Изотерапия - одно из направлений арт-терапии. “Изотерапия (рисуночная терапия) - это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здравоохранительная технология. Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания ребёнком себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды – то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться детям от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, способствует развитию мелкой моторики рук. Изотерапия как самостоятельный метод лечения появилась всего несколько десятилетий назад и сегодня она очень востребована. Для работы с детьми изотерапия – лучший способ узнать о ребёнке многое: о чём он думает, что ему снится, чего он стесняется, ведь дети буквально “говорят” рисунками. Малыши не могут анализировать поступки окружающих и делать выводы, а с помощью изотерапии, через рисунок малыши могут выразить свои эмоции. Зажатость, агрессивное поведение, неуравновешенность, низкая самооценка, чувство одиночества и ревность – эти и многие другие проблемы помогает решить изотерапия. Занятия изотерапией помогают раскрыть потенциал ребёнка, вдохновить его, открыть для него новые возможности.
Работая с детьми в подготовительной к школе группе, я стараюсь использовать элементы изотерапии в проведении НОД по речевому развитию, познавательному и художественному развитию (рисование, аппликация, лепка)
Цель моей работы - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников посредствам изотерапии. Тренировка движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность детей, стимулирует развитие мышления ребенка. Каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, потому что они рождаются с творческими задатками, которые, к сожалению, со временем затухают. И чтобы это не произошло необходимо поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Для рисования я стараюсь использовать самые разные материалы: краски, карандаши, шерсть, восковые мелки, цветную бумагу, пластилин и т.д. – всё, что помогает создать художественное полотно.
Техники и приемы выбираю для работы по принципу простоты и эффектности. Стараюсь сделать интересным и привлекательным, как сам процесс создания изображения, так и результат, разнообразить работу с детьми во время деятельности: новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Экспериментирование с различными материалами (рисование свечой, моделирование коллажей, рисование в технике "граттаж", рисование пластилином, и мн. др.), обогащают знание ребенка об их свойствах, возможностях применения. В НОД по художественному развитию большое внимание уделяю цветовосприятию. Считаю, что хорошо развитое цветовосприятие помогает полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль и страх, удивление и восторг. А еще с цветом можно играть!
Например, в начале учебного года, на НОД по художественному развитию (рисованию), закрепляя смешивание красок, предлагала детям различные игры - задания: нарисуй "зеленую" или "сиреневую" сказку, "настроение цвета" - путем смешения красок детям предлагала сделать его веселым или печальным. Конечно, сформировать у детей это чувство в полной мере в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы необходимо и можно. Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребенок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни, он приобретает дополнительный язык. Когда что - то трудно сказать словами, можно выразить изобразительными средствами: обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с нарушением речи, а группа у меня логопедическая, которым трудно общаться с окружающими.
В процессе НОД использую такие нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс.
Начинаю работу с самых простых элементов изотерапии – рисование пальцами и ладошками. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Так, например, пальцами, ладошкой и красками, дети рисовали панораму к сказке “По – щучьему веленью”, изображая ладошкой деревья, кустарники, солнышко и пр. Как интересно детям рисовать пальчиками глиной по оргстеклу, выводя различные изображения.
Используя в работе изотерапию, считаю целесообразным включать в занятие классическую, инструментальную, со звуками природы музыку. Музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации. В данном случае изодеятельность является не только важным средством нравственного и эстетического воспитания ребёнка, но и как условием его эмоционального благополучия.
Большой интерес вызывает у детей рисование эстампами – отпечатывание листочками осенних деревьев с использованием мятой бумаги. Такую картинку дети рисовали, закрепляя лексические темы: “Осень”, “Деревья”. Изучая эти темы, в ходе НОД я с детьми работала над проектами “Осенние мотивы”, включая элементы изотерапии: рисование шерстяными нитками осенних пейзажей детьми. Кроме этого совместно с детьми оформляли выставку в раздевалке “Здравствуй, зимушка – зима!”, используя рисование шерстяными нитками в процессе НОД. Осенью, когда созревают овощи, я предлагала детям изготовить поделки из овощей в технике “квилинг”, где дети проявили большие творческие способности. А как каждый из детей гордился именно своей поделкой, придумав ей интересное название. Получилась замечательная выставка “Волшебные превращения”.
Порой сложно, но очень интересно детям выполнять работы по художественному развитию (аппликации) с помощью термомозаики. Используя такой приём изотерапии, мы совместно с детьми “рисовали” дорожные знаки, работая над проектом “Дорожные знаки. Используя зубные щётки, кисточки дети изображали “Салют победе”, пользуясь приёмом набрызга. Технику пластилинового рисования использовала во время работы с детьми над темой “День Победы”. А какой красивый получился у нас космический пейзаж “Полёт на Луну”, над которым дети работали восковыми мелками. Работу строю так, чтобы каждый ребенок имел право выбора сюжета и изобразительных средств. Особое внимание уделяю внимание малообщительным неконтактным детям. Считаю важным поддерживать атмосферу толерантности к неудачам ребенка, пресекать возможность насмешек со стороны сверстников и поощрять восхищение работами товарищей.
Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать, а следовательно и арт-терапевтический эффект от таких занятий выше.
Абсолютно новой, но очень интересной для детей оказалось техника “айрис фолдинг”, которую я использовала с детьми в ходе НОД по теме “Город”, изображая достопримечательности нашего города. Кроме этого дети пробовали рисовать витражными красками на прозрачной плёнке, что вызвало у детей большой интерес и позволило сделать работу яркой и красочной.
Работая над проектами “Царица – водица”, использовала в работе с детьми такие техники, как флиссмастер, рисование шерстью, биссерография, пластилиновое рисование, фольгой для оформления выставки “Кому нужна вода”; рисование мягким конструктором, бусинками использовала во время работы над проектом “Наша Родина”.
Особенно интересна детям такая техника, как рисование шерстяной ниткой. Дети самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Так совместно с детьми мы создавали панно “Моя губерния”, изображая шерстью пейзаж малой Родины. Хорошую эффективность показывает практика применения этих занятий для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Планируя НОД с детьми, я стараюсь включать интересные для детей темы с использованием изотерапии, такие, как рисование олешка по мотивам народных промыслов, технику нанесения лёгких штрихов простым карандашом “Кувшин и яблоко”, рисование по мокрому листу на тему “Зимний пейзаж”, рисование на розетте “Снежинка”, рисование штрихом “Цыплёнок”, “Одуванчик”, технику рисования шаблоном на тему “Караван верблюдов”, рисование методом листик – полулистик во время работы над темой “Вот оно какое наше лето”, рисование техникой “монотипия” при выполнении работы “Бабочка”, граттаж в работе по теме “Ночной город”, рисование цветным песком по теме: “Птицы”, рисование мыльной пеной по оргстеклу и многое другое (кляксография, тиснение, техника батик “Вальс весенних цветов” - рисование на ткани по сырому фону гуашью и пр.) Совместно с детьми на НОД по познавательному развитию оформляли поздравительную открытку для мам, используя такие элементы изотерапии, как карандашная стружка, рисование пайетками, блёстками, поролоновой губкой и др.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Опыт проводимой работы по использованию изотерапии показывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, способствует творческому самовыражению детей, развивает воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычных предметах окружающей действительности, способность нестандартно мыслить, образное мышление, память, внимание, тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, любознательность, наблюдательность, развивает чувство внутреннего контроля, саморегуляцию, развивает эмоциональную сферу детей, формирует адекватную самооценку, способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения, снятию негативных эмоциональных состояний (страхов, агрессивности, негативизма), а поэтому эту работу следует продолжать и дальше.