Урок – устный журнал «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Интегрируемые предметы: биология, экология, мировая художественная культура, литература, география.

Класс: 8

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формирование значимости роли гормонов в обменных процессах организма человека и метапредметных УУД.

Предметные задачи:

– показать роль гормонов в обменных процессах организма человека;

– ознакомить обучающихся с нарушениями нейро-гуморальной регуляции и их влиянием на состояние человека, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

Метапредметные задачи:

– развивать умение работать с предложенной информацией в текстовом, схематичном и табличном выражении, навыки публичного выступления, способствовать формированию у школьников умений самостоятельного поиска ответов на проблемы;

– воспитывать культуру общения, чувство гордости за наше Отечество.

Планируемые результаты:

– предметные УУД: знание об особенностях строения и развития эндокринной системы и роли гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма;

– метапредметные УУД: умение самостоятельно структурировать информацию из текста, преобразовывать её из одной формы в другую, применять знания из различных областей наук в изменённой обстановке, грамотно формулировать вопросы и аргументированно отвечать на них;

– личностные УУД: развитие коммуникативных качеств, любознательности, сообразительности; умение обучающихся работать в коллективе и проявлять смекалку.

Оборудование и материалы: пакеты с заданиями, таблица с изображением желёз внутренней секреции, схемы, презентация, видеоролик, сборник пословиц русского народа В.И. Даля, репродукции картин [Приложение 8]: Леонардо да Винчи “Джоконда”; Питер Пауль Рубенс “Портрет Сусанны Фоурмент”, “Портрет Елены Фоурмент”; Левицкий “Портрет Марии Ивановны Мюссар”, “Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой, жены художника”, Рибер “Магдалена Вентура”; фотографии: Н.К.Крупской в молодости и в зрелые годы (базедова болезнь), Джулии Пастрана (синдром маскулинизации), Роберта Уадлоу, Петра Первого (гигантизм), Лючии Зарата, Чарльза Шервуда Стратгона и др.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Гормон роста. Гипофизарные гиганты и лилипуты. Кретинизм. Базедова болезнь. Слизистый отёк. Инсулин. Сахарный диабет. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин.

Страницы журнала:

  1. Свет мой, зеркальце, скажи, в чём значенье железы?
  2. Биологические загадки литературных героев.
  3. Связанные одной нитью.
  4. Народная мудрость в пословицах В.И. Даля.
  5. Диагностическая лаборатория (закрепление изученного материала).

Ход урока

1. Организационный момент. Добрый день, ребята! Я очень рада видеть Вас счастливыми, красивыми и здоровыми. Ребята, а что Вас всех объединяет? (Ответы учащихся). Чем Вы любите заниматься в свободное от учёбы время? (Ответы учащихся).

Учитель: Все мы разные: одни любят читать художественную литературу, слушать музыку, танцевать, рисовать, путешествовать, посещать музеи и театры, другие увлекаются различными видами спорта. Учитывая Ваши интересы, давайте мы сегодня на уроке попробуем разделиться на группы.

Организация работы в группах:

Экспертные группы формируются в соответствии с интересами обучающихся:

1-я: биология – мировая художественная культура (страница 1);

2-я: биология – литература (страница 2);

3-я: биология – экология, география (страница 3);

4-я: биология – устное народное творчество (страница 4).

5-я: работает над повторением пройденного материала [Приложение 6].

Заседание экспертных групп по подготовке и проведению устного журнала "Творческий потенциал школьников" сегодня поведу я (учитель представляется).

2. Мотивация учебной деятельности. (На слайде – портрет “Джоконды” Леонардо да Винчи, на доске – таблица с изображением желёз внутренней секреции, трафарет бабочки. Листочки с названием темы перевёрнуты надписью к доске и закреплены магнитами белого цвета.)

Вступительное слово учителя: Во всём мире знаменита своей загадочной улыбкой Мона Лиза или “Джоконда” – одна из немногочисленных картин величайшего художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Ребята, попробуйте найти взаимосвязь между таблицей с изображением желёз внутренней секреции и знаменитым портретом.

