Интерактивное занятие «О чем нам рассказывает пряник»

Разделы: История и обществознание


Образовательные цели: Закрепление знаний по предмету “История России”за 6 класс.

Воспитательные цели: Формирование патриотических чувств, любви к Родине, народному творчеству.

Развивающие цели: Развитие метапредметных умений и творческих способностей учащихся.

Задачи: Организация взаимодействия учащихся, опыт творческой деятельности.

Материалы: Учебник Данилова, Косулиной “История России. 6 класс”, рекомендованная литература (см. Список), визуальные материалы, пряник “Тульский” (с яблочной и с шоколадной начинкой) из расчета 1 пряник каждого вида на 4 учащихся, бактерицидные салфетки из расчета 1 шт. на 1 учащегося, одноразовые тарелки из расчета 1 шт. на каждого учащегося.

Занятие основывается на использовании дополнительных органолептических впечатлений (помимо зрительных и слуховых – тактильных, обонятельных и вкусовых) для более наглядного и долговременного запоминания материала. С точки зрения физиологии человека, одновременное использование более 2 видов рецепции способствует наибольшей концентрации внимания и в результате быстрому и долговременному запоминанию предложенной информации.

До начала занятия следует получить информацию о том, всем ли учащимся можно употреблять в пищу продукты, содержащие глютен, сахар, шоколад (в медкабинете образовательного учреждения, у классного руководителя или непосредственно у родителей).

Занятие по данной схеме может быть использовано в качестве сценария классного часа или включено в план урока.

Ход занятия

Ведущий демонстрирует учащимся пряник и задает вопрос:

- Что это такое?

Достаточный ответ:

- Пряник. Тульский пряник.

Расширенный ответ:

- Печатный пряник.

С помощью наводящего вопроса (“А где вам встречалось это слово?”) или без него учащиеся вспоминают “Сказку о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина (ссылка к предмету Литература), в которой Старуха угощается “пряником печатным”.

Ведущий:

- А почему же он называется “печатным”?

Достаточный ответ:

- Потому что на нем выдавлены, напечатаны изображения.

Это вопрос сложный, и не следует настоятельно добиваться от учащихся расширенного ответа. Наоборот, Ведущий дополняет демонстрацию пряника рассказом о принципе ксилографической печати. С помощью наводящих вопросов учащиеся вспоминают о такой форме народного искусства, как лубок (ссылка к предмету МХК). Ведущий демонстрирует визуальный материал – распечатанный в формате А3 (для наглядности) образец лубка. Рассказывает о значении слова “луб”. Спрашивает:

- Как вы думаете, можно ли таким способом печатать книги?

Достаточный ответ:

Учащиеся вспоминают о работе первопечатника Ивана Федорова (ссылка к предметам История России, МХК). В ходе обсуждения вспоминают о принципиальном отличии использовавшегося Федоровым печатного набора от цельных ксилографических изображений.

Визуальные материалы: фотография памятника Ивану Федорову в Москве (формат А3), репродукции страницы и обложки “Апостола” (формат А3).

Уместно будет обратить внимание учащихся на то, что реформы Ивана IV включали в себя и попытку привнесения на Русь импортированных технологий.

Затем Ведущий задает вопрос:

- Но вернемся к нашему прянику. Само слово “пряник”, как вы полагаете, каково его происхождение? (ссылка к предмету Русский язык).

Достаточный ответ:

- От слова “пряность”.

Расширенный ответ:

Один или несколько учащихся имеют представление о составе пряничного теста.

Если расширенного ответа никто не дает, о составе пряничного теста рассказывает Ведущий.

Ведущий спрашивает:

- Как вы полагаете, где брали пряничные мастера эти приправы? (ссылка к предметам Ботаника и География).

В ходе возникающей дискуссии учащиеся определяют, какие пряные растения, исторически употреблявшиеся в пищу, росли в нашей климатической зоне, а какие приходилось завозить.

Визуальные материалы: рисунки и фотографии, изображающие пряные растения.

Ведущий:

Используя наводящие вопросы, помогает учащимся вспомнить, что исторически Русь, до Эпохи великих географических открытий, являлась форпостом Европы на сухопутных торговых путях со странами Востока. (ссылка к предмету История России).

Рассказывает о том, что русско-английская торговая компания была создана раньше Ост-Индской.

