Сложение трехзначных чисел с трехзначными числами без перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Педагогические задачи:

  • образовательные: создать условия для ознакомления с правилом сложения трехзначных чисел с трехзначными без перехода через разряд и с соответствующими случаями вычитания; научить пользоваться данным правилом при решении примеров; закрепить умение складывать и вычитать трехзначные числа с однозначными и двузначными; совершенствовать умение решать простые арифметические задачи;
  • коррекционно-развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи учащихся;
  • воспитательная: содействовать воспитанию самостоятельности, навыков культурного поведения при общении с окружающими людьми.

Ожидаемые (планируемые) результаты:

  • Предметные: познакомятся с правилом сложения и вычитания трехзначных чисел с трехзначными числами без перехода через разряд и соответствующими случаями вычитания; научатся применять полученные знания при решении примеров и задач.
  • Познавательные: получат возможность научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • Регулятивные: получат возможность самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Коммуникативные: научатся контролировать свои действия и действия партнера.
  • Личностные: проявят умение управлять своими действиями, учитывая правила культурного поведения.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; карточки - опоры, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент (тема урока закрыта).

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

Учитель читает стихотворение.

Долгожданный дан звонок - начинается урок!
Вот учебник на столе, а вот - тетрадки,
Нам не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

II. Устный счет.

1. Минутка чистописания.

100, 200, 300...

  1. Рассмотрите первую строчку. Что записано? (Круглые сотни.)
  2. Какие разрядные единицы отсутствуют? (Единицы, десятки.)
  3. Что пишем на их месте? (Нули.)
  4. Найдите закономерность. (Каждое следующее число увеличивается на 100.) Допишите числа до конца строки, соблюдая данную закономерность.
  5. Рассмотрите вторую строчку.
  6. Что видите? (Геометрические фигуры.)
  7. Установите закономерность. (Круг, квадрат, круг....)
  8. Что не изменяется? (Точка в середине фигур.)
  9. Дорисуйте бордюр до конца строки, соблюдая закономерность.

2. Упражнение “Составьте примеры и решите их”.

- Составьте примеры и решите их.

- Какое число прибавляли; вычитали? (200.)

- Как складывают (вычитают) круглые сотни с единицами и десятками? (Поразрядно.)

3. Работа над задачей “Составим задачу по рисунку”.

Учитель демонстрирует рисунки домов и карточки с числовыми данными.

Используя рисунки и числовые данные (90 жителей и 390 жителей), составьте задачу. (Выслушиваются не менее трех ответов.)

Задача. В одном доме 390 жителей, а в другом - на 90 жителей меньше. Сколько жителей во втором доме?

- Каким арифметическим действием ответим на вопрос задачи? Почему? (Вычитанием, потому что, чтобы узнать, на сколько меньше жителей в другом, надо из большего вычесть меньшее. 390 – 90 = 300)

- Так сколько жителей во втором доме? (300)

- В каком доме живете вы?

(Многоэтажный, многоквартирный, частный, деревянный...)

Разными были жилища наших предков, потому что жили они в разных природных условиях. Строили в старину дома из камня, соломы и глины, из ледяных глыб и костей крупных животных. Покрывали жилища шкурами зверей, войлоком, берестой, тростником и камышом. Русская изба рубилась топором из круглых бревен. Между ними прокладывали мох. Без единого гвоздя сооружали русские мастера бревенчатые терема и церкви. Сегодня любуются ими туристы со всего мира. Многое умели наши предки. В память о прошлом сохраняют старинные жилища в музеях под открытым небом. До сих пор в некоторых районах страны используют такие жилища, как чум, юрта.

Иллюстрации различных видов жилищ.

III. Актуализация чувственного опыта учащихся.

В пределах какой разрядной единицы мы учимся складывать и вычитать числа? ( в пределах 1000)

- На какие две группы можно разбить данные примеры? (1 - на сложение; 2 - на вычитание.)

756 + 20  

946 - 42  

634+ 100  

345 - 5  

191 +3

850 - 50

- Назовите правила сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд.

- Решите данные примеры с объяснением.

IV. Изучение нового материала.

Мы научились выполнять сложение и вычитание круглых сотен, круглых сотен и десятков, круглых сотен и единиц, складывать и вычитать одно- и двузначные числа с трехзначными, складывать и вычитать трехзначные с трехзначными, оканчивающиеся нулями Как вы думаете, какие примеры будем решать сегодня? (Высказывания учащихся.)

Сегодня научимся складывать и вычитать трехзначные числа с трехзначными числами без перехода через разряд.

Как вы думаете, как следует складывать и вычитать трехзначные числа между собой? (Учащиеся смогут самостоятельно вывести правило. В любом случае обратить их внимание на опору.)

- Рассмотрите примеры.

