народа. Это также урок-опровержение многих пропагандистских штампов сталинской диктатуры, в годы которой нарушались элементарные человеческие права, признанные во всех цивилизованных странах.
Поскольку учащимся 9 класса сложно осмыслить реалии одного из наиболее противоречивых периодов истории страны учитель спланировал урок таким образом, чтобы придать ему максимально деятельностный характер. Отсюда - многообразие методов, приемов и элементов различных образовательных технологий, позволяющих вовлечь учащихся в продуктивную деятельность.
Тип урока:
- урок усвоения новых знаний, их первичного закрепления и комплексного применения, выработки умений по применению знаний и усвоению способов деятельности с исторической информацией.
Форма урока:
- комбинированный с элементами лабораторного практикума.
Цели и задачи:
- определить сущность, причины, этапы, последствия коллективизации;
- воссоздать картину коллективизации, выяснить, каким путем совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдаленным последствиям он привел;
- дать правовую и нравственную оценку сталинской политике форсированной коллективизации и методов ее проведения;
- вырабатывать общеучебные навыки и умения обобщать, делать выводы, анализировать, составлять таблицы, проводить анкетирование, брать интервью.
Формы организации учебной деятельности:
- работа в парах,
- групповая,
- фронтальная.
Методы и технологии урока:
- работа с пакетом документов и материалов;
- работа с учебником,
- кластерный метод.
Предварительная работа:
- анкетирование жителей - детей бывших раскулаченных крестьян.
Оборудование урока:
- пакеты документов для работы в группах, в парах;
- карточки кулака, середняка, бедняка;
- иллюстрации “Обобществление скота”, “Голод на Украине”, “Крестьяне читают статью И.В. Сталина ’’Головокружение от успехов”;
- таблички со словами коллективизация, обобществление, кулаки, лишенцы, репрессии, спецконтингент;
- таблицы-схемы “Борьба в партийном руководстве”, “Голод 1932-1933 годов”, “Коллективизация. Основные этапы и принципы”;
- таблица “Формы коллективных хозяйств”;
- выставка книг по теме урока;
- портрет ученого-аграрника А.В. Чаянова;
- анкеты детей раскулаченных в 20-30-е годы родителей.
Ход урока
Вступительное слово учителя: В конце 20-х годов, когда советская власть вела отсчет уже второго десятилетия победы Великого Октября, перед нашей страной встали со всей остротой задачи модернизации экономики. На повестку дня сама жизнь поставила проблему индустриализации страны и реконструкции аграрного сектора.
В начале XX века реконструкция аграрного сектора экономики шла в нескольких направлениях. Развивались сравнительно небольшие, но высокомеханизированные товарные помещичьи хозяйства. По мере развертывания аграрной реформы Столыпина заметную роль на рынке стали играть крупные кулацкие хозяйства. На рубеже XIX-XXвеков возникла сельскохозяйственная кооперация. Первые кооперативы создавались на основе крестьянской общины и объединяли преимущественно середняцкие хозяйства. Совместное землепользование, справедливое распределение, организация сбыта продукции, сочетание интересов работника и коллектива делали сельскохозяйственную кооперацию очень эффективной формой хозяйствования.
Российские ученые-аграрники М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов и другие видели в кооперации залог стабильности и процветания страны. В годы революции и Гражданской войны были уничтожены помещичьи и кулацкие хозяйства. А кооперация в 20-е годы получила мощный стимул к развитию. Кооперативные хозяйства имели различные формы объединения денежных средств, собственности и труда: потребительские, сбытовые, кредитные, строительные. Они объединяли десятки миллионов единоличных крестьянских хозяйств. Лишь немногие из них были производственными кооперативами, занимавшимися совместной обработкой земли.
По мнению А.В. Чаянова, кооперативы не должны заниматься совместной обработкой земли, а ограничиться содержанием машин, техобслуживанием, мелиорацией, селекцией, кредитом, сбытом продукции, строительством и т.д. Всю “биологическую” часть крестьянского труда (обработка земли, уход за скотом) должен был вести сам хозяин, так как это – творческий процесс. Кто же такой этот ученый-аграрник?
Сообщение учащегося: Александр Васильевич Чаянов(1888-1937) был экономистом-аграрником. В 1915-1920 годах находился на руководящих постах в сельскохозяйственной кооперации. В 1918-1930 годах был профессором Московской сельскохозяйственной академии, в 1921-1923 годах являлся одним из членов Народного комиссариата земледелия.
Ученый с мировым именем, А.В. Чаянов был основателем и директором Института сельскохозяйственной экономики, в котором возглавлял научное направление по исследованию проблем крестьянской экономики. Чаянов думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Он видел путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей способности вступать в кооперативные связи. Как он рассуждал?
