Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.
Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с ОВЗ и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.
Большой объём информации учащиеся коррекционной школы, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. А именно, как научить:
1. поиску информации;
2. извлекать необходимую информацию;
3. выделять главное;
4. находить связи;
5. усваивать информацию в виде новых знаний.
В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.
Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д. Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной и речевой деятельности.
Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, нужно обязательно учитывать психофизические особенности и способности школьников.
У учащихся коррекционной школы 8 вида отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием. Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы.
Изучив положительный опыт педагогов, (в частности Ивашиновой Л.Н,) мною было принято решение организовать проектную деятельность на логопедических занятиях в 5, 6 классах.
Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания воих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.
Проектная деятельность в логопедической работе рассматривается как совместная
- учебно-познавательная
- творческая
- игровая деятельность детей с учителем-логопедом
Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях школы-интерната, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.
Главной целью применения метода является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у школьников с ОВЗ, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.
Уровень развития устной и письменной речи может быть существенно повышен, если коррекционную работу проводить через применение индивидуальных Логопедических альбомов. В ходе апробации данной методической разработки и исследовательских наблюдений было доказано, что у детей повышается мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера. В конечном счёте, позволяет успешнее решать проблему качества успеваемости, формирования коммуникативных навыков учащихся с ОВЗ.
Структура индивидуального Логопедического альбома разрабатывалась с учётом речевых нарушений каждого ученика на основе диагностики. “Мой логопедический альбом” и его презентация - конечный продукт проектной деятельности школьников.
Определенные разделы одинаковы для всех учеников. Это:
- Фотография ученика и его автобиография
- Раздел “Мои проблемы”
- Раздел “Задачи по преодолению трудностей”
- Сроки выполнения
- “Что я хочу получить”
- “Итоги” после каждой изученной темы
- Мои домашние задания
- Итоговое сочинение по результатам труда за учебный год, написанное самим учеником.
В зависимости от речевых дефектов ребёнка разделы Логопедических альбомов разные. Для формирования организационных навыков на занятиях применяются специальные организационные методы:
- постановка цели занятия совместно с учащимся;
- совместное планирование выполнения практического задания;
- самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий).
Выработка у детей саморегуляции речевой деятельности осуществляется через применение различных Памяток, самопроверки, взаимопроверки, аудиозаписи устной речи детей и другие виды коррекционной работы.
В обязательном порядке занятия насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществлялась межпредметная связь, связь с родителями.
В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:
- выделение проблемы (в чем трудность);
- умение ставить цель;
- постановка вопроса;
- планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
- подготовка письменного отчета о проделанной работе;
- слушать и понимать других; выражать себя;
Степень самостоятельности работы по заданию Логопедического альбома определяется индивидуальными психофизическими и речевыми особенностями ребёнка. В следующем порядке: сначала это совместная работа ученика и учителя-логопеда и значимость педагога высокая, затем увеличивается самостоятельность ребенка, а учитель-логопед больше консультант, сопровождающий в мир знаний. В итоге – дети самостоятельно работают по заданиям, составляя устный отчет о проделанной работе, дают оценку своим действиям, характеристику своей работе, которая отражается в “Экране успеха. Наблюдения за эффективностью применения метода проектов, выявление сильных и слабых сторон, ресурсное обеспечение, корректировка содержания в зависимости от возможностей каждого ребёнка индивидуально, анализ полученных результатов, будут продолжены.
Цель: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обучать умению выделять в словах корень, подбирать однокоренные родственные слова.
- Корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
- Обучать работе с деформированным текстом.
Коррекционно-развивающие:
- Расширять словарный запас учащихся, развивать внимание.
- Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мышление, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
- Побуждать интерес к чтению.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, экран, название темы занятия на доске; слова на доске, картинки, изображающие артикуляционные упражнения.