(Учащиеся высказывают суждения).

3. Актуализация опорных знаний. Объявление темы и цели урока.

По мнению некоторых учёных, портретируемая женщина страдала расстройством функции щитовидной железы (эндемическим зобом). Нам сегодня это предстоит выяснить. (Для определения темы урока учитель задаёт школьникам наводящие вопросы и подводит итог). Учитывая всё вышеперечисленное, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обучающиеся высказывают суждения, учитель корректирует).

Ребята! Давайте попробуем поставить цель и задачи урока. (Озвучиваются цель и основные задачи урока).

4. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

Страница 1. Свет мой, зеркальце, скажи, в чём значенье железы?

(Каждая группа получает пакет заданий. Участникам предлагается изучить биологическую информацию и выполнить задания одной из страниц устного журнала. Примерная биологическая информация предложена в приложениях 1-5,7).

1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 1, Приложение 7]

2. Выполните задания:

на “3”

– Выберите из предложенных вам фотографий и репродукций людей с признаками

гигантизма. (Отбираются фотография Роберта Уадлоу и репродукция картины с изображением Петра Первого).

– С чем связано патологическое усиление роста человека (избыточная выработка гормона роста передней долей гипофиза).

По каким признакам людей высокого роста можно отличить от лиц, страдающих гигантизмом? (непропорциональность телосложения, преимущественное удлинение конечностей, особенно ног, голова кажется необычно маленькой).

на “4”

– Перечислите основные заболевания щитовидной железы. (Кретинизм, базедова болезнь).

– Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности щитовидной железы. (Отбираются Леонардо да Винчи “Джоконда”; Питер Пауль Рубенс “Портрет Сусанны Фоурмент”, “Портрет Елены Фоурмент”; Левицкий “Портрет Марии Ивановны Мюссар”, “Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой, жены художника”, фотографии Н.К.Крупской в зрелые годы).

– Попробуйте поставить им диагноз? (Эндемический зоб).

– Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности половых желез. (Отбирается Рибер “Магдалена Вентура”.

на “5”

– Внимательно рассмотрите портрет Моны Лизы. Попробуйте поставить диагноз “Джоконде”. (Скорее всего гипотериоз).

– По каким признакам вы это сделали? (пучеглазие не наблюдается, а бровей и ресниц практически нет – см. Признаки гипотиреоза. Одновременно наблюдается некоторая одутловатость в строении тела).

– Назовите симптомы гипотиреоза, используя таблицу 2. [Приложение 1, Таблица 2].

Страница 2. Биологические загадки литературных героев.

1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 2, Приложение 7]

2. Выполните задания:

на “3”

Назовите литературные произведения, герои которых являются гигантами (великанами)?

(“Гулливер в стране лилипутов” Д.Свифта, “Гагрантюа и Пантагрюэль” Рабле, Атланты и Гиганты в древнегреческой мифологии, Богатыри в “Сказке о царе Салтане” А.С.Пушкина и др.).

В каких литературных произведениях упоминаются люди очень маленького роста? (“Дюймовочка”, Оле Лукойе Г.-Х.Андерсена, Мальчик с пальчик, гномы в “Белоснежке и семь гномов” и вообще гномы и эльфы в нормандских и скандинавских мифах и сказаниях, малыши и малышки у Н.Носова, Карлсон в “Повести о Малыше и Карлсоне” А.Линдгрен и др.)

Объясните причину столь маленького роста. (Нехватка гормона роста).

Предложите возможное лечение. (Введение гормона роста).

Назовите настоящих, а не сказочных “дюймовочек” и “мальчиков-с-пальчик” (Лючия Зарата, Чарльз Шервуд Стратгон, Роберт Уадлоу).

на “4”

– Каким заболеванием страдала Лукерья? (Аддисонова болезнь).

– Сопоставьте признаки болезни Лукерьи с признаками Аддисоновой болезни. (Потемнение кожи, сильное похудание, слабость, повышенная утомляемость, боли в суставах, бессонница).

