На уроке литературного чтения в 4-м классе по теме В.М. Гаршин “Сказка о жабе и розе” (образ. программа “Школа России”) продолжается знакомство учащихся с произведениями русских писателей-классиков. Данный урок строится на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. Учащиеся применяют прием само- и взаимопроверки.
Цели: познакомить с произведением В.М. Гаршина; полнить словарный запас; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить определять жанр произведения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать поступки и характер героев.
УУД:
умения читать вслух с постепенным
переходом на чтения про себя; увеличивать темп
чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
чтении текста;
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка Д/З
- Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?
- Что вы думаете о мальчике?
- На сколько частей вы разделили текст?
- Как их озаглавили?
3. Работа по теме. Проблематизация
- Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным русским писателем Всеволодом Михайловичем Гаршиным и его произведением (СЛАЙД 1 – портрет)
- Может, вы знаете какие-то из них?
- Да, мы сегодня будем читать произведение “Сказка о жабе и розе” (СЛАЙД 2)
- Как называются сказки, которые сочиняет писатель, автор? (авторские)
- А что вы понимаете под словом сказка?
- Что там должно происходить? (там должно быть что-то фантастическое, волшебное, возможно герои будут разговаривать, думать, чувствовать)
- Перечислите признаки сказки.
Прослушивание музыкального произведения Антона Рубинштейна “Мелодия”. (СЛАЙД 3).
- Вам понравилась музыка?
Однажды Гаршин был в гостях у своего друга-поэта Полонского, где играл на рояле композитор А. Рубинштейн. Звучала прекрасная музыка. А напротив музыканта сидел и пристально на него смотрел старик со злобным и неприятным лицом. Этот контраст между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнул его написать сказку, которую мы с вами и будем читать.
- Если бы вы писали сказку о самом прекрасном, красивом цветке, какой бы вы выбрали? (роза)
- Почему? Что может олицетворять этот цветок? (любовь, добро)
- А какое самое величественное и красивое животное вы бы выбрали?
- Почему? Что оно олицетворяет? (благородство, преданность)
- А если бы вам надо было написать о самом ужасном цветке и животном, каких бы выбрали?
- Почему? Что они олицетворяют (зло)
- А как же проблему добра и зла решил писатель в своей сказке?
СЛАЙД 4. Проблема: Как В.М. Гаршин в своей сказке раскрыл добро и зло через художественные образы.
- Какова будет Цель? (СЛАЙД 5).
Понять, как В.М. Гаршин смог раскрыть понятия добра и зла через художественные образы.
СЛАЙД 6.
Задачи:
- Познакомиться со сказкой (прочитать).
- Провести первичный анализ.
- Высказать свои впечатления.
- Найти в произведении признаки сказки.
- Оценить свою работу на уроке.
4. Физкультминутка
5. Чтение сказки
6. Первичный анализ произведения
- Можно ли назвать это произведение красивым?
- Почему?
- Каким настроением проникнуто это произведение? (радостью, отчаянием, печалью, весельем или светлой грустью?)
- Что в этой истории сказочного?
- Какие признаки сказки вы увидели? (повествовательность и занимательность сюжета, наличие торжества добра над злом, жизни над смертью, событие доведено до конца; она на учит…)
- Как описывает розу автор – ее внешний вид?
- Какие художественные средства он использует, раскрывая ее образ? (олицетворение)
- Найдите и прочитайте их в тексте стр.170.
- Найдите эпитеты (образное художественное определение), которые использует автор при описании запаха розы (этот запах был ее словами, слезами и молитвой)
- Как автор изображает жабу? (прочитайте, стр.170)
- Найдите приемы олицетворения, используемые автором в раскрытии образа жабы (стр. 173)
- Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? (качествами характера)
- Почему жаба хотела уничтожить розу?
- Что олицетворяют эти два образа?
- Что хотел противопоставить Гаршин через эти образы? (добро, любовь – зло, зависть)
- Чему эта сказка учит?
- О чем заставляет задуматься?
- Какова главная мысль? (Добро побеждает, оно бессмертно)
7. Работа в группах
І группа
- Подберите (придумайте) 3 других названия для сказки.
І І группа
- Выпишите предложение, которое можно было бы написать на обложке, как цитату к данному произведению.
І ІІ группа
- Перечислите признаки сказки в этой истории.
ІV группа
- Приведите примеры олицетворения, которые использует автор для описания розы, ее мыслей и чувств.
V группа
- Приведите примеры олицетворения, которые использует автор для описания жабы, ее мыслей и чувств.
8. Итог
- Давайте подведем итог.
- Цель?
- Понять, как автор раскрыл понятия добра и зла через художественные образы.
- А кому из вас хотелось бы написать свою сказку?
9. Д/З
Найти в тексте непонятные слова, найти в толковом словаре их лексическое. А ученик на следующем уроке расскажет нам о трагической судьбе писателя.