Интегрируемые предметы: биология, экология, мировая художественная культура, литература, география.
Класс: 8
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование значимости роли гормонов в обменных процессах организма человека и метапредметных УУД.
Предметные задачи:
– показать роль гормонов в обменных процессах организма человека;
– ознакомить обучающихся с нарушениями нейро-гуморальной регуляции и их влиянием на состояние человека, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
Метапредметные задачи:
– развивать умение работать с предложенной информацией в текстовом, схематичном и табличном выражении, навыки публичного выступления, способствовать формированию у школьников умений самостоятельного поиска ответов на проблемы;
– воспитывать культуру общения, чувство гордости за наше Отечество.
Планируемые результаты:
– предметные УУД: знание об особенностях строения и развития эндокринной системы и роли гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма;
– метапредметные УУД: умение самостоятельно структурировать информацию из текста, преобразовывать её из одной формы в другую, применять знания из различных областей наук в изменённой обстановке, грамотно формулировать вопросы и аргументированно отвечать на них;
– личностные УУД: развитие коммуникативных качеств, любознательности, сообразительности; умение обучающихся работать в коллективе и проявлять смекалку.
Оборудование и материалы: пакеты с заданиями, таблица с изображением желёз внутренней секреции, схемы, презентация, видеоролик, сборник пословиц русского народа В.И. Даля, репродукции картин [Приложение 8]: Леонардо да Винчи “Джоконда”; Питер Пауль Рубенс “Портрет Сусанны Фоурмент”, “Портрет Елены Фоурмент”; Левицкий “Портрет Марии Ивановны Мюссар”, “Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой, жены художника”, Рибер “Магдалена Вентура”; фотографии: Н.К.Крупской в молодости и в зрелые годы (базедова болезнь), Джулии Пастрана (синдром маскулинизации), Роберта Уадлоу, Петра Первого (гигантизм), Лючии Зарата, Чарльза Шервуда Стратгона и др.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Гормон роста. Гипофизарные гиганты и лилипуты. Кретинизм. Базедова болезнь. Слизистый отёк. Инсулин. Сахарный диабет. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин.
Страницы журнала:
- Свет мой, зеркальце, скажи, в чём значенье железы?
- Биологические загадки литературных героев.
- Связанные одной нитью.
- Народная мудрость в пословицах В.И. Даля.
- Диагностическая лаборатория (закрепление изученного материала).
Ход урока
1. Организационный момент. Добрый день, ребята! Я очень рада видеть Вас счастливыми, красивыми и здоровыми. Ребята, а что Вас всех объединяет? (Ответы учащихся). Чем Вы любите заниматься в свободное от учёбы время? (Ответы учащихся).
Учитель: Все мы разные: одни любят читать художественную литературу, слушать музыку, танцевать, рисовать, путешествовать, посещать музеи и театры, другие увлекаются различными видами спорта. Учитывая Ваши интересы, давайте мы сегодня на уроке попробуем разделиться на группы.
Организация работы в группах:
Экспертные группы формируются в соответствии с интересами обучающихся:
1-я: биология – мировая художественная культура (страница 1);
2-я: биология – литература (страница 2);
3-я: биология – экология, география (страница 3);
4-я: биология – устное народное творчество (страница 4).
5-я: работает над повторением пройденного материала [Приложение 6].
Заседание экспертных групп по подготовке и проведению устного журнала "Творческий потенциал школьников" сегодня поведу я (учитель представляется).
2. Мотивация учебной деятельности. (На слайде – портрет “Джоконды” Леонардо да Винчи, на доске – таблица с изображением желёз внутренней секреции, трафарет бабочки. Листочки с названием темы перевёрнуты надписью к доске и закреплены магнитами белого цвета.)
Вступительное слово учителя: Во всём мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза или “Джоконда” – одна из немногочисленных картин величайшего художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Ребята, попробуйте найти взаимосвязь между таблицей с изображением желёз внутренней секреции и знаменитым портретом.