- Раздаточный материал: зонды, пособия для развития дыхания, индивидуальные зеркала, шарики Су Джок, 3 резиновых мяча большого размера, индивидуальные Логопедические альбомы, ручки, индивидуальные конверты с ответами упражнений для самопроверки. Картинки смайликов для самооценки, клей для каждого ребенка. Домашнее задание на индивидуальных карточках, экраны успеха.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Начнём наше занятие с пожеланий друг другу.
Дети поворачиваются друг к другу лицом, высказывают свои пожелания друг другу и “кладут” в ладони, сложенные лодочкой.
Логопед: Я вам хочу пожелать быть сосредоточенными, спокойными, чтобы вы усвоили новые знания! Чтобы на занятии вам было уютно и комфортно.
II. Основная часть
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания.
- “подуем на кружок – заведем моторчик” (упражнение с зондом)
- “подуем на занавеску” (пособие “Домик”)
Артикуляционная гимнастика выполняется по картинкам с индивидуальными зеркалами.
2. Введение в тему. (Слайд 1)
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. (Слайд 2). Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего “строительного материала - кирпичиков”. И каждый “кирпичик” вносит в слово свою часть смысла – смысловой оттенок А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень) (Слайд 3)
- Правильно, корень. Но слово “корень” - многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя) (Слайд 4)
- Для всех них, корень является важной частью. Без корня - их просто не было бы.
3. Сообщение темы и цели занятия.
- Ну, а мы сегодня будем говорить о корне как части слова. Наша цель – научиться выделять в словах ее главную часть – корень и находить однокоренные слова.
4. Запись числа и темы занятия в тетрадях.
- А сейчас мы сделаем разминку для пальчиков с шариками и запишем число в тетради.
Пальчиковая гимнастика с шариками Су Джок.
4. Наблюдение над однокоренными словами, значением слов. (Слайд 5)
- Послушайте сказку, которая называется “Семья слов”. Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось “словесное” дерево. Самой главной частью его был КОРЕНЬ, который назывался - САД. Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда КОРЕНЬ - САД разрастался, из него появились новые слова-веточки: САДОВНИК, САДОВОД, РАССАДА, ПОСАДКА. Получилась большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, в данном случае эта часть САД, показывающая, от какого слова они образовались, какой у них общий смысл. Такую семью слов и назвали ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю ОДНОКОРЕННЫЕ слова соорудили КОРНЮ домик, вот такой округлый и уютный:
- Из какого слова “выросли” эти слова? (Сад)
- Назовите общую часть у этих слов. (Сад)
- Как называется эта часть слова? (Корень)
- Раз они имеют общую часть САД, то какие эти слова? (Однокоренные)
- Таким образом, КОРЕНЬ – это главная часть слова. В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него “растут” другие слова. Слова, которые имеют одинаковый КОРЕНЬ, называются ... ОДНОКОРЕННЫМИ.
- Запишите в тетрадь все слова, которые “выросли” из слова САД. Выделите общую часть – корень.
- Рассмотрим следующую семейку с корнем ЛЕС. (Слайд 6).
- Какие же слова появились с корнем ЛЕС?
- Что у них общее? (Корень)
- И действительно. Слова эти имеют общий корень ЛЕС и общее значение.
- Как называются слова с одинаковым корнем и значением? (Однокоренные)
- Запишите эту семейку слов, выделите общий корень для всех слов.
5. Упражнение “Кто родня?” (Слайд 7)
На слайде картинки: гусь, гусыня, гусята, гусеница
- Ребята, послушайте один случай.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница. Я ваша родственница!
Гуси в недоумении переглянулись.
- А вы, ребята, как думаете: правда ли Гусеница их родственница? Почему?
- И правда, родственными словами считают только те слова, которые имеют общий смысл и корень. В данном случае, Гусь и Гусеница не являются родственниками, а значит – не однокоренные. Запишите в тетрадь однокоренные слова и выделите корень. (гусь, гусыня, гусята)
6. Упражнение “Семейка животных” (Слайд 8)
- Животные, как и люди, живут семьями. Рассмотрим семью ТИГРОВ. Уточним название каждого члена семьи.