- Крестьянская семья - это самостоятельная социально-экономическая ячейка, семейное трудовое предприятие, живущее по своим законам, отличающимся от законов капиталистического предприятия, основанного на наемном труде.
- В семейном хозяйстве крестьянин одновременно является работником, над которым нет эксплуататора.
- Цель производства - не в извлечении прибыли, не в стремлении получить процент с вложенного капитала, а в удовлетворении потребностей семьи. Если капиталист “прогорает”, он стремится переместить капитал в другое, более прибыльное дело. Крестьянин в такой ситуации увеличивает трудовые затраты, а если это невозможно, то снижает уровень потребления семьи.
- Крестьяне, оставаясь хозяевами-работниками, объединяли отдельные сельскохозяйственные процессы, совместно покупали средства производства. Дальнейшее развитие крестьянской кооперации должно было ввести крестьян в современные формы сельскохозяйственного производства наиболее безболезненным для них путем.
Однако А.В. Чаянов, являясь защитником интересов трудового крестьянства, не “вписывался” со своими взглядами в курс партии на индустриализацию страны, которая проводилась не в интересах крестьян, а за счет крестьян в интересах государства. Обвиненный в защите интересов кулацких элементов ученый был репрессирован. В 1930 году он подвергся аресту, в 1934-1937 годах находился в ссылке, в 1937 году вновь был арестован и расстрелян.
Учитель: Хотя разработки Чаянова предполагали постепенное и неуклонное повышение жизненного уровня крестьян, второй половине 20-х годов этому не способствовала. Богатеть было очень сложно и опасно: у крестьян принудительно изымали зерно, произвольно повышали налоги, их судили как спекулянтов. Начавшаяся индустриализация требовала средств, так как оборудование для строительства и ввода в строй новых заводов закупалось за границей. Единственным товаром, которым Советская Россия могла расплатиться в то время, было зерно. Зерно государство могло купить у крестьян, лишь продавая им взамен промышленные товары. Но их для равного обмена явно не хватало. И тогда партийное руководство во главе со Сталиным решило фактически изымать зерно у крестьян по низким ценам. Под удар прежде всего попали кулацкие хозяйства Усиление “антикулацкой линии” во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если “излишки” в любой момент могут отобрать? Поэтому весной 1928 года кулаки стали сокращать посевные площади. Многие кулаки (от 200 до 250 тыс. хозяйств) “самоликвидировались” - продавали машины, а деньги и ценности прятали.
(Далее учитель рассказывает о хлебозаготовительном кризисе 1927-1928 годов.)
Основными поставщиками товарного хлеба в стране были середняцкие хозяйства. Но у середняков не было стимула расширять производство, так как они боялись попасть в разряд кулаков, которым угрожала ликвидация. Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Беднякам же зерна едва хватало на жизнь, и взять у них было нечего. Как же заставить середняка производить больше хлеба, а главное - сдавать его за бесценок государству?
В этих условиях партийное руководство страны взяло курс на массовую ликвидацию единоличных хозяйств в деревне и создание коллективных хозяйств — колхозов. Эта политика получила название коллективизации сельского хозяйства, что означало развитие производственной кооперации в сельском хозяйстве.
О коллективизации и ее целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите по ходу нашего урока, насколько это соответствовало действительности.
С помощью карточек вы сможете стать непосредственными участниками большой крестьянской реформы в нашей стране, называемой коллективизацией.
(Работа с картами-схемами, карточками, пакетами документов.)
Задание № 1.
Учитель: Давайте обратимся к первой схеме “Борьба в партийном руководстве”. Все ли в руководстве однозначно видели выход из кризиса в дальнейшем нажиме на кулака при опоре на бедняцкую массу? Какая точка зрения в партийном руководстве будет принята за основу?
Ответы учащихся:
- из таблицы следует, что Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свертывании рынка, а значит, в ликвидации нэпа и многоукладности экономики, в нажиме на кулака;
- сторонники “правого уклона” во главе с Бухариным видели выход в гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Они отводили коллективизации вспомогательную роль, считая, что еще долгое время основой сельскохозяйственного производства будет единоличное хозяйство;
- без сомнения, это будет точка зрения Сталина, так как речь идет уже о формировании тоталитарного государства, а схема лишь подтвердила это предположение;
- в ноябре 1929 года Бухарин как руководитель “правых уклонистов” был выведен из состава Политбюро, Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы ученые- аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.
(Следует рассказ о первом пятилетнем плане и политике “большого скачка”.)