– Предположите возможную причину возникновения заболевания. (Травма спины с возможным повреждением надпочечников и, как следствие, аутоиммунная реакция).

– Если события, описанные в рассказе, происходили в наши дни, можно было бы вылечить Лукерью? (Да. Достаточно просто ввести недостающие гормоны – кортизол и альдостерон или эквивалентные им препараты. Эти средства обычно принимают внутрь один раз в день. Лечение обеспечивает нормальную продолжительность жизни больного).

на “5”

– Почему аддисонову болезнь называют еще бронзовой болезнью? (По цвету кожи больного).

– Какая связь между меланином и адренокортикотропным гормоном гипофиза? (Адренокортикотропный гормон (АКТГ) гипофиза служит причиной усиленного образования меланина).

– Какая связь между кортизолом надпочечников и адренокортикотропным гормоном? Кортизол продуцируется корой надпочечника в ответ на стимуляцию АГТГ).

– Попробуйте изобразить эту связь в виде схемы. (Обучающиеся рисуют схему на доске).

Страница 3. Связанные одной нитью.

1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 3, Приложение 7]

2. Выполните задания:

на “3”

– Поясните, почему в Чувашской Республике высока вероятность заболеваний щитовидной железы? (Недостаток йода).

– Назовите субрегион эндемичный по узловому зобу?( Присурский субрегион).

Перечислите районы, входящие в Присурский субрегион? (Алатырский, Порецкий, Ибресинский, Шумерлинский, Шемуршинский, часть Ядринского района)

на “4”

– Почему после Первой мировой войны в России и Германии учёные зафиксировали невиданный ранее рост заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом, свидетельствующих о нарушении функций эндокринной системы? (Слаженную работу желёз судьбы могут расстроить различные катастрофы).

– Предположите, почему и жена и свояченица великого фламандского живописца П.П.Рубенса страдали эндемическим зобом? (Голландия является “страной риска” по показателю заболеваний щитовидной железы.)

– Что такое струмогенный фактор? (чрезмерное потребление продуктов, содержащих вещества, которые препятствуют усвоению йода).

– Назовите продукты, препятствующие усвоению йода? (соевые бобы, арахис, просо, турнепс, капуста и горчица).

на “5”

– Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но, как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. Попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения. (У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги - адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Адреналин сужает кровеносные сосуды - человек бледнеет. Норадреналин расширяет кровеносные сосуды - человек краснеет).

– Объясните поведение животных:

– в природе кошка, увидев своего злейшего врага, - собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом (выделяется адреналин - это гормон тревоги, страха);

– собака, встретившись с кошкой, рычит, лает, гонится за ней (выделяется гормон агрессии – норадреналин).

– Почему перед схваткой на ринге, дракой или боем противники затевают словесную

перепалку? (они бессознательно стремятся усилить у себя выделение агрессивного гормона норадреналина.) [2]

Страница 4. Народная мудрость в пословицах В.И. Даля.

1. Внимательно изучите предложенную вам биологическую информацию [Приложение 4, Приложение 7]

2. Выполните задания:

на “3”

– Какие заповеди рационального питания по Владимиру Леви иллюстрируют народные пословицы, собранные В.Далем?:

– пословица “Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна”? (Третью: “Не есть до полного насыщения”.)

– пословицы “Голо, голо, а луковку во щи надо” и “Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук”? (Уточнение для пищи лекарственной в первой заповеди.)

– пословицы “Как проголодался, так и догадался” и “Сытое брюхо на ученье глухо”? (Пятую: “Всякую еду да оплатят мускулы”.)

– пословицы “Коли ем (Покуда ем), так глух и нем” и “Есть и читать вместе – память проглотишь”? (Десятую: “Пища свята”).

– Какую заповедь рационального питания иллюстрирует басня “Демьянова уха”? (Первую: “Без насилия”.)