(Учащиеся высказывают суждения).
3. Актуализация опорных знаний. Объявление темы и цели урока.
По мнению некоторых учёных, портретируемая женщина страдала расстройством функции щитовидной железы (эндемическим зобом). Нам сегодня это предстоит выяснить. (Для определения темы урока учитель задаёт школьникам наводящие вопросы и подводит итог). Учитывая всё вышеперечисленное, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обучающиеся высказывают суждения, учитель корректирует).
Ребята! Давайте попробуем поставить цель и задачи урока. (Озвучиваются цель и основные задачи урока).
4. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.
Страница 1. Свет мой, зеркальце, скажи, в чём значенье железы?
(Каждая группа получает пакет заданий. Участникам предлагается изучить биологическую информацию и выполнить задания одной из страниц устного журнала. Примерная биологическая информация предложена в приложениях 1-5,7).
1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 1, Приложение 7]
2. Выполните задания:
на “3”
– Выберите из предложенных вам фотографий и репродукций людей с признаками
гигантизма. (Отбираются фотография Роберта Уадлоу и репродукция картины с изображением Петра Первого).
– С чем связано патологическое усиление роста человека (избыточная выработка гормона роста передней долей гипофиза).
– По каким признакам людей высокого роста можно отличить от лиц, страдающих гигантизмом? (непропорциональность телосложения, преимущественное удлинение конечностей, особенно ног, голова кажется необычно маленькой).
на “4”
– Перечислите основные заболевания щитовидной железы. (Кретинизм, базедова болезнь).
– Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности щитовидной железы. (Отбираются Леонардо да Винчи “Джоконда”; Питер Пауль Рубенс “Портрет Сусанны Фоурмент”, “Портрет Елены Фоурмент”; Левицкий “Портрет Марии Ивановны Мюссар”, “Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой, жены художника”, фотографии Н.К.Крупской в зрелые годы).
– Попробуйте поставить им диагноз? (Эндемический зоб).
– Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности половых желез. (Отбирается Рибер “Магдалена Вентура”.
на “5”
– Внимательно рассмотрите портрет Моны Лизы. Попробуйте поставить диагноз “Джоконде”. (Скорее всего гипотериоз).
– По каким признакам вы это сделали? (пучеглазие не наблюдается, а бровей и ресниц практически нет – см. Признаки гипотиреоза. Одновременно наблюдается некоторая одутловатость в строении тела).
– Назовите симптомы гипотиреоза, используя таблицу 2. [Приложение 1, Таблица 2].
Страница 2. Биологические загадки литературных героев.
1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 2, Приложение 7]
2. Выполните задания:
на “3”
– Назовите литературные произведения, герои которых являются гигантами (великанами)?
(“Гулливер в стране лилипутов” Д.Свифта, “Гагрантюа и Пантагрюэль” Рабле, Атланты и Гиганты в древнегреческой мифологии, Богатыри в “Сказке о царе Салтане” А.С.Пушкина и др.).
– В каких литературных произведениях упоминаются люди очень маленького роста? (“Дюймовочка”, Оле Лукойе Г.-Х.Андерсена, Мальчик с пальчик, гномы в “Белоснежке и семь гномов” и вообще гномы и эльфы в нормандских и скандинавских мифах и сказаниях, малыши и малышки у Н.Носова, Карлсон в “Повести о Малыше и Карлсоне” А.Линдгрен и др.)
– Объясните причину столь маленького роста. (Нехватка гормона роста).
– Предложите возможное лечение. (Введение гормона роста).
– Назовите настоящих, а не сказочных “дюймовочек” и “мальчиков-с-пальчик” (Лючия Зарата, Чарльз Шервуд Стратгон, Роберт Уадлоу).
на “4”
– Каким заболеванием страдала Лукерья? (Аддисонова болезнь).
– Сопоставьте признаки болезни Лукерьи с признаками Аддисоновой болезни. (Потемнение кожи, сильное похудание, слабость, повышенная утомляемость, боли в суставах, бессонница).