После этого учащимся выдаются бактерицидные салфетки (по 1 шт. на каждого). Необходимо проследить, чтобы все учащиеся тщательно обработали руки перед получением продукта питания.

Затем раздаются кусочки пряников (каждый получает на одноразовой тарелке кусочки пряников с обоими видами начинок).

Ведущий предлагает рассмотреть их прежде, чем приступить к еде.

Ведущий:

- Какие красивые, правда? А давайте угадаем, что есть в этих пряниках такого, чего не могли добавить пряничные мастера далекого прошлого?

Достаточный ответ:

- Сахар. Сахарная глазурь.

Расширенный ответ:

Рассказ о том, как и когда появился на Руси сахар.

Если никто из учащихся не дает расширенного ответа, Ведущий самостоятельно рассказывает о появлении сахара. Рассказ о Государевой аптеке сопровождается демонстрацией визуального материала (фотография арок Иверской часовни, фотографии старинных лабораторных принадлежностей – весы. Перегонный куб, реторта и т.д. Желателен формат А3). Рассказ об увеличении потребления сахара иллюстрируется чтением отрывка из романа А.Н. Толстого “Петр I” (посещение лавки “сахарницы”). Требовать превентивного знания этих подробностей учащимися не нужно, так как данный материал не входит в хронологию временного отрезка, рассматриваемого в 6 классе.

Ведущий:

- Ну, а раз на Руси не было традиции употреблять сахар, то как же пряничные мастера добивались того, чтобы их изделия были вкусными и сладкими?

Достаточный ответ:

- Использовали мед.

Расширенный ответ:

Рассказ об использовании меда в русской кухне (ссылка к предмету Технология), рассказ о традициях бортничества (ссылка к предметам История России и Окружающий мир).

Иллюстрируется чтением отрывка из повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина (госпожа Гринева варит медовое варенье).

Ведущий:

- Как же, без сахарной глазури, украшали мастера свои пряники, делали их красивыми и нарядными?

Достаточный ответ (варианты):

- Пряники делались разной формы, в виде фигурок.

- Использовались медовые цукаты, сушеные ягоды.

Расширенный ответ:

- Сусальное золото.

Иллюстрируется текстом стихотворения Н.А. Некрасова “Дядюшка Яков” (описание пряников). При помощи отрывка из романа А.К. Толстого “Князь Серебряный” учащиеся узнают о том, как сервировались пряники при подаче на стол в домах феодальной знати (раскрашенные и позолоченные деревья, увешанные пряниками).

Визуальные материалы: репродукции картин К.Е. Маковского, А.М. Васнецова (формат А3).

Ведущий:

- А вот вам еще загадка. В руках у каждого из вас – по два разных пряника. Какой начинки не могло быть на Руси?

Достаточный ответ:

- Шоколадной.

В заключение занятия учащиеся обмениваются своими мыслями и впечатлениями. В качестве закрепляющего задания можно предложить самостоятельно создать дома рисунки, фиксирующие впечатления учащихся.

Список использованной литературы:

Для проводящего занятие.

  1. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько: Учебник для ВУЗов. – М.:Медицина, 2003.
  2. Лорус М. Чувства животных и человека. – М.:Мир, 1966.
  3. Мухина В.С. Детская психология:Учебник для ВУЗов. – М.:Просвещение, 1985.
  4. Методическая литература по УМК “Данилов А.А., Косулина Л.Г. 6 класс”. М.:Просвещение, ОАО “Московские учебники”. – 2009.

Для проводящего занятие и для учащихся.

  1. Зверев В.Л. Москва белокаменная: очерки естественной истории Московского края, природных достопамятностей, промыслов, обычаев, жизни и развлечений московских жителей. – М.:Москвоведение, 2011.
  2. Душа Москвы:Пособие для старшеклассников/Л.Н. Васильева. – М.:Региональная культурно-просветительская общественная организация “Атлантида-XXI век”, 2002.
  3. Азбука московская для детей и родителей. – М.: Моск.учебники и Картолитография, 2010.
  4. Романюк С.К. Москва. Китай-город: Путеводитель. - М.:Москвоведение, Моск. учебники, 2006. – (Новый московский путеводитель).
  5. Козлов В.Ф., Святославский А.В. Москва в экскурсиях: Книга для учителей, учащихся, родителей. – М.:Москвоведение, Моск.учебники, 2003.