Задание № 2.
Учитель: Давайте обратимся к схеме “Коллективизация. Основные этапы и принципы”. На схеме раздел “причины” отсутствует. Подумайте, какие причины коллективизации вы бы вписали туда?
(Самостоятельная работа учащихся с учебником АЛ.Данилова, Л.Г. Косулиной “История России” для 9 класса. Запись в тетрадь.)
Ответы учащихся:
- сверхиндустриализация за счет деревни,
- создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы,
- обеспечение промышленности дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни,
- ликвидация кулачества как класса.
Задание № 3.
Учитель: Дайте определение коллективизации.
Ответ учащегося: Коллективизация - политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х - 30-х годов на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйств (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности.
Задание № 4.
Учитель: Определите, какая форма коллективных хозяйств наиболее выгодна для кулаков, для середняков и для бедняков Ответ обоснуйте, обратившись к таблице “Формы коллективных хозяйств” (ТОЗы - товарищества по совместной обработке земли).
Формы коллективных хозяйств
Коммуна | Артель | ТОЗ |
Максимальная степень обобществления, включавшего в себя землю, тягловую силу и инвентарь, а также усадьбу, всю живность (вплоть до мелкой птицы). Распределение излишков производственной продукции осуществлялось уравнительно - по числу “едоков”. | Обобществление основных средств производства (земля, скот, инвентарь, включая мелкий скот и птицу). Право личной собственности распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т.д.Распределение осуществлялось по труду. | Общий труд по обработке земли. Объединялись лишь полевые наделы. Средства производства оставались в личной собственности. Распределение осуществлялось пропорционально вложенным ресурсам и по труду. |
(Одновременно идет, работа с карточками, на кomoрых изображены предметы, подлежащие обобществлению.)
Ответ учащихся:
- для кулака более приемлемы ТОЗы, равно как и для за житочного середняка, для подавляющей массы середняков - артели, а для беднейших крестьян – коммуны.
Учитель: В какой же форме предстояло объединить единоличные хозяйства, если руководство опиралось на середняцкие и бедняцкие массы?
Ответы учащихся:
- Так как руководство опиралось на бедняцкие и середняцкие массы, то формой обобществления будут артели и отчасти коммуны;
- колхозы - это сельскохозяйственные артели.
Задание № 5.
Учитель: Почему статья, в которой речь идет о сплошной активизации, по сути провозглашает лозунг о ликвидации кулачества как класса?
(Самостоятельная работа с учебником 9 класса, с. 177, со статьей И.В. Сталина “Год великого перелома”.)
Ответы учащихся:
- в статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании деревни одержана “решающая победа”;
- статья Сталина “Год великого перелома” (ноябрь 1929 г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации;
- с этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи;
- в статье говорилось “о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию”;
- в конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце нэпа и о переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.
Задание № 6.
Учитель: Обратимся к схеме № 2 “Коллективизация. Основные этапы и принципы” и определим, какие сроки отводились для проведения коллективизации.
(Учащиеся называют предполагаемые сроки, руководствуясь схемой, делают записи в свою рабочую тетрадь.)
Задание № 7.
Учитель: Нам необходимо определить принципы, которые использовала советская власть при проведении коллективизации.
(Эта часть урока проводится в форме беседы с классом: ведущие в группах приводят факты, а ученики, исходя из этого пользуясъ схемой № 2, определяют принципы коллективизации).
Факт 1. В 1927 году коллективизация рассматривалась как длительный процесс. По первому пятилетнему плану предполагалось лишь к 1933 году охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств (из них 18-20% - колхозами). После статьи Сталина “Год великого перелома” намечены были совсем иные сроки.
Ответ учащихся:
- принцип сплошной коллективизации в кратчайшие сроки.
Факт 2. Найдите в учебнике на с. 182 задание № 1. Определите на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.
Ответ учащихся:
- принцип ликвидации кулачества как класса.
Учитель: 30 января 1930 года было принято секретное постановление Политбюро ЦК ВКП(б) “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации”, в котором ставилась задача конфискации средств производства у кулаков. Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике, с. 182). Ликвидацию кулачества проводили в два этапа (на доске плакат).
1 этап - 1930 г. - в северные районы выслано 115 231 семья кулаков.
2 этап - 1931 г. - выслано 265 795 семейств. Всего было выселено 1 803 392 человека. Эти данные не включают тех, кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а также сотни тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников (такого термина в постановлении не было}.
Факт 3. К началу марта 1930 года в колхозах числилось свыше 50% крестьянских хозяйств. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы.
Ответ учащихся:
- принцип максимального обобществления.