– Предположите возможную причину возникновения заболевания. (Травма спины с возможным повреждением надпочечников и, как следствие, аутоиммунная реакция).
– Если события, описанные в рассказе, происходили в наши дни, можно было бы вылечить Лукерью? (Да. Достаточно просто ввести недостающие гормоны – кортизол и альдостерон или эквивалентные им препараты. Эти средства обычно принимают внутрь один раз в день. Лечение обеспечивает нормальную продолжительность жизни больного).
на “5”
– Почему аддисонову болезнь называют еще бронзовой болезнью? (По цвету кожи больного).
– Какая связь между меланином и адренокортикотропным гормоном гипофиза? (Адренокортикотропный гормон (АКТГ) гипофиза служит причиной усиленного образования меланина).
– Какая связь между кортизолом надпочечников и адренокортикотропным гормоном? Кортизол продуцируется корой надпочечника в ответ на стимуляцию АГТГ).
– Попробуйте изобразить эту связь в виде схемы. (Обучающиеся рисуют схему на доске).
Страница 3. Связанные одной нитью.
1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 3, Приложение 7]
2. Выполните задания:
на “3”
– Поясните, почему в Чувашской Республике высока вероятность заболеваний щитовидной железы? (Недостаток йода).
– Назовите субрегион эндемичный по узловому зобу?( Присурский субрегион).
– Перечислите районы, входящие в Присурский субрегион? (Алатырский, Порецкий, Ибресинский, Шумерлинский, Шемуршинский, часть Ядринского района)
на “4”
– Почему после Первой мировой войны в России и Германии учёные зафиксировали невиданный ранее рост заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом, свидетельствующих о нарушении функций эндокринной системы? (Слаженную работу желёз судьбы могут расстроить различные катастрофы).
– Предположите, почему и жена и свояченица великого фламандского живописца П.П.Рубенса страдали эндемическим зобом? (Голландия является “страной риска” по показателю заболеваний щитовидной железы.)
– Что такое струмогенный фактор? (чрезмерное потребление продуктов, содержащих вещества, которые препятствуют усвоению йода).
– Назовите продукты, препятствующие усвоению йода? (соевые бобы, арахис, просо, турнепс, капуста и горчица).
на “5”
– Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но, как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. Попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения. (У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги - адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Адреналин сужает кровеносные сосуды - человек бледнеет. Норадреналин расширяет кровеносные сосуды - человек краснеет).
– Объясните поведение животных:
– в природе кошка, увидев своего злейшего врага, - собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом (выделяется адреналин - это гормон тревоги, страха);
– собака, встретившись с кошкой, рычит, лает, гонится за ней (выделяется гормон агрессии – норадреналин).
– Почему перед схваткой на ринге, дракой или боем противники затевают словесную
перепалку? (они бессознательно стремятся усилить у себя выделение агрессивного гормона норадреналина.) [2]
Страница 4. Народная мудрость в пословицах В.И. Даля.
1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 4, Приложение 7]
2. Выполните задания:
на “3”
– Какие заповеди рационального питания по Владимиру Леви иллюстрируют народные пословицы, собранные В.Далем?:
– пословица “Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна”? (Третью: “Не есть до полного насыщения”.)
– пословицы “Голо, голо, а луковку во щи надо” и “Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук”? (Уточнение для пищи лекарственной в первой заповеди.)
– пословицы “Как проголодался, так и догадался” и “Сытое брюхо на ученье глухо”? (Пятую: “Всякую еду да оплатят мускулы”.)
– пословицы “Коли ем (Покуда ем), так глух и нем” и “Есть и читать вместе – память проглотишь”? (Десятую: “Пища свята”).
– Какую заповедь рационального питания иллюстрирует басня “Демьянова уха”? (Первую: “Без насилия”.)
