М.В. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Разделы: Начальная школа


На уроке литературного чтения в 4-м классе по теме В.М. Гаршин “Сказка о жабе и розе” (образ. программа “Школа России”) продолжается знакомство учащихся с произведениями русских писателей-классиков. Данный урок строится на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. Учащиеся применяют прием само- и взаимопроверки.

Цели: познакомить с произведением В.М. Гаршина; полнить словарный запас; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить определять жанр произведения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать поступки и характер героев.

УУД:

  • Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;
  • Метапредметные:
    • Р – (Регулятивные) формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, оценивание своей работы на уроке;
    • П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге;
    • К – (коммуникативные) ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана совместных действий;
  • Личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и к изучению творчества В.М. Гаршина.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка Д/З

- Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

- Что вы думаете о мальчике?

- На сколько частей вы разделили текст?

- Как их озаглавили?

Приложение.

3. Работа по теме. Проблематизация

- Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным русским писателем Всеволодом Михайловичем Гаршиным и его произведением (СЛАЙД 1 – портрет)

- Может, вы знаете какие-то из них?

- Да, мы сегодня будем читать произведение “Сказка о жабе и розе” (СЛАЙД 2)

- Как называются сказки, которые сочиняет писатель, автор? (авторские)

- А что вы понимаете под словом сказка?

- Что там должно происходить? (там должно быть что-то фантастическое, волшебное, возможно герои будут разговаривать, думать, чувствовать)

- Перечислите признаки сказки.

Прослушивание музыкального произведения Антона Рубинштейна “Мелодия”. (СЛАЙД 3).

- Вам понравилась музыка?

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга-поэта Полонского, где играл на рояле композитор А. Рубинштейн. Звучала прекрасная музыка. А напротив музыканта сидел и пристально на него смотрел старик со злобным и неприятным лицом. Этот контраст между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнул его написать сказку, которую мы с вами и будем читать.

- Если бы вы писали сказку о самом прекрасном, красивом цветке, какой бы вы выбрали? (роза)

- Почему? Что может олицетворять этот цветок? (любовь, добро)

- А какое самое величественное и красивое животное вы бы выбрали?

- Почему? Что оно олицетворяет? (благородство, преданность)

- А если бы вам надо было написать о самом ужасном цветке и животном, каких бы выбрали?

- Почему? Что они олицетворяют (зло)

- А как же проблему добра и зла решил писатель в своей сказке?

СЛАЙД 4. Проблема: Как В.М. Гаршин в своей сказке раскрыл добро и зло через художественные образы.

- Какова будет Цель? (СЛАЙД 5).

Понять, как В.М. Гаршин смог раскрыть понятия добра и зла через художественные образы.

СЛАЙД 6.

Задачи:

  1. Познакомиться со сказкой (прочитать).
  2. Провести первичный анализ.
  3. Высказать свои впечатления.
  4. Найти в произведении признаки сказки.
  5. Оценить свою работу на уроке.

4. Физкультминутка

5. Чтение сказки

6. Первичный анализ произведения

- Можно ли назвать это произведение красивым?

- Почему?

- Каким настроением проникнуто это произведение? (радостью, отчаянием, печалью, весельем или светлой грустью?)

- Что в этой истории сказочного?

- Какие признаки сказки вы увидели? (повествовательность и занимательность сюжета, наличие торжества добра над злом, жизни над смертью, событие доведено до конца; она на учит…)

- Как описывает розу автор – ее внешний вид?

- Какие художественные средства он использует, раскрывая ее образ? (олицетворение)

- Найдите и прочитайте их в тексте стр.170.

- Найдите эпитеты (образное художественное определение), которые использует автор при описании запаха розы (этот запах был ее словами, слезами и молитвой)

- Как автор изображает жабу? (прочитайте, стр.170)

- Найдите приемы олицетворения, используемые автором в раскрытии образа жабы (стр. 173)

- Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? (качествами характера)

- Почему жаба хотела уничтожить розу?

- Что олицетворяют эти два образа?

- Что хотел противопоставить Гаршин через эти образы? (добро, любовь – зло, зависть)

- Чему эта сказка учит?

- О чем заставляет задуматься?

- Какова главная мысль? (Добро побеждает, оно бессмертно)

7. Работа в группах

І группа

  • Подберите (придумайте) 3 других названия для сказки.

І І группа

  • Выпишите предложение, которое можно было бы написать на обложке, как цитату к данному произведению.

І ІІ группа

  • Перечислите признаки сказки в этой истории.

ІV группа

  • Приведите примеры олицетворения, которые использует автор для описания розы, ее мыслей и чувств.

V группа

  • Приведите примеры олицетворения, которые использует автор для описания жабы, ее мыслей и чувств.

8. Итог

- Давайте подведем итог.

- Цель?

- Понять, как автор раскрыл понятия добра и зла через художественные образы.

- А кому из вас хотелось бы написать свою сказку?

9. Д/З

Найти в тексте непонятные слова, найти в толковом словаре их лексическое. А ученик на следующем уроке расскажет нам о трагической судьбе писателя.