Педагогические задачи:
- образовательные: создать условия для ознакомления с правилом сложения трехзначных чисел с трехзначными без перехода через разряд и с соответствующими случаями вычитания; научить пользоваться данным правилом при решении примеров; закрепить умение складывать и вычитать трехзначные числа с однозначными и двузначными; совершенствовать умение решать простые арифметические задачи;
- коррекционно-развивающая: способствовать развитию логического мышления, речи учащихся;
- воспитательная: содействовать воспитанию самостоятельности, навыков культурного поведения при общении с окружающими людьми.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
- Предметные: познакомятся с правилом сложения и вычитания трехзначных чисел с трехзначными числами без перехода через разряд и соответствующими случаями вычитания; научатся применять полученные знания при решении примеров и задач.
- Познавательные: получат возможность научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- Регулятивные: получат возможность самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- Коммуникативные: научатся контролировать свои действия и действия партнера.
- Личностные: проявят умение управлять своими действиями, учитывая правила культурного поведения.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; карточки - опоры, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент (тема урока закрыта).
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
Учитель читает стихотворение.
Долгожданный дан звонок - начинается урок!
Вот учебник на столе, а вот - тетрадки,
Нам не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!
II. Устный счет.
1. Минутка чистописания.
100, 200, 300...
- Рассмотрите первую строчку. Что записано? (Круглые сотни.)
- Какие разрядные единицы отсутствуют? (Единицы, десятки.)
- Что пишем на их месте? (Нули.)
- Найдите закономерность. (Каждое следующее число увеличивается на 100.) Допишите числа до конца строки, соблюдая данную закономерность.
- Рассмотрите вторую строчку.
- Что видите? (Геометрические фигуры.)
- Установите закономерность. (Круг, квадрат, круг....)
- Что не изменяется? (Точка в середине фигур.)
- Дорисуйте бордюр до конца строки, соблюдая закономерность.
2. Упражнение “Составьте примеры и решите их”.
- Составьте примеры и решите их.
- Какое число прибавляли; вычитали? (200.)
- Как складывают (вычитают) круглые сотни с единицами и десятками? (Поразрядно.)
3. Работа над задачей “Составим задачу по рисунку”.
Учитель демонстрирует рисунки домов и карточки с числовыми данными.
Используя рисунки и числовые данные (90 жителей и 390 жителей), составьте задачу. (Выслушиваются не менее трех ответов.)
Задача. В одном доме 390 жителей, а в другом - на 90 жителей меньше. Сколько жителей во втором доме?
- Каким арифметическим действием ответим на вопрос задачи? Почему? (Вычитанием, потому что, чтобы узнать, на сколько меньше жителей в другом, надо из большего вычесть меньшее. 390 – 90 = 300)
- Так сколько жителей во втором доме? (300)
- В каком доме живете вы?
(Многоэтажный, многоквартирный, частный, деревянный...)
Разными были жилища наших предков, потому что жили они в разных природных условиях. Строили в старину дома из камня, соломы и глины, из ледяных глыб и костей крупных животных. Покрывали жилища шкурами зверей, войлоком, берестой, тростником и камышом. Русская изба рубилась топором из круглых бревен. Между ними прокладывали мох. Без единого гвоздя сооружали русские мастера бревенчатые терема и церкви. Сегодня любуются ими туристы со всего мира. Многое умели наши предки. В память о прошлом сохраняют старинные жилища в музеях под открытым небом. До сих пор в некоторых районах страны используют такие жилища, как чум, юрта.
Иллюстрации различных видов жилищ.
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
В пределах какой разрядной единицы мы учимся складывать и вычитать числа? ( в пределах 1000)
- На какие две группы можно разбить данные примеры? (1 - на сложение; 2 - на вычитание.)
756 + 20 946 - 42 |
634+ 100 345 - 5 |
191 +3 850 - 50 |
- Назовите правила сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд.
- Решите данные примеры с объяснением.
IV. Изучение нового материала.
Мы научились выполнять сложение и вычитание круглых сотен, круглых сотен и десятков, круглых сотен и единиц, складывать и вычитать одно- и двузначные числа с трехзначными, складывать и вычитать трехзначные с трехзначными, оканчивающиеся нулями Как вы думаете, какие примеры будем решать сегодня? (Высказывания учащихся.)
Сегодня научимся складывать и вычитать трехзначные числа с трехзначными числами без перехода через разряд.
Как вы думаете, как следует складывать и вычитать трехзначные числа между собой? (Учащиеся смогут самостоятельно вывести правило. В любом случае обратить их внимание на опору.)
- Рассмотрите примеры.
1. Анализирую числа:
- 224 - трехзначное число, состоит из 2 сот. 2 дес. 4 ед.
