Актуальность воспитания толерантности обусловлена такими социальными проблемами, как негативное отношение к людям, повышенная агрессивность, межнациональная конфликтность, которые характерны и для детей младшего школьного возраста.
Школа как социальный институт оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и готовность к толерантному поведению. Для воспитания толерантной личности необходимо включать детей в тренинговые занятия, направленные на формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности.
Цели:
- Практическая – стимулирование самоанализа детьми своего отношения к окружающим, формирование установок толерантности.
- Образовательная – ознакомление с понятием толерантности как способности жить в мире друг с другом.
- Развивающая – развитие словесно-логического мышления.
- Воспитательная – воспитание толерантности, регулирование гуманных межличностных отношений в классном коллективе.
Задачи:
- Ввести определение понятий “толерантность”, “толерантная” и “интолерантная личность”.
- Изучить доминирование познавательного или игрового мотивов в эмоциональной сфере.
- Способствовать осознанию себя, своих положительных и отрицательных качеств характера.
- Создать условия для сопоставления образа себя с тем, как его видят окружающие.
Методическое оснащение: презентация.
Сценарий
1. Ритуал приветствия.
2. Введение в тему и теоретическая информация.
Ведущий говорит о том, что в 1995 году 185 государств, включая и Россию, приняли Декларацию принципов толерантности, и объясняет, что толерантность означает уважительное, терпимое отношение, снисхождение к человеку другой национальности, способность принимать кого-то непохожего на нас, считаться с мнением других. [2]
3. Разминка.
Упражнение “Обобщение” [3, стр.320]
(на развитие мыслительных процессов анализа и обобщения)
Предлагается назвать одним словом.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осенние месяцы).
- Собака, кошка, корова, коза. (Домашние животные).
- Леопард, кабан, лев, лось. (Дикие животные).
Как по-другому назвать лося? (Сохатый, т.е. рогатый, имеющий ветвистые рога).
Упражнение “Четвёртый лишний” Рубинштейна С.Л. [3, стр.321]
(на развитие мыслительных процессов анализа, отвлечения, классификации способом выделения существенных признаков)
Предлагается исключить лишнее слово.
- Тигр, собака, свинья, щука.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Заяц, медведь, ворона, лиса.
- Час, минута, осень, секунда.
- Баран, козёл, лошадь, медведь.
Авторская модификация упражнения “Смысловой ряд” [4, стр.251]
Лось – сохатый, а медведь - ..? Косолапый, т.е. ступающий пятками врозь, а носками внутрь. В разговорном языке употребляется также определение “неуклюжий”.
4. Изучение уровня сформированности толерантности, определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере детей.
Предлагается прослушать или посмотреть инсценировку рассказа и дать ему название. Читается 1 часть текста. [1]
КАК БЫЛ НАКАЗАН МЕДВЕДЬ
Раньше медведь никому житья не давал. Большой и сильный, он то громко рявкнет, не на шутку напугает кого-нибудь, то нечаянно, неуклюжий, придавит насмерть маленьких зверюшек и птиц, то сломает деревья и разорит гнёзда, сделанные обитателями леса с превеликим трудом и упорством. Многих обижал и не давал им покоя.
Попытались как-то звери унять хозяина тайги. Ну, куда там, и слушать их не стал. “Не учите меня, - ответил он, - я сам знаю... Что хочу, то и делаю...”
Стояла середина ноября. Холодная осень сняла с деревьев пожелтевшие листья и шумом холодного ветра призывала всех готовиться к зиме. Впереди – нелёгкая пора года.
И вот звери задумались:
- Как быть дальше с медведем? Если он так же будет вести себя, то добра от него не жди, будет худо.
Чтение текста прерывается. Ведущий спрашивает: “Каким вам представился медведь? Что он делал? Как бы вы поступили на месте зверей?” Дети предлагают разные варианты, как правило, уничтожить, убить и т.п.
Ведущий, анализируя ответы детей, сообщает, что так поступают только интолерантные личности – нетерпимо относящиеся к окружающим. Интолерантность может начинаться с невежливости, раздражительности, а закончиться уничтожением. Толерантный человек – это личность, которая относится к другим доброжелательно. [2]
Далее ведущий спрашивает, хотели бы дети дослушать сказку до конца и узнать, как поступили звери?.. Толерантные дети с познавательным интересом обычно предпочитают узнать продолжение сказки. Читается 2 часть текста.
Со всей тайги дружно собрались на свой суглан* звери, птицы, заполнили поляну, сели на деревья, камни, пни, и было их видимо-невидимо. Собрались решать:
Белка: “Что делать с грубияном?”
Зайчиха: “Как перевоспитать медведя?”
Сорока: “Надо объяснить медведю, в чём он виноват”.
Лисица: “Давайте устроим суд над ним”.
- Давайте, давайте скажем ему. А кто будет судьёй, кто станет выносить приговор? (Звери шепчутся, кивают головой). Судьёй избрали сохатого.
- Сохатый будет судить! Он хозяин тайги, он сильный, справедливый!
Устроили суд над медведем. Много обид высказали большие и маленькие звери:
Белка: “Медведь ломает деревья и отнимает у бельчат орешки”.
Зайчиха: “Медведь пугает и кричит на зайчат”.
Сорока: “Медведь разоряет гнёзда, хватает меня за хвост”.
Лисица: “Медведь обижает меня, обзывает рыжей плутовкой и портит мой пушистый хвост”.
Все вместе: “Мешает нам готовиться к зиме, всё ломает и топчет”.
Каждый из них говорил, и стоял такой шум, что, казалось, поднялся ураган небывалый. Медведь такого в жизни не видел – он сжался, стал каким-то маленьким и жалким. Вынесли приговор.
Сохатый: “Наказать медведя, чтобы он был в заточении всю зиму”.
С тех пор косолапый зимой не ходит по тайге, а ложится в спячку в наказание за свою грубость. И намного он присмирел. Звери сказали:
- Надо жить мирно!
*
Суглан – собрание.
5. Отработка навыков толерантного поведения.
Групповое обсуждение текста
- За что устроили звери суд медведю?
- Встречали ли вы в жизни человека с такими качествами?
- Как звери наказали медведя?
- Как вы считаете, правильно ли сделали звери, что наказали медведя?
- Зачем они это сделали?
- Какое название вы дали бы этому рассказу?
6. Домашнее задание. Расскажите своим родителям о том, почему медведь зимой спит.
7. Отработка навыков толерантности в игре.
Игра “Наоборот” Бондаренко А. [4, стр.278]
(на расширение кругозора и сообразительности, развитие скорости мышления)
Предлагается назвать слово с противоположным значением.
плохой - .., злой - .., слабый - .., трусливый - .., грустный - .., нетерпеливый - .., медленный - .., интолерантный - ...
Ведущий спрашивает, как всё это назвать одним словом? (Качества человека).
Авторская игра “Комплимент”
(на развитие межличностных отношений)
Ведущий предлагает определить, кто в нашем классе весёлый?.. добрый?.. скромный?.. смелый?.. сильный?.. вежливый?.. терпеливый?.. толерантный?..
8. Рефлексия прошедшего занятия.
9/ Ритуал прощания.
Список использованной литературы.
- Байкала-озера сказки. – Иркутск, 1988. – С.35.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003. – 192 с.
- Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. – Ярославль, 2002. – 325 с.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д, 2005. – 320 с.