на “4”
– Попробуйте объяснить пословицу “Как придет беда, не пойдет на ум еда”. (Среди факторов, влияющих на желудочную секрецию, существенное значение имеют эмоциональное возбуждение и стресс. Вероятно, именно в этих случаях проявляются адренэргические влияния на желудочную секрецию. Показано, что активация симпатоадреналовой системы может приводить к угнетению секреции HCl. Вместе с тем, известно, что если одни виды эмоционального возбуждения (страх, тоска) вызывают торможение, то другие (раздражение, ярость) – усиление секреторной функции желудка).
– Выберите из предложенного перечня пословицы, характеризующие причины развития сахарного диабета. (Обучающиеся выбирают соответствующие пословицы).
на “5”
– Выберите из предложенного перечня пословицы [Приложение 4], объясняющие 2, 4, 6, 7, 8, 9 заповеди рационального питания по Владимиру Леви.
– Объясните пословицы, используя полученные знания о работе поджелудочной железы: “Весь сыт, а глаза все голодны”, “Что, сыт? Погоди, дай распоясаться”.
5. Включение нового знания, закрепление.
Страница 5. Диагностическая лаборатория.
1. Представьте, что вы присутствуете на приёме у врача-эндокринолога. Внимательно прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз. Предложите возможные варианты лечения. [Приложение 5]
(Учитель раздаёт анамнезы больных каждой группе. Анализ текста обучающимися.)
6. Итог урока. Итак, ребята, какое значение имеют железы внутренней секреции для жизнедеятельности человека? (Железы выделяют гормоны – биологически активные вещества, которые регулируют процессы обмена веществ в организме. При недостаточной или, наоборот, излишней секреции желез обмен веществ нарушается, возникают различные заболевания. В большинстве случаев для лечения заболеваний достаточно ввести препарат недостающего гормона.)
7. Рефлексия. Учитель предлагает детям взять цветные магниты и расположить их на магнитной доске, к которой заранее прикреплён трафарет бабочки: красный – понял все; синий – понял все, но не знаю, как это применить в жизни; желтый – ничего не понял, белый – мне эта тема неинтересна.
На доске появляется проект (Щитовидная железа внешне напоминает крылья бабочки. Листочки с названием темы переворачивают надписью к обучающимся. Название темы напечатано на голубой бумаге, закреплено магнитами белого цвета, символизирует небо и облака. Сочетание белого, синего, красного магнитов символизирует флаг России, красного и жёлтого – флаг Чувашской Республики. Зелёные магниты напоминают траву, жёлтые – солнце, белые – снег. Демонстрируется видеоролик, параллельно читается стих.)
Лети, мой друг, лети, родная,
Взмывая выше к облакам,
Родную землю покидая,
Желай здоровья здесь и там!Пусть жители родной России
Живут в гармонии с собой.
И счастливы вовеки будем
На этом свете мы с тобой.Пусть солнце светит над полями,
Пусть снег лежит весной в горах,
Пусть дети будут рядом с Вами,
И помни: всё в твоих руках!О чём хотите Вы, мечтайте
В кустах рябиновой лозы,
Но никогда не забывайте
О важной роли железы!
8. Д/з: подготовить творческую работу (проект) (с учётом интересов и способностей обучающихся о железах, не изученных на уроке).
Будьте всегда здоровы! Творите добро! И оно обязательно к Вам вернётся!
(Подведение итогов урока. Выставление оценок (красный магнит – “5”, синий – “4”, жёлтый – “3”, белый – начните с чистого листа).
Использованная литература.
1. Биология: предметное приложение к газете “Первое сентября”. – 2004. - № 10. – С. 7–9. - № 11. – С. 8–11;
2. Материалы V Республиканского фестиваля “Педагогическое мастерство учителя биологии”. Библиотечка фестивалей / под общ. ред. Н.В. Борисовой.– Чебоксары, 2015.– 159 с.
3. Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 176с. – (Мастерская учителя биологии).
4. Пословицы русского народа: сборник В.И. Даля. – М. : Рус. яз.– Медиа, 2004. – 814, [2] с.
Интернет-ресурсы.