- 325 - трехзначное число, состоит из 3 сот. 2 дес. 5 ед.
2. Складываю:
- сотни с сотнями;
- десятки с десятками;
- единицы с единицами.
1. Анализирую числа:
- 783 - трехзначное число, состоит из 7 сот. 8 дес. 3 ед.
- 421 - трехзначное число, состоит из 4 сот. 2 дес. 1 ед.
2. Вычитаю:
- из сотен сотни;
- из десятков десятки;
- из единиц единицы.
- Как складывают и вычитают трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)
- Ребята, существует и другой способ решения данных примеров. Рассмотрите его в учебнике самостоятельно и объясните.
Работа по учебнику: выполнение задания 193 на с. 66.
Задача. В поселке 112 деревянных домов, а каменных на 125 больше. Сколько каменных домов в поселке?
Решение: 112 + 125 = ?
Решать нужно так:
125 — 100 + 25
112 + 100 = 212
212 + 25=237
Решите данную задачу известным нам способом: 112 + 125 = 237.
Для удобства вычислений учащиеся подчеркивают разряды (одной чертой - десятки, двумя чертами - единицы).
Ребята, как вы думаете, какой способ удобнее? (Высказывания учащихся.)
Каким арифметическим действием проверим правильность выполнения сложения? (Вычитанием.)
Выполните проверку вычитанием. Объясните решение примера.
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.
1) Работа по учебнику: выполнение заданий 194 (2, 3 ст.) на с. 66,197 (2) (1 ст.) на с. 67. разобрать
- Решите примеры. (дополнительно для сильных)
345+324 + 120
271 +516 + 112
123+445+321
- Как складываем трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)
- Решите примеры. Выполните проверку.
676-453
534-212
895 - 453
- На какое арифметическое действие примеры? (На вычитание.)
- Как вычитаем трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)
- Каким арифметическим действием выполним проверку? (Сложением.)
Физкультминутка
VI. Закрепление знаний.
Демонстрация (интерактивная доска) иллюстрации с изображением почтового ящика, телеграммы, почтового отделения.
- Рассмотрите рисунки. Как мы с ними связаны? (Высказывания учащихся.)
- С какой профессией они связаны? Кого называют почтовыми работниками? (Высказывания учащихся.)
- Чем занимаются почтовые работники? (Высказывания учащихся.)
- Какие телеграммы называют срочными? (Высказывания учащихся.)
- Какие телеграммы называют простыми? (Высказывания учащихся.)
1. Работа по учебнику: выполнение задания 200 на с. 67.
Задача. Почтовое отделение отправило 245 простых телеграмм, а срочных - на 112 меньше. Сколько телеграмм отправило почтовое отделение?
- О чем говорится в задаче? (О телеграммах.)
- Какие телеграммы отправило почтовое отделение? (Простые и срочные.)
- Сколько простых телеграмм отправило почтовое отделение? (245.)
- Сколько срочных телеграмм отправило почтовое отделение? (Неизвестно, но сказано, что на 112 меньше.)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько телеграмм отправило почтовое отделение?)
- Как запишем краткое условие задачи? Запишите самостоятельно.
- Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Нет, потому что не знаем, сколько срочных телеграмм отправило почтовое отделение.)
- Как узнаем, сколько срочных телеграмм отправило почтовое отделение? (От 245 отнимем 112, так как срочных телеграмм было меньше.)
- Во сколько действий задача? Докажите. (В два, так как первым действием будем находить количество срочных телеграмм, а вторым — общее количество телеграмм.)
- Какое арифметическое действие первое; какое второе? (Первое - вычитание; второе - сложение.)
- Решите задачу самостоятельно.
Один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски; проверка.
Ребята, а если бы в задаче говорилось, что срочных телеграмм было больше, чем простых, каким было бы первое действие? (Сложением.)
2. Работа с геометрическим материалом.
- Какую форму имеют бланки телеграмм? (Прямоугольную.)
- Какую фигуру называют прямоугольником? (Фигуру, у которой противоположные стороны равны и все углы прямые.)
- Посчитайте количество прямоугольников на рисунке. (8.)
VII. Итог урока.
- В пределах какой разрядной единицы считали и решали примеры? (В пределе 1000.)
- Из каких разрядных единиц состоят трехзначные числа? (Единиц, десятков, сотен)
- Как складываем, вычитаем трехзначные числа между собой? (Поразрядно.)
Самооценка.
Литература.
- Учебник “Математика 5 класс”, автор Перова М.Н., Капустина Г.М., ИЗДАТЕЛЬСТВО “Просвещение”
- Методика преподавания математики, автор Перова М.Н.
- Диск “Математика. Система уроков по учебнику М.Н. Перовой, Г.М. Капустиной, 5 класс”, издательство “Учитель”.