Цель: Закрепить знания детей о различных видах русского народного творчества (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Дымка), с укладом жизни и традициями русского народа через музыкальную и художественную деятельность детей.
Зал украшен предметами русского декаративно-прикладного искусства: на центральной стене висят рушники и павлово-пасадские платки, гжельский чайник из фанеры, прялка, матрешка, посуда из хохломы, дымковские игрушки, короб с лентой и жостовские подносы.
Входят дети и исполняют русскую народную мелодию “Во саду ли, в огороде” на русских народных инструментах: колокольчики, бубны, ложки и свистульки. (Уходят. Входит Сказительница)
Сказительница:
Богата и привольна Родина моя.
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка
И хохломской наряд.
По всей России матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
Выходят девочки из. подготовительной группы в русских костюмах, обходят зал и останавливаются в центре зала.
1 девочка:
Вечера на посиделках
С прялкой коротаем,
Веретенце в пальцах ловких
Быстро мы вращаем.
2 девочка:
Пряжу тонкую свиваем,
Тихо песни напеваем,
А как песню-то споем,
Хоровод свой заведем.
Хоровод: “Прялица” рус.нар.мел, обр. Т. Ломовой.
(сб. “Музыка и движение” (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет), стр. 204. Авт.С.И. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковнина. Москва “Просвещение”, 1984г.)
Сказительница:
Как нарядна и красива хохлома,
И недаром людям нравится она.
Красный с золотом по черному узор,
Ложек хохломских напевный разговор.
“Танец с ложками” рус.нар.мел. “Пойду ль я, выйду ль я”
(танцуют мальчики)
Сказительница: Сочинял русский народ и сказки. Очень давно, когда люди еще не умели писать и читать, старики рассказывали молодым знакомые им сказки, те своим детям. Каждый что-то менял в содержании сказки, что-то добавлял от себя и старался употребить какое-то новое, более красивое выражение. Так от одного к другому ( из уст в уста) переходили сказки, поэтому их называют русскими народными сказками. Потом, когда люди научились писать и читать, они начали собирать и записывать сказки неизвестных поэтов и писателей. Таким образом сохранились и дошли до наших дней эти сказки.
В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Сказки учат нас мудрости, смекалке, храбрости, умению бороться за правое дело.
Вбегает Баба-Яга.
Баба - Яга: Чую, чую русским духом пахнет. Зачем ко мне пожаловали? Старушку потревожили? Сейчас превращу вас в деревья лесные, будете около моей избушки стоять и тихо листьями шелестеть.
Сказительница: Что это ты, Баба Яга, разошлась? Кричишь на всех, сердишься? А не лучше ли поиграть, да повеселиться?
Баба Яга: Играть-то я люблю. Но ведь вы игру про Бабу Ягу не знаете.
Дети: Знаем, знаем.
Игра со словом: “ Бабка Ежка”
Бабка Ежка – костяная ножка, - дети идут по кругу друг за другом, взявшись за руки.
С печки упала, ножку сломала. – сужают круг.
А потом и говорит: - расширяют круг.
“У меня нога болит”
С окончанием слов Баба Яга догоняет детей, пытаясь осалить их метлой.
Баба Яга: Хорошо играете. Все ловкие, быстрые, никто ко мне не попался. За это я вас всех покатаю на метле.
Игра: “Хвост Бабы Яги”
Баба Яга: Как же мне с вами весело, я прям лет на сто помолодела. А пойдете со мной плясать?
“Барыня” - свободная пляска.
Сказительница: Баба Яга, а что у тебя мешочке, который висит на поясе?
Баба Яга: Ишь какие хитренькие, а вот и не покажу.
Дети: Ну покажи, покажи.
Баба Яга: Ну ладно. Там у меня цветные камушки, пойдемте, покажу.
Дети и Баба Яга уходят.
Сказительница:
Вот цыплята с курочкой,
Петушок расписной.
У игрушки дымковской
Характер озорной.
Выходят дети средней группы в костюмах цыплят.
Танец: “Курочка и цыплята”
(по выбору музыкального руководителя)
По окончании танца садятся на стульчики.
Сказительница:
Поднос из Жостова красив,
Любуйся им ты и гордись.
Ведь поработали с любовью мастера,
Чтоб получилась неземная красота.
Выходят дети старшей группы с подносами.
“Танец с подносами” рус.нар.мел. “Как у наших у ворот”
Сказительница:
Балалаечка моя – звонкая, веселая,
Мастерами Городца красиво разрисована.
Струны балалайки зазвучат,
Ноги сами пляски захотят.
“Танец с балалайками” рус.нар.мел. “ Я на горку шла”
(4 девочки с платочками и 4 мальчика с балалайками)
Входит Коробейник – взрослый с коробом в руках.
Коробейник:
На лотке моем лежат
Разные игрушки:
Мишка, зайчик и волчок,
Куколки – подружки.
Эй, девчонки и мальчишки,
Подходите не боясь.
Мы посмотрим кто быстрее
Из вас умеет торговать.
Аттракцион: “Перенеси из короба по одной игрушке на поднос”
Коробейник:
Внимание, внимание!
Сейчас открывается ярмарка.
Не стой у дверей,
Заходи поскорей!
Приглашает всех детей пойти за ним на “ярмарку”.
Сказительница:
Русские матрешки по свету славятся,
Матрешки наши первые красавицы.
Поют матрешки в хоре, живут не зная горя,
Весело, красиво и радостно на диво.
Входят девочки 2 младшей группы.
“Танец матрешек” (по выбору музыкального руководителя)
(по окончании танца садятся на стульчики.)
Сказительница:
Голубое небо, голубая ель,
Все это Российская прикладная Гжель.
Сеточки, веночки, бутоны, завитки –
Гжельские сударушки танцевать пошли.
Выходят девочки подготовительной группы в гжельских костюмах.
В середине стоит гжельский чайник из фанеры.
Танец: “Сударушка” рус.нар. мел., обр. Ю. Слонова.
(сб. “Музыка и движение” (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет), стр. 218. Авт.С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. Москва “Просвещение”, 1984г.)
Сказительница:
Этот чайник так хорош,
Лучше просто не найдешь,
Чай горячий, ароматный,
Очень вкусный и приятный.
Калачи да пряники к чаю испечем,
Всех друзей, знакомых
К чаю в гости позовем.
Все участники праздника выходят в зал с подносами в руках, на которых лежат сухари, сушки, ватрушки и пироги, выстраиваются полукругом перед зрителями и кланяются.
1 ребенок:
Тары – бары – растабары,
Выпьем чай из самовара
2 ребенок:
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
3 ребенок:
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Всех гостей приглашают в трапезную отведать чай с пирогами.