- Он ...ТИГР, она ... ТИГРИЦА, детёныш ... ТИГРЁНОК, детёныши ... ТИГРЯТА.
- Какой же корень в этих словах? (Тигр)
- Как называются слова, имеющие один общий корень? (Однокоренными)
- По такому же порядку назовите семейство МЕДВЕДЕЙ, КОШЕК, ЗАЙЦЕВ. (Устно)
7. Упражнение “Третий лишний” (на доске)
- Упражнение на сообразительность, называется “Третий лишний”. Даны группы слов, прочитать и назвать “лишнее” слово. Объяснить - почему? Работаем по “цепочке” на доске, все остальные проверяют. Записать в тетрадь однокоренные слова.
- Желток, железо, жёлтый
- Часовщик, часть, час
- Печурка, печать, печка
- Циркуль, циркач, цирк
8. Физминутка.
Логопед: Поработали – пора и позаботиться о своём здоровье – отдохнуть. Выполним упражнения с мячом.
Упражнения с мячом сидя:
- Разуйтесь. Поставьте ноги на мяч. Выполняйте круговые движения, не отрывая ног от мяча. Прокатите мяч вперёд – назад, вправо- влево. Ноги не отрывайте от мяча.
- Одну ногу выпрямить и удерживать под счет до пяти, а другая стоит на мяче. Поменять ноги.
- Зажмите мяч коленями, приподнимите ноги, удерживая мяч. Выполните 5 раз.
9. Чтение сказки “Чужак”. Работа с текстом. У каждого-текст сказки Чужак.
- Перед вами текст сказки “Чужак”. Прочитайте его. (Один учащийся читает громко)
Чужак
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился.
Где ему родственников искать?
- Где состоялась встреча родственников? (У воды)
- Что это означает? (Место, например у реки, озера)
- Кого ждали все родственники? (Старуху воду)
- Назовите всех родственников старухи воды.
- Кто же оказался “Чужаком?” Почему?
- Какая часть слова у всех слов одинаковый? (корень)
- Какой корень? (Вод)
- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что же он оказался чужаком?
- Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит машину)
- Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. А у родственников должно быть одно общее значение и корень.
- Выпишите всех родственников воды, выделите корень.
10. Посмотрите на экран. Попробуйте сами найти родственные слова тем предметам, которые вы видите. (Слайд 9)
11. Самостоятельная работа в Логопедических альбомах. (Слайд 10)
1. Выберу задание. |
2. Выполню задание. |
3. Выполню самопроверку. |
4. Подведу итог. |
Задание с желтой закладкой.
Списать слова и выделить корень в каждой группе слов.
Дарить, подарок, дареный.
Обида, обидеть, обидный.
Бегать, беглец, беглый.
Ходить, походка, походный.
Чистить, чисто, чистота.
Морозить, морозный, заморозки.
Задание с зеленой закладкой.
Списать стихотворение и выделить корень в однокоренных словах.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Задание с красной закладкой.
Найди в таблице однокоренные слова, выпиши их, выдели корень.
к | л | ю | ч | а | с | с | л | е | с |
о | п | л | к | л | ю | ч | н | и | к |
л | о | с | ь | к | л | ю | ч | и | к |
к | л | ю | ч | е | в | о | й | р | а |
Составить и записать из букв два однокоренных слова с корнем мет.
III. Итог занятия.
- Над какой темой мы работали сегодня на занятии?
- Так что же такое – КОРЕНЬ?
- Дайте определение однокоренным словам. (Слова, которые имеют один общий смысл и корень.)
- Приклейте в свои экраны успеха соответствующие кружки и смайлики.
Литература
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 2010г.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционных классах М.: Школа – Пресс,.2008г
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2010.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2008.
5. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов // Дефектология, 2011, № 2.
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 2006г.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: изд. АРКТИ, 2011г.