Переселение народов. Из истории политических репрессий

Разделы: История и обществознание


Обоснование темы урока.

Урок органично вписывается в тему “Сталинская модернизация России в 1928–1938 годах”. Он позволяет расширить тематику уроков, входящих в данный раздел, и всесторонне рассмотреть сталинский тоталитарный режим, нарушавший права и свободы человека.

Противоречивость и сложность данного периода в истории XX века позволяет широко применять на уроке диалоговые формы, что способствует развитию умений вести дискуссии, аргументированно высказывать и доказывать свою точку зрения, вступать в диалог.

Наибольший эффект на уроке имеет регулярное обращение к межпредметным связям, в частности, к правоведению. Развитию интереса к теме урока способствует использование информационно-компьютерных технологий. Особо хочется отметить воспитательный потенциал урока. Ведь мы прежде всего должны воспитывать человека, который в будущем должен не только знать свои права, но и уважать права другого человека. Многие ребята после урока отметили, насколько их поразила 58-я статья Уголовного кодекса РСФСР, и вместе с тем поняли, насколько далеко мы ушли в развитии правового сознания от тех времен. Такие темы позволяют максимально очеловечивать историю, пробуждать в ребятах интерес к связи поколений - прошедших и ныне живущих.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами первичного закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике.

Форма урока:  комбинированныйс элементами лабораторного практикума.

Цели и задачи:

  • дать историческую, правовую и моральную оценку тоталитарного режима периода правления Сталина;
  • подвести учащихся к пониманию сути мифологического представления об СССР как о государстве социальной справедливости;
  • продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать историческую информацию, делать выводы;
  • развивать навыки рефлексии, коммуникативные умения, эмпатические способности.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная, индивидуальная.

Методы и технологии урока:

  • словесный,
  • наглядно-иллюстративный,
  • проблемно-поисковый,
  • исследовательский,
  • дискуссионный,
  • рефлексивный,
  • использование информационно-коммуникативных технологий
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (составление таблиц).

Предварительная работа:

  • один из учеников получил задание самостоятельно изучить статью 58 Уголовного кодекса РСФСР;
  • учитель и несколько учеников посетили семью Витмер, члены которой поделились воспоминаниями о жизни своих родителей - репрессированных немцев;
  • подготовлена презентация “Депортация народов”.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Очень сложна и противоречива история нашей страны 20-50-х годов. С одной стороны, это было время большого энтузиазма строителей социализма, веривших в то, что они создают общество равенства и справедливости. С другой стороны, это был период господства тоталитарного режима, антидемократического и бесчеловечного, при котором торжествовало беззаконие и унижение человеческого достоинства. Однако тогда это осознавалось немногими.

1937 год был апогеем трагедии. Уже прошли процессы над эсерами и меньшевиками. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря. Развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков. В 1936 году состоялся первый из крупных московских процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых были Г.Зиновьев и JI. Каменев. Их обвиняли не только в убийстве С.Кирова, но и в попытке убить Сталина и его ближайших соратников. Вот что сказал прокурор СССР А.Я.Вышинский в заключительном слове.

(Просмотр видеофрагмента.)

Учитель: За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по национальным, социальным и иным признакам. Кого же относили к “антисоветским элементам” и судили по знаменитой 58-й статье? Что такое контрреволюционные прес тупления? Дайте правовую оценку документу.

(Работа с документом: Особенная часть УК РСФСР, редакция 1926 г. Глава первая. Преступления государственные. 1. Контрреволюционные преступления.)

Ответы учащихся:

  • контрреволюционные преступления - всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов;
  • статья 58 состоит из 14 параграфов, которые редактировались с 1926 по 1934 год;
  • изучив данную статью, можно назвать следующие виды контрреволюционных преступлений и соответствующих наказаний.

По мере их раскрытия на доске заполняется таблица следующего содержания:

Контрреволюционные преступления и соответствующие наказания (по ст. 58 УК РСФСР 1926 года)
Контрреволюционные преступления Соответствующие наказания
Измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами СССР в ущерб военной мощи СССР. Высшая мера уголовного наказания - расстрел с конфискацией всего имущества, при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на 10 лет с конфискацией имущества.
Совершеннолетние члены семьи не довели до сведений властей о готовящейся или совершенной измене Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества.
Члены семьи изменника, находящиеся на его иждивении к моменту совершения преступления Подлежат лишению избирательских прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.
Вооруженное восстание, захват власти с целью насильственно отторгнуть от территории СССР какую-либо ее часть. Расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства.
Оказание помощи международной буржуазии. Расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства. Изгнание за пределы СССР навсегда и лишение имущества.
Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти. Высшая мера уголовного наказания - расстрел с конфискацией всего имущества, при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на 10 лет с конфискацией имущества.
Саботаж, сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей Лишение свободы на срок не ниже 1 года, с конфискацией всего или части имущества, при особо отягчающих обстоятельствах - вплоть до расстрела.
Подрыв транспорта, государственной промышленности, денежного обращения, торговли. Высшая мера уголовного наказания - расстрел с конфискацией всего имущества, при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на 10 лет с конфискацией имущества.
Пропаганда или агитация, содержащие призывы к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, а равно распространение, изготовление и хранение литературы того же содержания. Лишение свободы сроком не ниже 6 месяцев.
Те же действия при массовых волнениях, или с использованием религиозных и национальных предрассудков. Высшая мера уголовного наказания - расстрел с конфискацией всего имущества, при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на 10 лет с конфискацией имущества.

Учитель: По приказу НКВД СССР № 00192 от 27 мая 1935 года в НКВД - УНКВД республик, краев и областей организованы “тройки”. В соответствии с приказом НКВД СССР № 00485 от 11 августа 1937 года в республиках, краях и областях дела по спискам стали рассматриваться “двойками”.

Таким образом, для вынесения приговоров по делам “врагов народа” и членов их семей стали действовать внесудебные органы. С декабря 1934 года был введен упрощенный порядок рассмотрения дел “врагов народа”, по которому следствие должно было закончить свою работу в течение десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до суда, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались.

О чем свидетельствуют эти нововведении? Что, по-вашему, отличает концепцию УПК РСФСР того времени от уголовно-процессуального законодательства правового государства?

Ответы учащихся:

  • однообразность и жестокость наказания;
  • на первое место ставится государство, а не человек с его правами;
  • даже мысли, а не только действия осуждались данной статьей;
  • в правовом государстве такое наказание считается незаконным.

Учитель: К концу 30-х годов Советский Союз оказался как бы разделенным на две зоны - концлагерную и безлагерную (разумеется, это деление весьма условное). Концлагерная зона охватывала обширную территорию от Карелии до Колымы, Чукотки и Приморья, но в европейской части страны граница этой зоны шла неровной диагональю от советско -финляндской границы до низовьев Волги.

(Предлагается компьютерная презентация “Депортация народов” Романцевой Александры. - см. Приложение.)

Учитель: Объясните значение терминов: контрреволюционные преступления, политические репрессии, террор, ГУЛаг, депортация народов, внесудебное преследование. Назовите виды политических репрессий.

Ответы учащихся:

  • политическими репрессиями называются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам;
  • политическими репрессиями признаются лишение жизни и свободы, принудительное лечение в психиатрических лечебных учреждениях;
  • выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест их проживания, направление на ссылку, высылку и на спецпоселения, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы.

Учитель: Общественно-политические изменения, произошедшие в нашей стране во второй половине 80-х годов, позволили вновь обратиться к трагическим страницам нашей истории и уже более последовательно и основательно решить проблему реабилитации жертв политических репрессий периода сталинизма. Для этого создана соответствующая законодательная база. Развернулось широкое общественное движение “Мемориал”, началась деятельность Ассоциации жертв политических репрессий.

Чтобы вы могли сами проверить, насколько хорошо усвоили новый материал, закончите предложения для самоконтроля:

  • Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) ... и мне захотелось...
  • Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения)..., теперь я...
  • Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало)...
  • Труднее всего мне сегодня показалось, когда..., и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как)...

(Учащиеся выполняют задание, идет экспресс-опрос.)

Литература.

  1. Антонова Т.С., Харитонов A.JI., Данилов АЛ., Косулина Л.Г. Мультимедиа учебник: История России. В 4-х частях. - М.: Клио Софт, 1997-2001.
  2. Боголюбов JI.H., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Мультимедийное учебное пособие по курсу “Обществознание”. - М.: Новый Диск, 2001-2005.
  3. Верт Н. Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии 95 миллионов жертв.- М., 1998.
  4. Земсков В.Н. Заключенные в 1930-е годы: социально-демографические проблемы // Отечественная история. 1997, № 4. С. 54-78.
  5. Соколов Б. Переселение народов / Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. - М.: “Аванта +”. Т. 5. С. 540.