на “4”

– Попробуйте объяснить пословицу “Как придет беда, не пойдет на ум еда”. (Среди факторов, влияющих на желудочную секрецию, существенное значение имеют эмоциональное возбуждение и стресс. Вероятно, именно в этих случаях проявляются адренэргические влияния на желудочную секрецию. Показано, что активация симпатоадреналовой системы может приводить к угнетению секреции HCl. Вместе с тем, известно, что если одни виды эмоционального возбуждения (страх, тоска) вызывают торможение, то другие (раздражение, ярость) – усиление секреторной функции желудка).

– Выберите из предложенного перечня пословицы, характеризующие причины развития сахарного диабета. (Обучающиеся выбирают соответствующие пословицы).

на “5”

– Выберите из предложенного перечня пословицы [Приложение 4], объясняющие 2, 4, 6, 7, 8, 9 заповеди рационального питания по Владимиру Леви.

– Объясните пословицы, используя полученные знания о работе поджелудочной железы: “Весь сыт, а глаза все голодны”, “Что, сыт? Погоди, дай распоясаться”.

5. Включение нового знания, закрепление.

Страница 5. Диагностическая лаборатория.

1. Представьте, что вы присутствуете на приёме у врача-эндокринолога. Внимательно прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз. Предложите возможные варианты лечения. [Приложение 5]

(Учитель раздаёт анамнезы больных каждой группе. Анализ текста обучающимися.)

6. Итог урока. Итак, ребята, какое значение имеют железы внутренней секреции для жизнедеятельности человека? (Железы выделяют гормоны – биологически активные вещества, которые регулируют процессы обмена веществ в организме. При недостаточной или, наоборот, излишней секреции желез обмен веществ нарушается, возникают различные заболевания. В большинстве случаев для лечения заболеваний достаточно ввести препарат недостающего гормона.)

7. Рефлексия. Учитель предлагает детям взять цветные магниты и расположить их на магнитной доске, к которой заранее прикреплён трафарет бабочки: красный – понял все; синий – понял все, но не знаю, как это применить в жизни; желтый – ничего не понял, белый – мне эта тема неинтересна.

На доске появляется проект (Щитовидная железа внешне напоминает крылья бабочки. Листочки с названием темы переворачивают надписью к обучающимся. Название темы напечатано на голубой бумаге, закреплено магнитами белого цвета, символизирует небо и облака. Сочетание белого, синего, красного магнитов символизирует флаг России, красного и жёлтого – флаг Чувашской Республики. Зелёные магниты напоминают траву, жёлтые – солнце, белые – снег. Демонстрируется видеоролик, параллельно читается стих.)

Лети, мой друг, лети, родная,
Взмывая выше к облакам,
Родную землю покидая,
Желай здоровья здесь и там!

Пусть жители родной России
Живут в гармонии с собой.
И счастливы вовеки будем
На этом свете мы с тобой.

Пусть солнце светит над полями,
Пусть снег лежит весной в горах,
Пусть дети будут рядом с Вами,
И помни: всё в твоих руках!

О чём хотите Вы, мечтайте
В кустах рябиновой лозы,
Но никогда не забывайте
О важной роли железы!

8. Д/з: подготовить творческую работу (проект) (с учётом интересов и способностей обучающихся о железах, не изученных на уроке).

Будьте всегда здоровы! Творите добро! И оно обязательно к Вам вернётся!

(Подведение итогов урока. Выставление оценок (красный магнит – “5”, синий – “4”, жёлтый – “3”, белый – начните с чистого листа).

Использованная литература.

1. Биология: предметное приложение к газете “Первое сентября”. – 2004. - № 10. – С. 7–9. - № 11. – С. 8–11;

2. Материалы V Республиканского фестиваля “Педагогическое мастерство учителя биологии”. Библиотечка фестивалей / под общ. ред. Н.В. Борисовой.– Чебоксары, 2015.– 159 с.

3. Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 176с. – (Мастерская учителя биологии).

4. Пословицы русского народа: сборник В.И. Даля. – М. : Рус. яз.– Медиа, 2004. – 814, [2] с.

Интернет-ресурсы.

http://www.tiensmed.ru/news/podjeljel1.html

http://www.tiensmed.ru/news/diabetuss2.html