1. Анализирую числа:

  • 224 - трехзначное число, состоит из 2 сот. 2 дес. 4 ед.
  • 325 - трехзначное число, состоит из 3 сот. 2 дес. 5 ед.

2. Складываю:

  • сотни с сотнями;
  • десятки с десятками;
  • единицы с единицами.

 

1. Анализирую числа:

  • 783 - трехзначное число, состоит из 7 сот. 8 дес. 3 ед.
  • 421 - трехзначное число, состоит из 4 сот. 2 дес. 1 ед.

2. Вычитаю:

  • из сотен сотни;
  • из десятков десятки;
  • из единиц единицы.

- Как складывают и вычитают трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)

- Ребята, существует и другой способ решения данных примеров. Рассмотрите его в учебнике самостоятельно и объясните.

Работа по учебнику: выполнение задания 193 на с. 66.

Задача. В поселке 112 деревянных домов, а каменных на 125 больше. Сколько каменных домов в поселке?

Решение: 112 + 125 = ?

Решать нужно так:

125 — 100 + 25

112 + 100 = 212

212 + 25=237

Решите данную задачу известным нам способом: 112 + 125 = 237.

Для удобства вычислений учащиеся подчеркивают разряды (одной чертой - десятки, двумя чертами - единицы).

Ребята, как вы думаете, какой способ удобнее? (Высказывания учащихся.)

Каким арифметическим действием проверим правильность выполнения сложения? (Вычитанием.)

Выполните проверку вычитанием. Объясните решение примера.

V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

1) Работа по учебнику: выполнение заданий 194 (2, 3 ст.) на с. 66,197 (2) (1 ст.) на с. 67. разобрать

- Решите примеры. (дополнительно для сильных)

345+324 + 120

271 +516 + 112

123+445+321

- Как складываем трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)

- Решите примеры. Выполните проверку.

676-453

534-212

895 - 453

- На какое арифметическое действие примеры? (На вычитание.)

- Как вычитаем трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)

- Каким арифметическим действием выполним проверку? (Сложением.)

Физкультминутка

VI. Закрепление знаний.

Демонстрация (интерактивная доска) иллюстрации с изображением почтового ящика, телеграммы, почтового отделения.

- Рассмотрите рисунки. Как мы с ними связаны? (Высказывания учащихся.)

- С какой профессией они связаны? Кого называют почтовыми работниками? (Высказывания учащихся.)

- Чем занимаются почтовые работники? (Высказывания учащихся.)

- Какие телеграммы называют срочными? (Высказывания учащихся.)

- Какие телеграммы называют простыми? (Высказывания учащихся.)

1. Работа по учебнику: выполнение задания 200 на с. 67.

Задача. Почтовое отделение отправило 245 простых телеграмм, а срочных - на 112 меньше. Сколько телеграмм отправило почтовое отделение?

- О чем говорится в задаче? (О телеграммах.)

- Какие телеграммы отправило почтовое отделение? (Простые и срочные.)

- Сколько простых телеграмм отправило почтовое отделение? (245.)

- Сколько срочных телеграмм отправило почтовое отделение? (Неизвестно, но сказано, что на 112 меньше.)

- Что надо узнать в задаче? (Сколько телеграмм отправило почтовое отделение?)

- Как запишем краткое условие задачи? Запишите самостоятельно.

- Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Нет, потому что не знаем, сколько срочных телеграмм отправило почтовое отделение.)

- Как узнаем, сколько срочных телеграмм отправило почтовое отделение? (От 245 отнимем 112, так как срочных телеграмм было меньше.)

- Во сколько действий задача? Докажите. (В два, так как первым действием будем находить количество срочных телеграмм, а вторымобщее количество телеграмм.)

- Какое арифметическое действие первое; какое второе? (Первое - вычитание; второе - сложение.)

- Решите задачу самостоятельно.

Один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски; проверка.

Ребята, а если бы в задаче говорилось, что срочных телеграмм было больше, чем простых, каким было бы первое действие? (Сложением.)

2. Работа с геометрическим материалом.

- Какую форму имеют бланки телеграмм? (Прямоугольную.)

- Какую фигуру называют прямоугольником? (Фигуру, у которой противоположные стороны равны и все углы прямые.)

- Посчитайте количество прямоугольников на рисунке. (8.)

VII. Итог урока.

- В пределах какой разрядной единицы считали и решали примеры? (В пределе 1000.)

- Из каких разрядных единиц состоят трехзначные числа? (Единиц, десятков, сотен)

- Как складываем, вычитаем трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)

Самооценка.

Литература.

  1. Учебник “Математика 5 класс”, автор Перова М.Н., Капустина Г.М., ИЗДАТЕЛЬСТВО “Просвещение”
  2. Методика преподавания математики, автор Перова М.Н.
  3. Диск “Математика. Система уроков по учебнику М.Н. Перовой, Г.М. Капустиной, 5 класс”, издательство “Учитель”.