Цели урока: формирование у учащихся понятия об электролитах как проводниках II рода, процессе и механизме электролитической диссоциации веществ; сформировать понятия о солях, кислотах и основаниях с точки зрения ТЭД; знать правила техники безопасности; уметь экспериментально подтверждать указанные свойства.
Задачи:
- Образовательная: сформировать понятия о солях, кислотах и основаниях как электролитах; раскрыть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью; ввести понятие “степень электролитической диссоциации” и показать её зависимость от различных факторов; сформировать умения у учащихся составлять уравнения диссоциации; научиться выделять существенные признаки и свойства объектов.
- Воспитательная: воспитание мотивов учения, стремления добиваться наилучших результатов; развивать коммуникативные навыки в процессе решения проблемы и работы в паре; воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с химическими веществами
- Развивающая: развивать логико-смысловое мышление учащихся; совершенствовать умения проводить лабораторный эксперимент и составлять уравнения диссоциации; классифицировать факты, делать выводы.
Оборудование и реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, пробирки в штативе, картофель, грейпфрут, соединительные провода, гальванометр.
Время - 2 урока по 45 минут
Эпиграф урока:
“Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. М.В. Ломоносов.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный этап | Приветствуют учащихся, определяют их
готовность к работе на уроке (слайд 2 ) на столах (Приложение 1) |
Приветствуют учителей, проверяют свои рабочие места |
II | Стадия вызова. Актуализация опорных
знаний. а) Включение в систему знаний. |
Фронтальная беседа
|
Отвечают на вопросы |
б) Целеполагание | Дем. учителем физики Природные электролиты (картофель, грейпфрут) Сок картофеля – электролит, а сам клубень картофеля и гвозди работают как гальванический элемент. Также ведут себя в качестве гальванического элемента и другие фрукты, и овощи (лук, лимон). Важнейшим процессом, который непосредственно связан с электрическим током - является электролиз. (слайд 3,4) Дем. видеофрагмента “Электролиз сульфата меди” (слайд 5) Предлагает решить задачу. Условие на слайде (слайд 6) |
Наблюдают, сравнивают и делают вывод
Формулируют тему урока и цели. |
|
в) Повторение | Решение (слайд 7 ) | Наблюдают, записывают краткое условие (1
ученик у доски), решают самостоятельно задачу. Взаимопроверка. (слайд 7 ) |
|
III | Изучение нового материала: а) соли как электролиты |
Вспомните состав кислот, оснований и
солей? Какие виды связи вы знаете? Дем. видео. Диссоциация соединений с ионной связью. (слайд 8) |
Отвечают на вопросы
Смотрят видео фрагмент |
Написать уравнения диссоциации: NaCl - K2SO3 <—> Ag NO3 <—> Соли – это электролиты при диссоциации, которых, образуются...? (слайд 9) |
Составляют уравнения диссоциации солей и делают вывод. | ||
б) кислоты как электролиты | Дем. видео. Диссоциация соединений с
ковалентной полярной связью (слайд 10) Повторить правила ТБ Лабораторный опыт “Определение ионов водорода в водном растворе” (слайд 11) |
Смотрят видео фрагмент
Повторяют правила ТБ Работа в парах. |
|
Обсуждение эксперимента по вопросам: 1. Как изменился цвет индикаторов в растворах? 2. Какой индикатор нельзя использовать для выявления ионов водорода в растворе? Написать уравнения диссоциации: (слайд 12) HBr <—> ______ + _______ HNO3 <—> _______ + _______ HF <—> _______ + ________ Кислоты – это электролиты при диссоциации которых, образуются...? |
Выполняют лаб. опыт и в лист
исследования записывают наблюдения; составляют
уравнения реакций, указывают тип реакции и
расставляют коэффициенты. Отвечают на вопросы.
Делают выводы. |
||
в) основания как электролиты | Лабораторный опыт “Определение
гидроксид-ионов в водном растворе”. (слайд 13) Как изменился цвет индикаторов в растворах? Какой индикатор лучше использовать для выявления гидроксид-ионов в растворе? Написать уравнения диссоциации: (слайд 14) KOH - _______ + _______ LiOH - _______ + _______ RbOH -________ + ________ Основания – это электролиты при диссоциации которых, образуются...? |
Работа в парах. Выполняют лаб. опыт и в лист исследования записывают наблюдения; составляют уравнения реакций, указывают тип реакции и расставляют коэффициенты. Отвечают на вопросы. Батова Л.В. Томенко Е. М.
Делают выводы |
|
IV | Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний | Организует индивидуальную работу в
тетради: Записать уравнения диссоциации Задания (слайд 15)
Общий вывод (слайд 16) |
Выполняют задания в тетради. У доски записывают уравнения с комментированием записи. Проверка результатов работы, самооценка. Формулируют общий вывод |
Практическое применение электролиза (слайд 17), (слайд 18), (слайд 19), (слайд 20), (слайд 21), (слайд 22), (слайд 23) | Краткие сообщения учащихся (не более 1 мин) |
||
V | Подведение итогов урока | Вернуться к задачам и проанализировать
все ли они выполнены. (слайд 24) Подведение итога урока, выставление оценок учащимся за активную работу |
Проводят совместно с учителем анализ |
VI | Домашнее задание | (слайд 25) | Записывают д/з |