Факт 4. В деревню к концу 20-х годов стали поступать тракторы и другая техника. Для ее обслуживания были созданы машино-тракторные станции - МТС. Их насчитывалось несколько тысяч, в их ведении были сотни тысяч единиц техники, что повышало производительности труда, значительно облегчало многие тяжелые работы. Это позволило государству забрать из села миллионы рабочих рук. С помощью МТС государство дополнительно выгребало из колхозов продукцию (в 1940 году - 14,2 млн тонн), поскольку их “услуги” были обязательны для колхозов, а расценки на них устанавливались партийными органами.
Ответ учащихся:
- принцип огосударствления МТС.
Факт 5. В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие “критерии”: наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и других орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому, а человека лишали избирательного права (такая категория крестьян получила название “лишенцы”).
Ответ учащихся:
- запрещение аренды, наемного труда, раскулачивание, лишение гражданских прав.
Учитель: Работая с учебником, определите итоги и последствия коллективизации.
(Самостоятельная работа с учебником, с. 179-181.)
Ответ учащихся:
- замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране;
- ликвидация слоя зажиточных крестьян;
- отчуждение крестьян от собственности и земли;
- уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве;
- потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве;
- перекачивание средств из села в город;
- отвлечение огромных средств из сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села;
- укрепление социальной базы сталинской диктатуры;
- ликвидация “аграрного перенаселения”;
- голод 1932-1933 годов.
(Сообщение ученика о голоде 1932-1933 гг. по материалам книги “История политических репрессий и сопротивления не свободе в СССР”.Извлечения.)
Всего в 1932-1933 годах, по наиболее достоверным источникам, от голода умерло от 4 до 5 млн человек. Несколько миллионов крестьян, хотя и пережили голод, приобрели тяжелые, хронические заболевания и стали инвалидами. В голодающих районах широко распространилась преступность, включая такие крайние ее формы, как людоедство. Из деревень в города, где хлеб выдавали по карточкам, устремились толпы крестьян и детей, потерявших родителей. Поэтому власть вводит прописку, отбирает паспорта. Голоду сопутствовали страшные эпидемии. Морозная зима дезорганизовала работу железных дорог, а резкое сокращение отгрузки угля из Донбасса вызвало серьезные топливные трудности.
Когда началась уборка урожая, колхозники, боясь остаться без хлеба, несли зерно домой в карманах, за пазухой. В ответ вышел закон 7 августа 1932 года “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”, который называли в народе “законом о пяти колосках”. За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. За 5 месяцев 1932 года было осуждено 55 тыс. человек, в том числе приговорено к расстрелу 2110 человек. Среди осужденных было много женщин.
(На доске - иллюстрация “Страдания и голодная смерть жителей Украины”. Учащиеся высказывают свое отношение к увиденному.)
Сообщение учащегося (по итогам исследовательской работы)
В ходе исследовательской работы по теме “Политические репрессии 20-30-х гг. 20 века” было проанализировано более 100 анкет, записаны интервью с людьми, родители которых были раскулачены в 20-30 гг. К нашему уроку мы выбрали 6 анкет жителей, у которых семьи родителей были раскулачены.
Кто же эти люди, почему их семьи были раскулачены? Ответы просты: за отказ вступить в колхоз, за трудолюбие, за мечту иметь собственный трактор.
Что помогло им выжить? Конечно же, семья, работа, упорство, надежды на лучшее будущее, оптимизм, крепкие семейные традиции, религия, вера в Бога, честь.
Что они пожелали бы будущим поколениям? Прозрения, физических сил, великодушия к окружающим, почтения к старшим, духовного подъема; чтобы никогда не повторилось подобное, чтобы люди знали и помнили свою малую родину, жили спокойно и уверенно; мирной, справедливой жизни.
Учитель: В заключение урока составим кластер со словом коллективизация.
(Работа в парах - на отдельном альбомном листе. На работу отводится 4 минуты, затем три пары по желанию озвучивают выполненную работу. В конце урока идет работа над выполнением проблемного задания.)
Литература.
- Данилов АА., Косулина Л. Г., Брандт М.Ю. История России XX - начала XXI века. 9 класс. - М.: Просвещение, 2004.
- Даниилов АА, Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX век.1928-1953. - М.: Просвещение, 2003.
- Данилов АА„ Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класса “История России. XX век”. - М.: Просвещение, 2000.
- Данилов АА. История России в таблицах. XX век. 9-11 классы.Справочное пособие. - М.: Дрофа, 1999.
- Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. - М., 1989.
- Зевелев А.М. Истоки сталинизма. - М., 1991.